Консультация «Организация работы в ДОУ с детьми раннего возраста по программе «Первые шаги»
консультация

Шумакова Ольга Олеговна

«Организация работы в ДОУ с детьми раннего возраста по программе «Первые шаги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pervye_shagi.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация работы в ДОУ по программе «Первые шаги»

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания, которые используются в работе с дошкольниками. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию.

Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М.И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребёнка раннего возраста выступает общение ребёнка со взрослым и ведущая предметная деятельность.

Лисина Майя Ивановна - Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Ситуативно-деловая.

Возраст — 6 месяцев до 3 лет.

Место — общение как средство совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым.

Остаётся потребность в доброжелательном внимании и добавляется потребность в сотрудничестве.

Мотив — деловой (взрослый необходим для организации и поддержания игры, помощник, образец действий с предметами).

Средства — предметно-действенные.

  • Внеситуативно-познавательная.

Внеситуативно-личностная

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Основываясь на идее о социальной сущности человека, он считает истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом, словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Алексей Николаевич Леонтьев — советский психолог, ученик основателя культурно-исторической школы в психологии Льва Выготского

главное положение концепции, которое основывается на тесной взаимосвязи сознания и деятельности. Это значит, что психика человека формируется во время активности и в процессе работы, и в них же она проявляется. Ученые указывали, что важно понимать следующее: сознание и деятельность образуют единство, имеющее органическую основу.

Итак, по мнению А. Н. Леонтьева, "деятельность - сознание личности" - это главная логическая взаимосвязь всей концепции.

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. 

Эпоха раннего детства (0-3 лет)

Эпоха детства (3-11 лет)

Эпоха подростничества (12-17 лет)

В Программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка. Содержательный раздел Программы «Первые шаги» построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста. Этот раздел охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО

принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.

Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности

В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребенка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности.

Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей.

Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого.       Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребѐнка, отношение к нему как к самоценной личности – всѐ это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми.

Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов.

принципа преемственности, заложенного в современной Концепции непрерывного образования. Теоретические основания программы, ее цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах.

Ситуативность проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связаны с ней.

Предметная деятельность является ведущей раннем возрасте (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина). В процессе этой деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами.  Предметная деятельность имеет свою логику развития.

Становление предметной деятельности связано с изменением характера общения ребенка со взрослыми. Взрослый становится для малыша образцом действий с предметами.

Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок- исследователь.

Развитие речи в раннем возрасте   Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребѐнка раннего возраста.

Становление игровой деятельности   Среди всех игр и забав малышей в раннем возрасте особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни.

Формирование потребности в общении со сверстниками  Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано, уже на первом году жизни.

Физическое развитие в раннем детстве  В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы воспитателя 1 младшей группы по теме: «Организация работы по сенсорному воспитанию в раннем возрасте».

Представленный материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста для организаци работы по сенсорному воспитанию....

Сценарий Мини- спектакля « Колобок на новый лад» (Театрализованная деятельность в группе раннего возраста по программе « Первые шаги на сцену»)

АКТУАЛЬНОСТЬ      В раннем дошкольном  возрасте, дети познают окружающий мир, через непосредственное прикосновение с предметами ближнего окружения. Чтение сказок  до...

Рабочая программа ранний возраст по программе "Первые шаги"

Рабочая программа по программе "Первые шаги"...

Консультация для педагогов «Организация работы сотрудников в группе детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет, взаимосвязь двух режимов»

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качеств...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ» май 2022г.

Промежуточные результатыпедагогической диагностикиМониторинг достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ»группа раннего возраста № 2 «Пчелки»Воспит...

Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»

Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»...

Консультация "Особенности организации и проведения прогулки с детьми раннего возраста"

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжи...