Консультация "Особенности организации и проведения прогулки с детьми раннего возраста"
консультация
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 3 — 4 часа в день, но время может варьироваться в зависимости от погодных условий. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий - при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м. /сек. Прогулка не проводится для детей до 4 лет. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г. Н. Сперанский).
Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Важно рационально организовать этот момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_osobennosti_organizatsii_i_provedeniya_progulki_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Особенности организации и проведения прогулки с детьми раннего возраста»
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 3 — 4 часа в день, но время может варьироваться в зависимости от погодных условий. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий - при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м. /сек. Прогулка не проводится для детей до 4 лет. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г. Н. Сперанский).
Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Важно рационально организовать этот момент.
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ.
• Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.
• Одевание детей нужно организовать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы они недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.
• Одевать и раздевать детей при подготовке к прогулке и возвращению с прогулки необходимо по подгруппам (Чтобы ускорить процесс одевания, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям):
— воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей - медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и затем выводит детей в раздевалку;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы детей, после чего выводит их на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем, после болезни рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
• Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности (очередность одевания детей – теплые штаны, обувь, шапка, куртка, шарф и варежки). При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке.
• Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания) сформировались быстрее.
• Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК.
• Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.
• На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.
• Песочница располагается под тентом и представляет собой большой, низкий ящик с бортиками, обязательно с крышкой. Песок периодически очищают, пополняют, перемешивают и увлажняют.
• Участок должен быть ярко украшенным в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.). Украшение может служить игровым материалом.
• Достаточное количество игрового материала делают прогулку достаточно насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.
• Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
• Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Структура прогулки. В нее входит 5 компонентов:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, ветер, солнце и т. п.);
• Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых - дворника, шофера, строителя и т. д.).
Виды наблюдения:
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Подвижные игры.
• Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные и волевые качества.
• Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами или игры с текстом (подражание действиям воспитателя, различного вида имитации). Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке от 6 до 10 минут. Помимо подвижных игр на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).
Во время прогулок воспитатель организует индивидуальную работу с детьми (на развитие движений).
• Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
• Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем пересчитывает воспитанников, дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они отряхивают ноги. Перед входом в детский сад воспитатель снова пересчитывает детей. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются и идут в группу.
Воспитатель и помощник воспитателя организуют гигиенические процедуры после прогулки и готовят воспитанников к следующему режимному моменту.
Во время прогулок воспитатель должен следить за количеством воспитанников (пересчитывает каждые 10 минут).
В случае травматизма воспитанников на участке воспитатель должен немедленно сообщить об этом администрации детского сада и медперсоналу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста
Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...
Презентация на тему" Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста"
Краткие основные моменты организации прогулки с детьми раннего возраста...
Презентация "Организация и проведение прогулок с детьми раннего возраста"
Презентация для воспитателей работающих на группах раннего возраста "Организация и проведение прогулок с детьми раннего возраста"...
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...
Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста
laquo;День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья.»Г. А. Сперанский...
Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста
Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский)....