Консультация для педагогов «Организация работы сотрудников в группе детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет, взаимосвязь двух режимов»
консультация (младшая группа)

Вяткина Лариса Георгиевна

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ranniy_vozrast_.docx204.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

«Организация работы сотрудников в группе детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет, взаимосвязь двух режимов»

Новости начальной школы гимназии - 19 Апреля 2021 - Официальный сайт МАОУ  гимназии №32 г. Калининграда

                                                             Подготовила воспитатель:

                                                             Вяткина Л.Г.

«Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  А. С. Макаренко

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Дети первых лет жизни особенно нуждаются в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому списочный состав определяется таким образом, чтобы в них были дети не одной, а двух, при необходимости и трех возрастных подгрупп.

Для детей в возрасте от 1 года 7 месяцев до 3 лет устанавливают специальный режим, который устроен таким образом, чтобы дети в возрасте от 1 года 7 месяцев до 2 лет спали в течение суток не менее 13 часов, а старшие дети - 12-12.5 часа. Режим питания 4-разовый с промежутками в 3,5-4 часа.

Таким образом, по мере увеличения возраста количество часов бодрствования постепенно возрастает. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими физическому и умственному развитию ребёнка. Для детских игр надо иметь достаточное количество игрушек. Мебель должна соответствовать росту детей.

В группе детей 1-2 лет мебель должна быть комбинированной, т. е. приспособленной для обслуживания детей взрослыми и к росту детей, которые после полутора лет начинают овладевать навыками самообслуживания.

Методика проведения режимных процессов.

 

При проведении того или иного режимного процесса воспитатель должен: своевременно и полностью удовлетворять органические потребности детей; воспитывать положительное отношение к любому из процессов; развивать и совершенствовать движения, речь, ориентировку в окружающем; систематически и планомерно прививать детям культурно-гигиенические навыки; воспитывать привычки культуры поведения и положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми; развивать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность участвовать в самообслуживании, прививать первоначальные трудовые навыки. Правильное проведение режимных процессов является условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного, глубокого сна.

Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы:

1. Создание у детей предварительной установки на данный процесс. Например, дети увлеченно играют, а их следует уже приглашать на обед. Воспитатель обращается к играющим: «Видите, уже няня принесла нам обед. Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать!».

2. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Воспитатель сопровождает свои действия неторопливой речью. Например, при одевании на прогулку обращается к малышу: «Не слушается кофточка? Давай я тебе помогу!».

3. При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, если будет стараться. Воспитатель обязательно должен порадоваться новому достижению ребенка.

Во второй группе раннего возраста детей, как правило, распределяют на две возрастные подгруппы: от 1 г. до 1 г. 6 мес. и от 1 г. 6 мес. до 3 лет.

Режим этих подгрупп должен охватывать временной период от утреннего подъема до укладывания на ночной сон.

При составлении его учитываются следующие факторы: общая продолжительность сна в сутки; количество дневных периодов сна и продолжительность каждого из них; число кормлений данной возрастной подгруппы с учетом перерывов между ними, длительность каждого отрезка бодрствования, начиная с момента пробуждения ребенка.

Утренний прием детей в холодный, период года, как правило, проходит в помещении, в теплое время года при благоприятных погодных условиях - на участке. Во время утреннего приема воспитатель осматривает зев и кожный покров ребенка, измеряет температуру, при необходимости показывает врачу. Педагог расспрашивает родителей о самочувствии и поведении ребенка накануне его прихода в дошкольное учреждение, фиксирует в дневнике показания родителей.

Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Как правило, малышей проводят в туалет по 3-4 человека одновременно перед прогулкой и после нее, перед сном и после него. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. Такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5-2 ч. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате без присмотра.

Интервалы между кормлениями детей второго года жизни составляют 3,5-4,5 ч. В яслях-саду детям обеспечивается 3-4-разовое питание. Завтрак должен начинаться не позднее чем через час после пробуждения ребенка, последующие кормления не позже чем за час до укладывания. Процесс кормления должен проводиться постепенно, по мере готовности детей.

При организации питания детей в первую очередь следует соблюдать гигиенические требования к доставке готовых блюд в закрытой маркированной посуде. В процессе кормления нужно уделять постоянное внимание развитию у детей самостоятельности. Начиная с 1 г.-1 г. 2 мес. ребенка необходимо приучать самостоятельно есть ложкой. К 2 г. он должен достаточно хорошо владеть навыками самостоятельной еды.

Нельзя прибегать к насильственному кормлению, это может вызвать у ребенка негативную реакцию на пищу, рвоту. Регулярность кормления, вкусно приготовленные блюда, их привлекательный вид и запах - вот главные факторы поддержания хорошего аппетита у ребенка. Четкое соблюдение режима помогает сформировать устойчивый аппетит. При отсутствии или снижении аппетита у ребенка необходимо выяснить причину, проконсультироваться с врачом, побеседовать с родителями.

Детей 1 г.-1 г. 6 мес. кормят по 3-4 человека. Детей от 1 г 6мес. до 3 лет можно кормить всех одновременно, они могут есть самостоятельно под присмотром воспитателя.

Проведение режимных процессов в детском саду в холодный период года:

В 7.00 - 7.30 дети приходят в группу, играют. Воспитатель подготавливает все для приема детей. Проводит прием: осматривает кожу, зев ребенка, измеряет температуру.

Няня до прихода детей проводит сквозное проветривание, уборку. Приходящих в группу детей проводит в туалет. Организует игру. Приносит завтрак.

В 7.30 - 8.15 дети от игры постепенно переходят к завтраку. Воспитатель продолжает проводить прием детей, беседует с родителями, заполняет дневник. Переходит в группу, включается в проведение завтрака. Няня моет детям руки, кормит их завтраком. Следит за играющими.

В 8.15 - 8.30 дети по окончании завтрака играют. Воспитатель следит за играющими, подготавливает все для проведения занятия.

Няня замачивает посуду (складывает ее в мойку, заливает водой), протирает столы, подметает пол.

В 8.30 - 9.20 дети играют. Дети в возрасте 1,5 - 3 лет занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит занятие по подгруппам с детьми 1,5 - 3 лет. Няня поочередно проводит детей в туалет (на горшок). Следит за игрой детей в группе.

В 9.20 - 9.30 дети 1 - 1,5 лет играют. Дети 1,5 - 3 лет собираются на прогулку.

Воспитатель одевает подгруппу детей 1,5 - 3 лет на прогулку, следит за игрой детей 1 - 1,5 лет.

Няня постепенно одевает на прогулку подгруппу детей 1,5 - 3 лет (по 3 - 4 чел.).

В 9.30 - 11.00 дети 1,5 - 2 лет гуляют. Дети 1 - 1,5 лет спят. Воспитатель организует прогулку с детьми 1,5 - 3 лет.

Няня постепенно укладывает спать детей 1 - 1,5 лет. Устраивает в отсутствие детей в группе сквозное проветривание. Наблюдает за засыпающими. После того как все дети уснут, возвращается в группу, закрывает окна, моет посуду, устраивает влажную уборку помещения.

В 11.00 - 11.20 дети 1 - 1,5 лет спят. Дети 1,5 - 3 лет возвращаются с прогулки, играют.

Воспитатель приводит вторую подгруппу детей, раздевает. Просматривает детскую одежду, кладет на просушку. Моет руки детям второй подгруппы, предлагает поиграть. Следит за игрой всех детей.

Няня приводит первую подгруппу детей, помогает им раздеться, проводит в туалет (на горшок). Моет им руки, предлагает пройти в групповую комнату играть. Проводит те же процедуры с детьми второй подгруппы. Переодевает халат, уходит за обедом.

В 11.20 - 12.00 дети 1,5 - 3 лет от игры постепенно переходят к обеду. Воспитатель вместе с детьми убирает игрушки. Предлагает постепенно переходить от игры к обеду, предварительно вымыв руки. Обучает правильно мыть руки, насухо вытирать их. Кормит детей, приучает их правильно есть. Тем, кто раньше поел, предлагает поиграть.

Няня приносит обед, приглашает детей первой подгруппы помыть руки, сажает за стол. Постепенно подает каждому еду. Помогает воспитателю проводить кормление. Убирает все со столов, замачивает посуду, протирает столы.

В 12.00 - 13.00 дети 1 - 1,5 лет встают, совершают туалет. Приступают к обеду. Дети 1,5 - 3 лет, закончив обед, спят.

Воспитатель организует постепенное укладывание детей 1,5 - 3 лет, следит за сном. Заполняет необходимую документацию.

Няня поочередно проснувшихся детей 1 - 1,5 лет одевает, проводит в туалет (на горшок), умывает, моет руки. Кормит их обедом.

В 13.00 - 13.20 дети 1,5 - 3 лет спят. Дети 1 - 1,5 лет играют, затем занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит с детьми 1 - 1,5 лет занятие по подгруппам. Няня поочередно проводит детей 1 - 1,5 лет в туалет, наблюдает за играющими.

В 13.20 - 14.00 дети 1,5 - 3 лет спят, дети 1 - 1,5 лет играют. Воспитатель организует самостоятельную игру детей.

Няня моет посуду, проводит влажную уборку помещения. Следит за играющими.

В 14.00 - 14.20 дети 1,5 - 3 лет спят. Дети 1 - 1,5 лет занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит с детьми 1 - 1,5 лет 2-е занятие по подгруппам. Няня следит за играющими. Выполняет текущие дела.

В 14.20 - 15.00 дети 1 - 1,5 лет играют, готовятся ко сну. Воспитатель готовит все для проведения закаливающих процедур. Следит за играющими. Постепенно готовит детей 1 - 1,5 лет ко сну. Няня приносит полдник. Проводит детей в туалет перед сном.

В 15.00 - 15.30 дети 1 - 1,5 лет ложатся спать. Дети 1,5 - 3 лет постепенно просыпаются, встают, принимают водные процедуры, совершают туалет. Полдничают.

Воспитатель проводит закаливающие процедуры детям 1,5 - 3 лет. Привлекает детей к необходимому туалету. Проводит полдник.

Няня укладывает спать детей 1 - 1,5 лет, поднимает детей 1,5 - 3 лет по мере пробуждения. По мере надобности меняет постельное белье. Проводит в туалет детей 1,5 - 3 лет. Моет им руки.

В 15.00 - 15.30 дети 1 - 1,5 лет ложатся спать. Дети 1,5 - 3 лет постепенно просыпаются, встают, принимают водные процедуры, совершают туалет. Полдничают.

Воспитатель проводит закаливающие процедуры детям 1,5 - 3 лет. Привлекает детей к необходимому туалету. Проводит полдник.

Няня укладывает спать детей 1 - 1,5 лет, поднимает детей 1,5 - 3 лет по мере пробуждения. По мере надобности меняет постельное белье. Проводит в туалет детей 1,5 - 3 лет. Моет им руки.

В 16.00 - 16.30 дети 1 - 1,5 лет спят. Дети 1,5 - 3 лет играют, занимаются по подгруппам.

Воспитатель проводит 2-е занятие с детьми 1,5 - 3 лет. Няня замачивает посуду, следит за сном детей 1 - 1,5 лет, за играющими детьми 1,5 - 3 лет.

В 16.30 - 17.00 дети 1 - 1,5 лет по мере пробуждения принимают закаливающие процедуры, полдничают. Дети 1,5 - 3 лет играют.

Воспитатель следит за игрой детей 1,5 - 3 лет. Проводит закаливающие водные процедуры детям 1 - 1,5 лет. После туалета кормит их полдником.

Няня по мере пробуждения детей 1 - 1,5 лет поднимает, одевает. Меняет постельное белье. Проводит детей в туалет, моет им руки, отправляет на полдник.

В 17.00 - 18.30 все дети играют. Воспитатель организует игру детей, направляет, усложняет игру и т.д.

Няня меняет грязное белье, моет посуду. Производит уборку помещений, спальни, туалета.

В 18.30 - 19.00 дети подготавливаются к кормлению, моют руки. Ужинают, постепенно уходят домой.

Воспитатель кормит ужином. Беседует с родителями по поводу отдельных детей согласно календарному плану и текущей жизни группы. Готовит все необходимое для занятий на следующий день.

 Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.

Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка первого и второго года жизни — его вялости, сонливости или перевозбуждении — занятия следует прекратить.

В процессе воспитания детей второго года жизни большое внимание должно уделяться содержанию их деятельности в процессе бодрствования. Игры-занятия проводятся не ранее чем через 20 мин после приема пищи. С младшими детьми (1 г.- 1 г. 6 мес.) они проводятся во второй отрезок бодрствования. Со старшими детьми (1 г. 6 мес.-3лет.) проводят игры-занятия в первую и вторую половину дня.

Летом первое занятие в хорошую погоду проходит через 40 мин после выхода на прогулку. При организации занятий вначале детей объединяют по 3-4 человека. Позднее, когда возникает умение заниматься, их можно объединить в подгруппы по 7-8 человек. Во время занятий необходимо следить за правильностью позы детей, не допускать длительных (более 5-6 мин) занятий, связанных с малоподвижной позой.

В холодный период года прогулка с детьми первой подгруппы (до 1 г. 6 мес.) не проводится, так как они быстро мерзнут, мало двигаются, самостоятельно занять себя не могут.

В дошкольном учреждении зимой с детьми 1 г. 6 мес.- 3 лет проводится одна прогулка, вторая - по возвращении домой, с родителями. Длительность прогулки в яслях-саду до 1 ч. 30 мин в зависимости от погодных условий.

На прогулку нужно выносить игрушки, специально предназначенные для участка, которые должны храниться отдельно от других. Деятельность детей на участке во время прогулки должна быть разнообразной и интересной: спокойные игры необходимо чередовать с подвижными, которые проводятся с небольшими группами. В зимний период прогулка может проводиться при температуре до -10, -15°С.

Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, воспитатель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность.

На втором году жизни ребенок еще не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усвоив под руководством воспитателя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.

Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.

Задачи развития детей второго года жизни в дошкольном образовательном учреждении:

  • Начинать формировать у детей предпосылки эстетического отношения к окружающему, людям, природе, красивым предметам быта, произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
  • Начинать развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, произведения народного искусства.
  • Заинтересовать детей цветовыми свойствами предметов и обогащать их опыт действиями с предметами разных цветов.
  • Развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму и цвет.
  • Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действия взрослого со строительными материалами. 

Адаптация ребёнка в ДОУ - Портфолио Шаманской Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в период адаптации детей раннего возраста

Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам....

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

Консультация для педагогов. «Организация работы здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка понимать ценность з...

Консультация для педагогов «Организация предметно- пространственной среды для детей раннего возраста»

Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации реб...

Консультация для педагогов «Использование адаптационных технологий в группе детей раннего возраста»

С приходом ребенка в детский сад  его жизнь существенно меняется, появляется  режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный конта...

Консультация для педагогов «Организация работы здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка понимать ценность з...