Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»
проект
Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppy_rannego_vozrasta.docx | 701.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5
Краткосрочный проект по адаптации в группе раннего возраста с родителями «Первые шаги»
Авторы проекта: Халимонова Н.А
Петрова А.Э.
г.Усть-Лабинск
2022г.
Пояснительная записка
Информационно практико-ориентированный проект «Первые шаги» предназначен для родителей детей раннего возраста. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическим и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
●Принцип доступности.
●Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).
●Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).
●Принцип психологической комфортности.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей в реально социально-экономических условиях. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмой. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими, не желание пребывать на свежем воздухе и т.п.
Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим ребенка.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Реализация совместного проекта с родителями и детьми посредством организации разнообразных культурных практик расширит интерес малышей к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в игровой, познавательно-творческой деятельности, развитии коммуникативных навыков; формировании представлений о себе, других людях; будет содействовать сотрудничеству детей и взрослых, обеспечивая формирование опыта позитивной социализации.
Паспорт проект
Наименование проекта (тема) | Проект с родителями детей раннего возраста «Первые шаги» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район. |
Вид проекта | Информационно практико-ориентированный, краткосрочный |
Длительность проекта | С 01 августа 31 октября 2022 года |
Разработчик проекта | Воспитатели : Халимонова Наталья Александровна, Петрова Анастасия Эдуардовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район. |
Основные исполнители проекта | Воспитатели, воспитанники ДОУ группы раннего возраста, родители воспитанников. |
Социальная значимость проекта | Будет обеспечен оптимальный уровень адаптации детей. У детей будет наблюдаться развитие позитивных отношений в детском коллективе. У педагогов и родителей повысится уровень компетентности по вопросам адаптации, воспитания и развития детей. 100% родителей будут участвовать в жизни группы и детского сада и установят партнерские отношения с семьями воспитанников. |
Цель проекта | Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. |
Основные задачи проекта | Для детей: - Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; -Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка; -Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения. Для родителей: - Работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; -Обучение диадному копингу (совместному преодолению трудностей); -Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; -Повышение коммуникабельности между родителями. |
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации проекта) | -Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет. -Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. -Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. - Формирование социальной грамотности семьи, становление у родителей воспитанников позиции «осознанного родительства». -Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. |
Основные направления проекта | - Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей. - Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми. |
Основные принципы проекта | -Системность, четкая целенаправленность и плановость; -Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями; -Возрастной характер взаимодействия с родителями; -Открытость и доброжелательность. |
Нормативно-правовая база проекта | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова . |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр. Разработка анкет для родителей. Подбор и помещение информации по теме адаптации в родительский уголок. Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки), буклеты. |
Учебно-методическое | Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова «Социально-коммуникативное развитие детей» Л.Н. Галигузова «Развитие игровой деятельности детей» |
Этапы и стратегия реализации проекта:
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Подготовительный | -Изучение методической литературы. - Сбор информации о семьях воспитанников. -Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания детей (анкетирование, диагностическое обследование). - Исследование социальных навыков детей. -Выявление особенностей семейного воспитания. -Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей). -Составление планов работы с детьми, родителями. -Оформление и обновление предметно-развивающей среды. -Создание эмоционального комфорта. -Составление и подбор информационного материала для родителей. -Прогноз вероятной степени адаптации детей. | Август |
Основной | Распределение ответственности за реализацию проекта, непосредственная его реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями, трансляция родителям психологопедагогических знаний. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка. | Сентябрь-октябрь |
Заключительный | -Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей. -Подведение итогов адаптации на педсовете в виде презентации и отчета. | Октябрь |
Рабочий план проекта
Август | |
Работа с детьми | Работа с родителями |
-Игры с воспитателем: «Давайте познакомимся» «Я иду к вам в гости с подарками» -Игры для налаживания контакта с ребенком: «Хлопушки», «Хлопаем в ладоши!» -Игры на развитие эмоционального общения ребенка с воспитателем: «Ку-ку», «Лови мячик», «Котенок». (Приложение 1) -Знакомство детей с приёмной «Мой шкафчик» -Знакомство с группой «Где живут игрушки?» -Знакомство с туалетной комнатой «Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами» -Знакомство со спальной комнатой «Вот твоя кроватка» | -Анкетирование (Приложение 9) -Консультации: «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?», «Как подготовиться заранее и помочь малышу» (Приложение 10) -Карта наблюдений «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Приложение 11) -Буклеты: «Адаптация без слез», (Приложение 12) -Групповые и индивидуальные консультации. -Размещение материала в информационном уголке для родителей (Приложение №13) |
Сентябрь | |
Работа с детьми | Работа с родителями |
-Игры с воспитателем: «Дай ручку», «Хлопаем в ладоши», «Привет! Пока!» (Приложение 1) -Ситуация «Домик для одежды», -Знакомство с группой «Развивающие зоны» - Ситуация «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца», -Ситуация », «Кроватка ждёт тебя, малыш!» -Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Как дети играют в кубики». -Подвижные игры, хороводы: «Шарик», «Зайка», «Догоню-догоню!» (игра с игрушкой), «Лови мячик!», «Шли-шли, что-то нашли» (Приложение 2) -Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…», «Семья», «Сорока, сорока, кашку варила» (Приложение 3) - Фольклор, художественная литература: «Кто из нас хороший», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Утка-утенка, Кошка – котенка…», «Теплою водою руки чисто мою», «Не плачь, не плачь, детка...», «Это - ложка, это - чашка», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…», «Вот они, сапожки…» (Приложение 4) -Индивидуальная работа: формирование культурно-гигиенических навыков: -учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду, -учить последовательности при мытье рук, -учить пить из чашки, есть ложкой. -Развлечение «Мишка в гости к нам пришел» (Приложение 5) -Развлечение «Мои любимые игрушки» (Приложение 6) | -Анкетирование (Приложение 9) -Консультации: «Проблема адаптации детей в детском саду и пути их решения» (Приложение 10) -Карта наблюдений «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (Приложение 11) -Вводное родительское собрание «Первый раз в детский сад» (Приложение 17) -индивидуальная работа: «Роль родителей в процессе адаптации» «Как подготовить ребенка к детскому саду» -Буклеты: «Искусство быть родителями» (Приложение 12) -Размещение материала в информационном уголке для родителей (Приложение №13) - Папка – передвижка: «Особенности развития ребенка второго года жизни». -Пополнение предметно –развивающей среды :изготовление дидактических игр -Акция: «День добрых дел» (пополнение игрового, книжного, музыкального, спортивного уголка) -Групповые и индивидуальные консультации. - Просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду. - Проигрывание педагогических ситуаций с родителями. -Создание мини-музея «Любимая игрушка» -Интерактивная презентация фотографий о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». -Организация интерактивного клуба (посредством вотсап) «Спрашивали? Отвечаем!» - Создание фотоальбома «Мой малыш» |
Октябрь | |
Работа с детьми | Работа с родителями |
- Игры с воспитателем: «Выдувание мыльных пузырей», «Превращение в зверушек» (Приложение 1) -Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами) -Знакомство с группой «Развивающие зоны»: уголок «дом», дидактический стол, уголок «ИЗО», книжный уголок, спортивный уголок, музыкальный уголок. -Ситуации: «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы), «Петрушкина коробочка с волшебными палочками»- знакомство с цветными карандашами, «Картинки в наших книжках». -Подвижные игры, хороводы: «Раздувайся пузырь», «Зайка», «Шли-шли, что-то нашли», «Лови мячик!» (Приложение 2) -Пальчиковые игры (развитие речевых навыков): «Где же наши ручки?». Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик дедушка» (Приложение 3) Фольклор, художественная литература : «Вот и люди спят» , «Теплою водою руки чисто мою» Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» (Приложение 4) -Индивидуальная работа: формирование культурно-гигиенических навыков -закреплять последовательность при мытье рук; -учить пить из чашки, кушать ложкой, -при одевании на прогулку учить детей снимать групповую обувь и убирать в шкаф; -учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. -Сенсорное развитие: игры-занятия с дидактическим материалом «Пирамидка» , «Вкладыши», «Сортер» -Развлечение «Осень-чудная пора» (Приложение 7) -Развлечение «Мама и малыш» (Приложение 8) | -Консультации: «Как подготовить ребёнка ко сну», «Игры в период адаптации к детскому саду», «Одежда для прогулок» (Приложение 10) -«В помощь родителям» (Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста) (Приложение 15) - беседа: «Вредные привычки» «Какие игрушки покупать малышу» -памятки: «Профилактика ОРВИ и гриппа» (Приложение 16) - Выставка детско-родительского творчества – осенних поделок -буклеты: «Как научить ребенка самостоятельно одеваться?», «Сказка жизни ребенка», «Одежда для детского сада» (Приложение 12) - Изготовление атрибутов для физкультурного уголка. -Размещение материала в информационном уголке для родителей (Приложение №13) -Мастер-класс для родителей по рисованию пальчиковыми красками «Волшебные ладошки» (Приложение 14) -Групповые и индивидуальные консультации. - Просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду. - Проигрывание педагогических ситуаций с родителями. - Знакомство с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада». -Интерактивная презентация фотографий о жизни детей в ДОУ «На прогулке», «Это интересно!», «В нашем садике родном очень весело живем!». - Создание собственной «Копилки» практических советов: памятки различного психолого-педагогического содержания: «Почему он так себя ведет?», «Чем может помочь мама?», «Спокойное утро» и др. -Развлечение «Мама и малыш» (Приложение 8) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Мини- спектакля « Колобок на новый лад» (Театрализованная деятельность в группе раннего возраста по программе « Первые шаги на сцену»)
АКТУАЛЬНОСТЬ В раннем дошкольном возрасте, дети познают окружающий мир, через непосредственное прикосновение с предметами ближнего окружения. Чтение сказок до...
Краткосрочный проект «Пришла весна» (вторая группа раннего возраста)
. Цель: формирование элементарных представлений о весне, сезонных изменениях в природе, через организацию разных видов деятельности: игровой; познавательной; продуктивной....
Краткосрочный проект «Игрушки» для детей группы раннего возраста (1.5-2 года)
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...
Краткосрочный здоровьесберегающий проект по адаптации в группе раннего возраста «Здравствуйте, я пришел»
Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада....
Краткосрочный проект с детьми второй группы раннего возраста. Тема: «Репка»
Образовательная деятельность: интеграция образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие). Ауди...
Краткосрочный проект "День матери" в группе раннего возраста
На протяжении недели проекта, у всех участников сохранялось радостное праздничное настроение, что способствовало созданию положительного эмоционального фона в группе, а это очень важно в ада...
Проект по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Первый раз в детский сад»
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста...