«Развитие физических способностей дошкольников как результат социального партнёрства образовательной организации и семьи»
статья

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие физических способностей дошкольников как результат социального партнёрства образовательной организации и семьи»

                                                                                                                                  

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»  

(Л.Н.Толстой)

   В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня общего образования, говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребёнке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [1; c.22].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и образовательной организации. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время реализуется в системе дошкольного образования. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Полноценная реализация ФГОС дошкольного образования  современной образовательной организацией невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников.

Социальное партнерство педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, доверия и взаимопонимания.

В основе новой философии взаимодействия семьи и образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 

Основной идеей  взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

  Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его первичная социализация. И если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.          

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Детский сад — первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.  

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Гармоничное, всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее его развитие.

Дошкольная образовательная организация, являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.  Непонимание, отсутствие контакта между семьей и педагогами детского сада всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие с ними педагогов невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие образовательные учреждения и наше в том числе, способствуют формированию активной родительской позиции, ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей.

Взаимодействие нами рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установление между ними партнерских отношений для успешного воспитания и развития детей.

При этом необходимо строить  взаимодействие с родителями на следующих принципах:

- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

- последовательность и систематичность;  

- единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОО и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);  

- взаимопонимание (взаимопомощь и доверие) педагогов и родителей,

- формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательном процессе.

Список литературы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

3. Арнаутова, Е.П., Зубова, Г.Г., Ермакова, Л.А. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников / под ред. Е.П. Арнаутовой Г.Г. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей / под ред. Н.И. Бочаровой - М.: АРКТИ, 2003 – 96с.

5.  Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / под ред. Е.С. Евдокимовой. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.

6. Пензулаева, Л.И. Физические упражнения для дошкольников /под ред. Л.И. Пензулаевой - М.: Просвещение, 2014 – 114с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

Статья посвящена анализу организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семей воспитанников с целью полноценного физического развития дошкольников. Очевидно, что ребёнок ...

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Роль игры в развитии физических способностей дошкольника.

В статье раскрывается роль подвижных игр в развитии физических способностей детей дошкольного возраста....

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...

Принципы партнёрства образовательной организации и семей воспитанников с ОВЗ

Одной из важных задач деятельности образовательной организации (ОО) выступает взаимодействие с семьями воспитанников, которое позволяет расширить педагогическую компетеность родителей (законных предст...