Роль игры в развитии физических способностей дошкольника.
статья по физкультуре на тему

В статье раскрывается роль подвижных игр в развитии физических способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

     Кудряшкина О.М. , инструктор по физической культуре, ГБДОУ № 129 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Роль игры в развитии  физических способностей дошкольников.

По последним данным, полученных из разных компетентных источников, в последнее время состояние здоровья дошкольников ухудшилось: увеличилось количество детей имеющих различные психосоматические отклонения в состоянии здоровья. Тенденция понятна, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень урбанизации, и как ни странно технический прогресс. Жизнь не стоит на месте и вносит свои новшества и коррективы, сегодня вы вряд ли увидите во дворе детей играющих в подвижные игры. На смену увлекательным коллективным подвижным играм во дворах пришли компьютерные игры, круглосуточные детские телеканалы. Многие родители, для успешности своих детей в будущем, считают важным развивать интеллектуальную сферу, уделяют внимание эстетическому воспитанию, эмоциональному восприятию ребенка. Тем самым нарушая баланс полноценного развития. Вследствие этого двигательный опыт детей находиться в стагнации. На фоне этой ситуации проблема физического развития дошкольников посредством подвижных игр особенно актуальна и значима.
Общеизвестно, что многие специалисты в области педагогики, психологии, медицины научно обосновали благотворное влияние подвижных игр на формирование и становление личности ребенка в целом.
На сегодняшний день подвижная игра – самый простой и доступный и в то же время наиболее эффективный метод воздействия на ребенка в котором активно участвует сам ребенок. Кроме того, игра имеет преимущество перед другими методами, поскольку она связана с инициативой, творчеством и способствует развитию интеллекта и обогащению двигательного опыта дошкольников.
А основной задачей, которую ставит перед педагогами образовательный стандарт как раз является развитие творческой инициативы, различных способностей ребенка. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра соответствует законам, заложенным самой природой в развивающемся организме малыша. И поэтому является естественным проявлением жизни ребенка.
Важнейшие факторы оздоровления человека это положительные эмоции. Для ребенка подвижная игра — это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому подвижные игры, с элементами состязаний, как форма проведения физкультурных занятий, удовлетворяет потребности в движении у детей, воспитывают у них волевые качества, чувства коллективизма, формируют умение следовать определенным правилам.

В нашем ГБДОУ уже несколько лет успешно реализуется программа по дополнительному образованию «Игровая гимнастика с элементами ЛФК». Занятия проводятся по группам численностью 12 -15 человек, на ковровом покрытии без обуви, под музыкальное сопровождение. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является ее комплексная направленность, включение в каждое занятие элементов нескольких методик, способствующих гармоничному развитию организма ребенка в целом.

Программа является интегрированным курсом, который включает 9 комплексов игровых упражнений, связанных между собой единой сюжетной историей, превращающей занятия в увлекательную игру. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала и  обеспечивает поступательное физическое развитие ребенка. Каждый комплекс обязательно включает ,помимо игровых упражнений, самомассажи, упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для развития межполушарного взаимодействия, игру малой подвижности или релаксацию, разнообразные дорожки здоровья  с элементами полосы препятствий (для старшего дошкольного возраста). 2 занятия в месяц дополнительно включают комплексы фитбол-ритмики.

Ожидаемые результаты освоения программы определяются  поквартальными  задачами применительно к каждому дошкольному возрасту .Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата проводится по методике НИИ травматологии  и  ортопедии им. Г.И.Турнера и заключается в определении подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. Тесты проводятся  дважды в начале и конце учебного года. Результаты сводятся в единую таблицу.  

Используемые материалы и оборудование:

Мячи – фитболы, массажная пластмассовая дорожка, массажные утяжеленные (200 г) овальные мячи, массажные резиновые надувные модули диаметром 15 см и 30 см., массажные резиновые коврики 30*30 см. , массажная дорожка из 16 модулей, массажные мячики, канаты (2 шт). , деревянная ребристая дорожка, диски-здоровья, гимнастические поролоновые маты, гимнастические стенки (4 шт), гимнастические навесные перекладины (2 шт), рукоходы (2шт), веревочная лестница.

Педагоги знают, что достаточное заполнение свободного времени детей подвижными играми помогает общему и всестороннему развитию дошкольников.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они доступны людям самого разного возраста. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Последний год – приблизительно – дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образоват...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игрыВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нуж...