Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.
статья

Селиверстова Татьяна Николаевна

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательной среды ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Аннотация. Работа посвящена основам развития познавательных

способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательной среды ДОУ.

Ключевые слова: дошкольник, развитие, познавательная способность, электронный образовательный ресурс.

В современном обществе одной из основных и социально значимых

проблем выступает формирование познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста. Познавательный интерес в процессе образования и воспитания означает активную познавательную направленность, которая предусматривает позитивный, эмоционально положительный настрой на изучение предмета, радость, полученную от обучения, от познания чего-то нового, преодоления каких-либо трудностей при усвоении материала, самореализацию и самоутверждение формирующейся личности ребенка.

Многие педагоги и психологи, к примеру, такие как: В.В. Абашина,

Ш.А. Амонашвили, Н.К. Аширбаев, Г.А. Бордовский и многие другие,

изучали вышеуказанную проблему и приходили к выводу о том, что она

имеет чрезвычайную важность среди детей старшего дошкольного возраста и ей следует уделять пристальное внимание. Перед педагогом

встает важная задача, которая состоит в нахождении способов, способных вызвать наиболее устойчивый интерес к той или иной деятельности

также необходимо найти оптимальные пути решения данной проблемы,

осуществить поиск результативных форм, способов и средств, которые

способствовали наиболее эффективному развитию постоянного познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время при помощи электронных образовательных ресурсов возможно решение проблемы развития познавательного интереса.

С самого рождения в современном обществе дети окружены насыщенной медиа – средой, которая включает в себя электронные игрушки,

игровые приставки, компьютер. Надо отметить, что последний занимает в жизни ребенка определенное место, что накладывает определённый отпечаток на развитие их психических и физических качеств, на формирование личности в целом. Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что детская природа требует наглядности. Если раньше использовали различные схемы, таблицы и картинки, то в настоящее время это более близкая современной детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Современные электронные образовательные ресурсы обладают большими возможностями в развитии образовательного процесса.

Хорошо усваивается только тот материал, который увлекает ребенка. Электронные образовательные ресурсы могут воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения,звука, речи, видео, способны с огромной скоростью обрабатывать данные, воспроизводить их. Педагоги с их помощью имеют возможность создавать для воспитанников новые средства деятельности, отличающиеся значительно от всех существующих игр. В современном образовании электронные образовательные ресурсы выступают качественно новым мощным средством для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, но при этом необходимо помнить, что их применение в дошкольном учреждении в образовательном и воспитательном процессе требует тщательной организации, как в ходу основных занятий, так и во всех режимных моментах в целом. В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр длядетей с 3 лет. Умелое применение игровых компонентов способно повысить интерес воспитанников к образовательному процессу, активизирует их познавательную деятельность, процесс усвоения материала протекаетлегче, развивается образного мышления. Использование компьютера вучебной и воспитательной деятельности быстрее вовлекает детей в познавательную деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность - игру в процессе индивидуального обучения. Используемые электронные образовательные ресурсы разделены по следующим образовательным областям: познавательное развитие

(ФЭМП), социально-коммуникативное (ОБЖ), речевое развитие.

Электронные образовательные ресурсы включают в себя практические задания, которые направленны на формирование логического мышления, познавательного интереса, развитие воображения и фантазии и развитие общей и мелкой моторики рук. В соответствии с ФГОС был определен пространственно-временной ресурс: занятие должно проводится 1 раз в неделю, его длительность в старшей группе - 20 минут.

Занятие должно проводиться в помещении, которое оснащено ноутбуком, мультимедиа проектором и экраном, ноутбуками или планшетами для старших дошкольников. Планируемый результат: перспективное планирование должно содействовать формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности старших дошкольников: на занятиях воспитанники должны научиться принимать и понимать образовательную задачу; должны сформироваться графические и математические умения и навыки, способность к начальным формам конкретизации, обобщения, систематизации и умения образовывать простые понятия, способность к образному решению задач, должно развиться логическое мышление, вербальная память, должно способствовать формированию мотивации к учебной деятельности. Благодаря электронным образовательным ресурсам повышается эффективность познавательного образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей дошкольников".

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо "разбудить" в ребёнке исходное, ключевое зв...

Проект «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке познавательную активность, интерес к новым открытиям, создать для этого необходимые условия....

Презентация проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Презентация проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора  «Дары Фрёбеля»...

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением компьютерной программы

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением  компьютерной программы...

Консультация для педагогов :« Применение электронно - образовательных ресурсов для формирования логико – математических представлений дошкольников»

Неотъемлемой частью современного дошкольного образования являются интерактивные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество образования и воспитания, повысить мотивацию детей к получ...

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе инновационных музыкальных технологий.

Развитие познавательных способностей  - одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагога - создать максимальные условия, найти наиболее удачные способы подачи информаци...