«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»
статья по теме

Мусина Ольга Николаевна

Статья посвящена анализу организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семей воспитанников с целью полноценного физического развития дошкольников.

Очевидно, что ребёнок воспитывается и развивается параллельно в двух социальных институтах – семье и образовательной организации.

Мы рассматриваем их взаимодействие  как неотъемлемую часть развития детей в целом, и в физическом развитии в частности. Это одна из проблем современной семьи, которую необходимо решать сейчас, когда все еще можно исправить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musina_o.n._statya.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

                                                                                                                                                                  

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»  

(Л.Н.Толстой)

   В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня общего образования, говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребёнке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [1; c.22].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и образовательной организации. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Полноценная реализация ФГОС дошкольного образования  современной образовательной организацией невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников.

По мнению таких корифеев отечественной педагогики, как  Е.П. Арнаутова, В.П. Дубровина, О. Л. Зверева, и др. социальное партнерство педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, доверия и взаимопонимания. В основе новой философии взаимодействия семьи и образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Основной идеей  взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта»            (А.Ф. Бондаренко).

  Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его первичная социализация. И если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.           (С.В. Глебова)

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Детский сад — первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.  

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Гармоничное, всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее его развитие.

Дошкольная образовательная организация, являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.  Непонимание, отсутствие контакта между семьей и педагогами детского сада всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие с ними педагогов невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие образовательные учреждения и наше в том числе, способствуют формированию активной родительской позиции, ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Выбранное нами направление деятельности детского сада не явилось для нас случайными, это результат анализа  запросов родителей и социокультурных условий микрорайона, в котором находится детский сад.

Взаимодействие нами рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установление между ними партнерских отношений для успешного воспитания и развития детей.

Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка, так как организованные физкультурные занятия, праздники, совместные походы родителей и детей повышают устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется единая цель – подготовка к жизни, овладение определенным запасом двигательных навыков и умений. Кроме того, участие родителей (законных представителей) дошкольников в их физическом развитии способствует формированию у них активной жизненной позиции, повышению стрессоустойчивости, пропаганде здорового образа жизни, повышению уровня детско – родительского взаимодействия, что само по себе переоценить невозможно.

По высказыванию Л.И. Пензулаевой, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимым  условием психического развития является общение ребенка с взрослым. Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников. Было Выделено несколько этапов в этом процессе в течении первых семи лет жизни детей, а так же критерии их форсированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с тем или иным этапом общения.  В исследованиях, выполненных под руководством М.И. Лисиной, показан генезис общения со сверстниками в раннем  дошкольном возрасте. Оказалось что: к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству. Данные исследований свидетельствуют, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции. В общении со взрослым формируется потребность общения с другими людьми и эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, происходит овладение предметными действиями орудийного характера. Формы взаимодействия ребенка и взрослого проходят путь от первоначально-совместных, через совместно-раздельные, до самостоятельной деятельности самого ребенка.

Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений всех детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто – либо.   Деятельность нашего образовательного учреждения направлена на сотрудничество с семьёй и на достижение основной цели – разработку новых подходов и форм взаимодействия детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.  

Только в тесном контакте с родителями можно добиться результатов в воспитании и развитии детей. Причем, это взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

При этом необходимо строить программу взаимодействия с родителями на следующих принципах:

- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

- последовательность и систематичность;  

- единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОО и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);  

- взаимопонимание (взаимопомощь и доверие) педагогов и родителей,

- формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательном процессе.

Соблюдение данных принципов помогло нам в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома, а также способствовало приобщению родителей к активной деятельности по физическому воспитанию их детей и пополнению их знаний об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, игр на свежем воздухе.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Поэтому семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является физическое развитие детей. Это направление предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. 

Мы организуем следующие формы работы ДОУ и семьи:

- совместная спортивная деятельность с детьми и родителями - занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т.д.;

- консультационная помощь специалистов;

- составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.

 Были определены основные направления работы:  

- изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями по разработанным критериям;

- анализ условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в семье и определения путей улучшения здоровья каждого ребенка;

- создание в дошкольном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (зоны физической активности, закаливающие процедуры, массаж и т.п.);

- проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни: выполнение общегигиенических требований, рациональный режим дня, полноценное сбалансированное питание, закаливание;

- тренинг родителей по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) с целью профилактики заболеваний детей;

- согласование с родителями режима и лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в детском саду;

- использование различных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: проведение викторин, фото- и видео- конкурсов на самую интересную спортивную или подвижную игру с участием детей и взрослых членов семьи и т.п.;

- самодеятельное издание информационных листков с целью освещения и пропаганды опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширению представлений родителей о формах семейного досуга.

- консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учетом преобладающих запросов родителей и на основе связи ДОО с детской поликлиникой;

- подбор индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия и т.д. (для ежедневного выполнения дома с детьми);

- проведение дискуссий с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей;

- определение приоритетных направлений по оздоровлению детей в детском саду с целью более полного удовлетворения запросов родителей.

- разработка и обеспечение индивидуальной программы формирования и укрепления здоровья каждого ребенка в рамках взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Первым шагом в становлении социального партнерства стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием,  спортивная площадка для занятий на улице, физкультурные центры в группах. Педагоги разработали нестандартное физкультурное оборудование для закаливающих процедур, дорожки здоровья в спальнях.

Следующим шагом стала разработка комплексной системы оптимизации традиций физического воспитания детей в семье.

Также нами были проведены следующие мероприятия:

- создано информационное пространства для родителей и педагогов;

- организована работа клуба молодых родителей  и вновь поступивших в детский сад «Клуб здоровой семьи» (его деятельность направлена на повышение физической и валеологической компетентности родителей, гармонизации детско – родительских отношений в процессе совместных физкультурных занятий. Цель работы клуба: объединение усилий педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников, а также оздоровления детей дошкольного возраста);

- организовали выпуск семейных листовок «На ты со своим организмом»;

 - оформили папки-передвижки о здоровом образе жизни, картотеки и видеотеки для родителей и педагогов.

В силу особой актуальности проблемы сохранения психического и физического здоровья дошкольников нами разработана система взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей. В нашу практику стали постепенно входить физкультурные занятия совместно с родителями, которые способствуют адаптации родителей к совместной с ребёнком двигательной деятельности и гармонизации детско-родительских отношений.

Мы на многолетнем опыте убедились, что совместные физкультурные занятия и праздники (Приложение 1) являются актуальной и эффективной формой работы.

Еще одна форма совместной работы с родителями - элементарный туризм. Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для укрепления и сохранения здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, физическая активность и психологическая разгрузка. Туризм прост в организации, доступен для детей дошкольного возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников.

Так как мы живем в природной зоне, в нашем детском саду систематически используются совместные пешеходные походы в рощу к реке Урал. Цель этих походов - оздоровление организма детей, сплочение детей,  родителей и работников детского сада, приобретение навыка ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле.

Планируя свою работу с родителями, мы отдаем предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону детского сада и ребенка.

Список литературы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

3. Арнаутова, Е.П., Зубова, Г.Г., Ермакова, Л.А. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников / под ред. Е.П. Арнаутовой Г.Г. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей / под ред. Н.И. Бочаровой - М.: АРКТИ, 2003 – 96с.

5.  Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / под ред. Е.С. Евдокимовой. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.

6. Пензулаева, Л.И. Физические упражнения для дошкольников /под ред. Л.И. Пензулаевой - М.: Просвещение, 2014 – 114с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Роль игры в развитии физических способностей дошкольника.

В статье раскрывается роль подвижных игр в развитии физических способностей детей дошкольного возраста....

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...

Принципы партнёрства образовательной организации и семей воспитанников с ОВЗ

Одной из важных задач деятельности образовательной организации (ОО) выступает взаимодействие с семьями воспитанников, которое позволяет расширить педагогическую компетеность родителей (законных предст...

«Развитие физических способностей дошкольников как результат социального партнёрства образовательной организации и семьи»

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его первичная социализация. И если мы хотим вырастить нравственно и физичес...