«Развитие физических способностей дошкольников через формирование основ здоровьесбережения в контексте введения ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Новикова Галина Алексеевна

Методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На протяжении последних лет нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам
совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Семья – первый скульптор, который формирует мягкую, как воск, неоформленную душу и ум, волю и характер ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Несомненно, что свои первые жизненные установки он получает именно в семье. Полноценное здоровье и гармоничное физическое развитие ребенка – то, к чему стремятся все родители. Для реализации этой мечты нужны не только рациональное питание, положительный психоэмоциональный фон, но и формирование хороших привычек, грамотно организованный процесс физического воспитания

     Здоровье  – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

     Хорошее здоровье - это образ жизни. Это  стиль жизни, который человек  выбирает для себя, если хочет достичь  наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье - это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением.

     От  того как мы родители сегодня относимся  к своим детям зависит отношение детей завтра к нам – родителям, а также отношение наших детей к своим будущим детям.

     Каждый  из нас желает видеть своего ребенка  здоровым, благополучным, счастливым. Как сохранить его здоровье, как  нам обеспечить ему безопасное, счастливое и независимое будущее? Какая при этом роль семьи?

     2. Выбор образа жизни

     Воспитывать уважительное отношение к своему здоровью необходимо с самого детства. Чем меньше ребенок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

     Основные  поведенческие привычки, в том  числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

     Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих  внуков. Здоровье детей – цель, где должны сходиться интересы всей семьи. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

     3. Понятие здорового образа жизни

     Здоровье  детей – это не только отсутствие болезней и физических недостатков, это, прежде всего, состояние полного психологического, душевного, физического, социального и нравственного благополучия.

      Здоровый  образ жизни – образ жизни, способствующий сохранению, укреплению, восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни включает в себя:

Достаточную двигательную активность;

Рациональное питание;

Правильный режим дня;

Отсутствие вредных привычек;

Семья, её образ жизни, взаимодействие между её членами.

 

 

 

     Здоровье  неразрывно связано с понятием качества жизни. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, от экологии - 20%; от генетики - 20%, от состояния медицины – 10%.

     От  здоровья и жизнедеятельности детей  зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.        

      Здоровье  человека зависит от многих факторов. Это и состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие стран, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей.

     4. Роль семьи в обеспечении здоровья детей

     Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности.

     Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.

     Родительская  семья - важнейший институт формирования культуры здоровья подрастающих поколений. Воспитательный процесс в семье  не имеет границ, начала или конца, родители для детей - это жизненный "идеал", ничем не защищенный от пристального детского глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, сверстников. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается, и качество которой определяется рядом параметров:

-  социально-культурный - зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

- социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

-  технико-гигиенический - зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни;

-     демографический - определяется структурой семьи.

     В семье формируются фундаментальные  ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Значимость семьи в формировании культуры здоровья её членов в историческом аспекте легко подтверждается примером расслоения общества на культурно-бытовой основе через череду русских фамилий: Чистовы и Грязновы, Безруковы и Добронравовы и т.п. Современные семьи весьма разнообразны вследствие расслоения общества. Соответственно у представителей различных слоев различные представления о культуре здоровья. И, тем не менее, семья как институт в формировании культуры здоровья, играет, и будет играть кардинальную роль.

      Роль  семьи в обеспечении здоровья детей, по сути, заключается в формировании у них потребности укреплять здоровье, создании условий для этого и передачи необходимых знаний. Значительную часть этих функций, особенно в плане создания условий, невозможно выполнить без участия семьи. Никакие оздоровительные технологии не в состоянии полностью исключить влияние на здоровье образа жизни человека. Быть здоровым может только человек, который хочет, может, умеет и успевает формировать свое здоровье в повседневной жизни.

     5. Формирование культуры  здоровья

     Без усвоения, освоения, присвоения общечеловеческих ценностей нет человека, и задача формирования культуры здоровья заключается  не в объеме информации, а в усвоении ценностных установок личности, направленных на культуру здоровья. Поэтому на передний план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. И к таким средствам, на наш взгляд, относятся: деятельность, общение, отношения.

     Деятельность, как известно, - основной фактор развития человека. Деятельность, преобразующая  мир, несущая смысл добра, милосердия и

справедливости, формирует человека. Не менее важное условие – и цель деятельности. Она должна быть направлена на пользу другому человеку.

     Общение как атрибут деятельности повышает ее воспитательный эффект. Оно должно быть диалогично, проблемно, духовно  содержательно, интеллектуально насыщенно. Связующим звеном между деятельностью  и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, так как отношения – критерии развития семьи.

     Общение и деятельность по формированию культуры здоровья детей в семье напрямую связаны с психологическими механизмами  социализации. Первый такой механизм – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребенка систему ценностных установок и норм культуры здоровья, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация. В ее основе лежит подражание своим родителям, ориентация на родительский пример, на их уровень сформированности культуры здоровья.

      К сожалению, приходится констатировать, что родители далеко не всегда демонстрируют  пример здорового образа жизни.

     На  формирование культуры здоровья детей  оказывают влияние различные  по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции.

Ребенка должны воспитывать родители, а все  социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении  условий для саморазвития.

     Образование родителей, в отличие от детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.

     К основным причинам рискованного поведения  родителей можно отнести:

- недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, нездоровое сексуальное поведение, несоблюдение правил психогигиены и т.д.); недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;

- неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т.д.;

- отсутствие навыков,  недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т.д.;

- социокультурные  проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т.д.; отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам здорового образа жизни.

     6. Характеристики, влияющие на здоровье детей в семье

Биологические (наследственные) характеристики

     Здоровье  ребенка тесно связано со здоровьем  матери. Возможно, это объясняется  унаследованной восприимчивостью к  различным болезням, менее здоровым внутриутробным развитием, или более низким качеством заботы, которую способна дать ребенку больная мать. Кроме того, на здоровье матери и ребенка могут оказывать воздействие какие-то общие, но не поддающиеся измерению факторы, приводя к корреляции между состояниями их здоровья.

Демографические характеристики

Социально-демографический тип семьи

     В 2006 г. одна треть (30%) детей в России родилось вне брака. При том, что в «доперестроечные времена» доля таких детей составляла 11-14%. Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах - 17%. Статистика ужасающая, но вполне соответствующая мировым тенденциям: даже в самых развитых странах институт традиционного брака испытывает огромные нагрузки, и число «неполных» семей растет, как снежный ком. Согласно зарубежным исследованиям дети из неполных семей с большей вероятностью имеют проблемы со здоровьем, подвержены большему риску развития психических заболеваний, чаще злоупотребляют психоактивными веществами по сравнению со сверстниками, живущими с двумя родителями. Кроме того, согласно исследованиям, необходимо различать полные семьи с биологическими и с приемными родителями. Установлено, что дети, проживающие с отчимом, также как и дети из неполных семей, с большой вероятностью (более 50%) имеют проблемы со здоровьем, по сравнению со сверстниками, живущими с двумя биологическими родителями.

     Проведенный анализ выявил слабую связь между здоровьем ребенка и проживанием в неполной семье или совместно с другими родственниками. Не совсем понятно, определяются ли эти различия непосредственно структурой семьи или стрессами, являющимися результатом разводов или смерти родителей. При учете в модели всей совокупности факторов влияние типа семьи на здоровье ребенка уменьшилось и стало незначимым. Такие результаты могут быть связаны с тем, что влияние типа семьи на здоровье ребенка опосредовано другими факторами, например, материальным положением: в неполной семье или семье других родственников (часто это бабушки и дедушки) материальных ресурсов (а иногда и времени) ребенку уделяется меньше по сравнению с полными семьями, что в итоге провоцирует возникновение у него проблем со здоровьем.

Количество членов

     Дети из больших домохозяйств (в которых проживает 6 и более членов) обладают лучшим здоровьем по сравнению с детьми из домохозяйств меньшего размера. Отечественные исследования показывают, что дети в больших или многодетных семьях почти не болеют гриппом и другими простудными заболеваниями типа ОРЗ, следовательно, они обладают особым природным иммунитетом, т.к. большая семья является мини-социумом со своими внутренними законами. Дети в таких семьях вынуждены налаживать контакты с каждым членом семьи, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость и великодушие, поэтому дети из больших семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. Более того, возможно, что дети из больших семей меньше болеют, потому что за ними есть, кому присмотреть.

Социально-экономический статус семьи

     Связь между социально-экономическим статусом и здоровьем детей, к сожалению, остается мало изученной. Недавние исследования выявили наличие социального градиента для некоторых (но не всех) аспектов здоровья детей и подростков. Бедные дети с большей вероятностью имеют плохое здоровье, чаще подвержены респираторным, желудочно-кишечным заболеваниям, несчастным случаям, для них наблюдаются более высокие уровни смертности по сравнению с детьми из более обеспеченных семей .

     Наблюдается риск плохого здоровья и хронических заболеваний в семьях, которым приходится отказываться от медицинской помощи по причине нехватки материальных средств. Недоступность медицинской помощи, с одной стороны, непосредственным образом оказывает негативное воздействие на здоровье детей, а с другой стороны, может выступать proxy-мерой материального положения семьи в целом. Плохое материальное положение не обеспечивает средства для получения таких фундаментальных условий для хорошего здоровья, как питание, жилье и т.п. По данным на

2007г. 26% детей в возрасте до 16 лет в России проживает в условиях крайней бедности (со средними душевыми доходами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума). Согласно официальной статистике наименее обеспеченные слои населения в России, в отличие от располагающих большими ресурсами, потребляют меньше в 2,5 раза мясопродуктов, в 2,2 раза рыбы, в 2,1 раза молока и молокопродуктов, в 3,9 раза фруктов и ягод. Основными в меню становятся хлеб, картофель, макароны. «Бедный» тип питания приводит к возрастанию белково-калорийной недостаточности, проявляющейся у детей и подростков снижением массы тела и низкими ростовыми показателями. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, средний рост детей в пяти регионах страны ниже международных средних показателей. Согласно данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения почти 20% школьников страдают от недостаточного питания. Значительное число российских детей в период их формирования не получают достаточного количества основных витаминов и минералов, особенно железа и кальция. Около 7,5% детей потребляют пищевые продукты, содержащие животный белок – мясо, рыбу и яйца, – раз в неделю или реже. Число детей, употребляющих фрукты и соки раз в неделю, составляет почти 20%, и только 33% употребляют фрукты и соки каждый день. Недостаточное, плохо сбалансированное и нерегулярное питание наносит удар по всем физиологическим системам организма ребенка, включая умственное развитие.

     Согласно  психосоциальной гипотезе, родители в семьях с плохим материальным положением часто подвержены депрессии, что в результате, негативно сказывается на качестве родительского воспитания, отношениях между родителями и детьми, и даже может провоцировать неблагоприятное поведение родителей, например злоупотребление алкоголем, с последующим негативным влиянием на благополучие ребенка.

     При учете всей совокупности факторов воздействие  материального положения на здоровье детей уменьшилось и стало  незначимым, что может объясняться  тем, что связь между материальным положением и здоровьем ребенка  опосредована здоровьем матери.  

     Весь  быт и уклад семьи, ее эмоциональный климат, безусловно, сказываются как на формировании личности ребенка, так и на его здоровье.

Потребность взрослых членов семьи в физкультуре  и спорте, рациональном режиме дня  и отдыха, закаливании, пребывании на свежем воздухе также способствует гармоничному развитию ребенка, правильному восприятию им окружающего мира посредством здоровых органов чувств. Воспитание у ребенка с раннего детства потребности в здоровом образе жизни — один из решающих факторов профилактики заболеваний.

     

Таким образом, если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.

Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....

Консультация для воспитателей «Актуальность развития математических способностей у младших дошкольников через игровую деятельность в связи с введением ФГОС»

Консультация для воспитателей «Актуальность развития математических способностей у младших дошкольников через игровую деятельность  в связи с введением ФГОС»...

Требования ФГОС ДО в развитии творческих способностей дошкольников через ИЗО деятельность.

Задачи изобразительного искусства в развитии творческой личности ребёнка; условия необходимые для развития творческого потенциала дошкольника в изобразительной деятельности; методы и приёмы используем...

Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитание готовности к правильным действиям, чт...