План самообразования воспитателя разновозрастной средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 5 лет».
учебно-методический материал (средняя группа)
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает устное народное творчество.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_sr.gr_.docx | 115.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Астафьевский детский сад»
План самообразования воспитателя разновозрастной средней группы «Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3 – 5 лет».
Подготовила: воспитатель
разновозрастной средней группы «Звездочки»
Коврыжкина Н.В.
Астафьевка 2022
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по овладению детьми родным языком через произведения русского фольклора.
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Методы и приёмы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры.
Формы работы:
- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Чтение художественной литературы;
- Использование пальчиковых игр;
- Применение игрушек и изделия народных промыслов;
- Представление кукольного театра;
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- Рассказ о народных обычаях и традициях;
- Рассматривание иллюстраций о русском быте;
- Беседы, вопросы, разъяснения.
Актуальность выбранной темы:
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает устное народное творчество.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Перспективное планирование работы на 2022 – 2023 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Методическая подготовка | Сентябрь – апрель | |
Работа с детьми | Октябрь | 1. Загадки об осени, овощах и фруктах, грибах, хлебе. 2. Пословицы и поговорки об осени и осенних явлениях. |
Ноябрь | 1. Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», украинской народной сказки «Рукавичка». 2. Загадки о домашних, диких животных. 3.Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок». | |
Декабрь | 1.Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…». 2. Русская народная сказка «Зимовье зверей». | |
Январь | 1. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях. 2. Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…» | |
Февраль | 1. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. 2. Инсценировка русской народной сказки «Теремок». | |
Март | 1.Загадки, заклички о ранней весне 2. Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» | |
Апрель | 1.Беседа по иллюстрациям Ю. Васнецова к русским народным потешкам. 2.Разучивание пестушки «На зеленом на лугу…» и заклички «Весна, весна красная…» | |
Май | 1.Инсценировка русской народной сказки «Кот и петух». 2.Разучивание закличек «Солнышко, покажись!», «Сей, сей горох…» | |
Работа с семьёй | Октябрь | Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
Ноябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Декабрь | Изготовление книжек – малышек с потешками о зиме | |
Январь | Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм» | |
Февраль | Памятка для родителей «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек» | |
Март | Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама!» | |
Апрель | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Май | Приобщить родителей к обогащению атрибутов для инсценировки сказки «Теремок» | |
Самореализация | Май | Консультация для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 5 лет» |
Анализируя полученные результаты, сделала вывод об эффективности проделанной мною работы по самообразованию.
Предполагаемый результат подтвердился:
- пополнение словарного запаса у детей, развитие речевой активности в различных видах деятельности;
- появился устойчивый интерес к устному народному творчеству;
- проявились творческие способности в ролевых играх и драматизациях;
- у родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.
3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
8. Эльконин Д. Б. «Детская психология: развитие от рождения до семи». – М.: Просвещение, 1960г.
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ МНОЮ БЫЛА ИЗУЧЕНА ТЕМА
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы ((загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с потешками, прибаутками, пестушками, песенками, сказками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.
В ходе работы над темой самообразования мною была созданы папки-передвижки: «Наши сказки», «Пальчиковые игры», «Песенки, потешки».
Известно, что потешки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Потешка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство со сказками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в сказке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа- спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Анкета
«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» !
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1.Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___________________________
__________________________________________________________________________
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?_________________________
__________________________________________________________________________
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?
__________________________________________________________________________
4. Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________
__________________________________________________________________________
5. Читаете ли Вы детям сказки, потешки, песенки? Как часто?_____________________
__________________________________________________________________________
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
__________________________________________________________________________
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?
__________________________________________________________________________
8.Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?
___________________________________________________________________________
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?________________________
____________________________________________________________________________
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Консультация для родителей.
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста (Примерный)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста....
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
Отчет по самообразованию на 2021-2022учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....
План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029
План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029...
План по самообразованию в подготовительной группе. Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Актуальность по самообразованиюНесомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризац...