Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Цель: развивать речь через устное народное творчество.
Задачи НОД:
Обучающие:
- расширять представление детей о различных жанрах устного народного творчества.
- создать условия для развития интереса у детей к истории. Активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать умение действовать согласованно,
- развивать речь детей как средство общения, логическое мышления, память.
Воспитывать:
-интерес к устному народному творчеству и гордость за свою страну.
Материал и оборудование: бутафорская печь, коромысло, ухват, чугунок, маски к сказке «Теремок», кроватка с куклой, русский народный сарафан, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент
Стук в дверь. Входит тетушка Матрёна
- Здравствуйте, дети. Можно пройти к вам в группу? Я давно хотела побывать у вас в гостях, посмотреть ваш детский сад и вашу группу. Как у вас красиво, много игрушек. Давайте знакомится, я Тетушка Матрёнушка! А как вас зовут? ( ответы детей) Я люблю рассказывать разные удивительные истории и сегодня я хочу рассказать одну из них. Хотите ее послушать? Садитесь по удобней и слушайте.
Давным- давно, когда люди не умели не читать, не писать, жила –была бабушка Фекла, любила она с внуками нянчиться, сказки сказывать, колыбельные петь, потешки сочинять, да и много чего другого придумывать.
Ребятки слушали бабушку Феклу, запоминали, а когда выросли, стали рассказывать своим детям те своим. Так и передавали из уст в уста.
Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, поговорки и многое другое.
Благодаря этому мы с вами имеем возможность познакомиться с этими песнями, стихами, сказками, загадками и т. п. Называется это – устное народное творчество или фольклор
- Как называется это творчество?
Дети:
(Называется это – устное народное творчество или фольклор).
- А почему Устное?
Дети:
(Потому, что передавалось из уст в уста, то есть на словах).
Совершенно верно.
По содержанию эти сказки, потешки простые, но в них собрана мудрость веков.
- Как вы думаете, что же слышит первое, маленький ребёнок, лёжа в колыбели?
Дети:
(Это колыбельные, которые поют мамы, когда укладывают малышей спать).
- Верно! Маша сейчас споёт свей кукле колыбельную а вы послушайте. (МАША качает кроватку с куклой и тихонько поет).
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок.
Бай, бай, бай, бай,
Поскорее засыпай.
-Колыбельная песенка какая?
Дети:
( тихая….).
- Ребенок подрастает, и ему уже рассказывают потешки. Какие потешки вы знаете?
Дети:
- Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Детке спать не даешь?
- Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- – Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
- Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
5. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
Забодаю, забодаю!
- Что вы можете сказать о потешках? ( весёлые, интересные,..)
- Они не только веселят детей, но и развивают
Т. М. –МОЛОДЦЫ! Вы очень много знаете потешек.
Я знаю дети очень любят играть Я предлагаю вам поиграть в игру «Шёл козел по лесу» Кто знает считалку и выберет ведущего для игры?
Дети образуют круг, один ребёнок в середине круга выбирает ведущего
1.Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить.
2.Вышла мышка как-то раз
Поглядеть, который час,
Раз, два, три, четыре,
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался страшный звон -
Выходи из круга вон!
Хороводная игра «Шел козел по лесу…»
Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.
Текст и правила игры:
Выбирают одного ведущего — «козла».
Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу,
«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.
Приглашает поклоном выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.
— Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
Прыгают на двух ногах.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,
Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем
Стоя па месте, хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем,
Топают ногами, высоко поднимая колени.
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,
Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».
Ну а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы!
Кружатся поскоками.
Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.
Дети садятся на стульчики.
Т.М.: Вы мне очень понравились. .Как вы много знаете и многое умеете.
А загадки вы любите отгадывать? Слушайте и отгадывайте
Первая загадка:
1.С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит-
По тропинке катится
Подвигами хвалится.
Кто этот герой? Из какой сказки? (Колобок) и глазная гимнастика и т.д .
2.Вышел дедка в огород.
Видит - чудо там растет:
Кругла, а не мячик,
Желта, а не солнце,
С хвостом, а не мышь….
И никак не вытащишь. (Репка)
3.Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут. (Гуси-лебеди)
4.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
5. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят) 6.Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик — ...(Теремок)
Т.М.- Молодцы! Все загадки отгадали правильно. Давайте вспомним сказку «Теремок» Какие там были персонажи?
Дети: мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь. Давайте поиграем в игу «Теремок» На кого я надену маску тот превратится в героя сказки. Из чего можно сделать теремок? (из стульев)
Игра драматизация по сказке «Теремок».
По окончанию спектакля дети садятся на стульчики.
Т. М. – Дети, о чем мы сегодня с вами говорили? (устного народного творчество)
Давайте вспомним вместе, что относиться к устному народного творчество?
(Дети перечисляют).
Т. М. - Вы хорошо все запомнили, молодцы! В старину было принято, если кто приходил в гости обязательно, чем не будь угощать, я тоже хочу вас угостить. (Т. М. УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ).
До свидание дети, мне пора возвращаться домой.
(Дети говорят спасибо за угощения, Т. М. уходит.)
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №111 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
(Старшая группа)
Воспитатель:
ШАШКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Теремок - русская народная сказка
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
- Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Детке спать не даешь?
- Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- – Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
- Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
5. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
Забодаю, забодаю!
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час,
Раз, два, три, четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон -
Убежали мыши вон!
- Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним на чай притопал вдруг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь и восемь,
Паука мы вон попросим:
- К нам обжора не ходи.
Ну а ты, дружок, води.
- Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали:"Кукумак!"
Убирай один кулак!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего звена дошкольного учреждения» ПРОЕКТ
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей...
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет» ...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....
Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей», старшая группа, 2018 год
консультация...
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...
План самообразования воспитателя разновозрастной средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 5 лет».
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на ...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...