Материал по обобщению опыта работы
методическая разработка

Зуева Юлия Николаевна

«Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к русской народной культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty_na_rmo.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Представление опыта работы

на районном методическом объединении

тема: «Воспитание патриотических чувств у детей

через приобщение к русской народной культуре»

Воспитатель I категории

Юлия Николаевна Зуева

р.п. Чик

2022 год

В процессе совершенствования системы патриотического воспитания огромную роль играет народная культура. Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.

Слайд 4.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре я начала уже в среднем дошкольном возрасте, так, как актуальность данной темы велика, у детей недостаточно сформированы представления о родине, об истории народов России.  

Слайд 5.

Основная цель проекта заключалась в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.

Слайд 6.

Чтобы реализовать цель, были поставлены задачи, воспитывать патриотизм, через традиции русского народа, знакомство с обрядовыми праздниками, играми; через формирование духовно-нравственных ценностей.

Слайд 7.

 В ходе реализации проекта были использованы разнообразные методы работы, в частности игры «Ручеёк», «Цепи-кованы», «Чурилки» и многие другие собранные в картотеке «Русские народные игры»; беседа, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера и др. Разучивали с детьми потешки, заклички, такие как «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко – дам тебе веретёшко», «Дождик, дождик лей, лей – будет травка зеленей» и другие.

Слайд 8.

Ожидаемые результаты. У детей развито чувство патриотизма, умеют различать праздники, народные узоры: гжель, дымка, хохлома. Играют в русские народные игры. Активно используют в речи пословицы, загадки, поговорки. Знают историю русского костюма.

Слайд 9.

Этапы проекта.

Слайды 10 – 13.

Формы работы. Посещение музея «Русская изба»

В детском саду оборудовали музей «Русская изба». В нем разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар и другие предметы русской старины. При посещении музея дети знакомились с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, знакомятся с устройством крестьянского дома.  

Слайд 14.

Взаимодействие с родителями по приобщению    к русской народной культуре – залог успешного воспитания патриотических чувств у детей. Родители принимали активное участие при подготовке к проекту и в создании музея «Русская изба», так, были пошиты костюмы, созданы уголки театрализации и русского народного творчества в группе. В рамках выставки «Дымковская игрушка» родители детского сада сделали из глины много игрушек. Выставка «Золотая хохлома» собрала в себе множество изделий посуды расписанных неповторимыми узорами. И все это родители создавали вместе с детьми.  Родители приглашались на праздники «Осенины», «Масленица». Дети наряжались в живописные костюмы. Вместе с Хозяйкой и другими воспитателями они показывали народные игры, пели песни и частушки.

Слайды 15 – 16.  

С детьми в рамках проекта расписывали узорами животных, матрёшек, барышень и другие изделия русских мастеров, что привело детей в восторг. Они с удовольствием делились впечатлениями.

Слайды 17 – 18.

На прогулке играли с детьми в игры «Золотые ворота»; «Бабка Ёжка» и многие другие. Дети с удовольствием принимали различные роли.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования проекта по патриотическому воспитанию средствами народной культуры. Результаты показали, что уровень патриотического воспитания детей значительно вырос, дети легко справляются с ответами на вопросы, касающиеся истории нашей страны и своего народа. Дети понимают значение выражения «любить свою Родину».  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации) // сост. Ю. Е. Антонов и др. – М.: АРКТИ, 2013. – 168 с.
  2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебнометодическое пособие // Т. Я. Шпикалова и др.; под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
  3. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 4-14.
  4. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. – 2013. – N 2. – С. 21-26.
  5. Детям – о традициях народного творчества. Осень // под ред. Т. Я Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Ч. 2. – 272 с. 66
  6. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа / Н. Г. Зеленова. – М.: Издательство Скрипторий, 2013. – 109 с.
  7. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы / Н. Калугина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 66–70.
  8. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / О. Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304 с.
  9. С чего начинается Родина? опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: Творческий центр Сфера, 2014. – 192 с.
  10.  Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....