Развитие познавательной активности слабослышащих и позднооглохших дошкольников через детское экспериментирование
консультация (старшая группа)

Долгицкая Алла Борисовна

Консультация "Развитие познавательной активности слабослышащих и позднооглохших дошкольников через детское экспериментирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников

через детское экспериментирование.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Цель экспериментально - исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

В нашей группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини – лабораторией» , что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру , развития исследовательских умений. Известно, что познание мира живой и неживой природы , установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

В работе с детьми мы используем два уровня реализации исследовательской деятельности: 1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения , само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно

 2.Педагог ставит проблему , но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно .

Эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму

1.Возникновение проблемы (постановка проблемы ).

 2.Выдвижение гипотез ( предложений ).

3.Опыт (практическая деятельность по проверке предположений ).

 4.Выводы (установление связей).

Обучение экспериментированию организованно поэтапно, сначала дети учатся экспериментировать в специально-организованных видах деятельности под руководством педагога , затем они воспроизводят опыты самостоятельно , под наблюдением педагога .

Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей , мы стремимся к тому, чтобы ребёнок получил первоначальные знания о физических явлениях , технических устройствах, и свойствах материалов , а также мог провести несложные , но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать , сопоставлять факты.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...

Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности

   Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающ...

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...