"Мастер класс "Технология "Дружный круг" при формировании финансовой грамотностиу дошкольников"
учебно-методический материал

Пастухова Ольга Владимировна

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_vtspm.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников.

1 слайд Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. 2 слайд Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

3 Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

4 Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме

5 Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

6 На базе нашего ДОУ реализуется программа  дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию  «Занимательная экономика», срок реализации которой  рассчитан на 2 года. Программа опубликована на сайте ДОУ.

 

7Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

 

Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры в процессе формирования нравственных представлений об окружающем мире, а также повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

8 Задачи:

  • Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями,  знакомство с современными рыночными отношениями).
  • Формировать  умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
  • Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
  • Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
  • Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений.
  • Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;

9 Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, просмотр обучающих мультфильмов, проектная деятельность, а также поручения для родителей, создание проблемных ситуаций, которые необходимо решить совместными усилиями «родитель-ребенок».
Одной из форм по формированию финансовой грамотности у дошкольников является технология «Дружный круг». Мы бы хотели подробно остановится и познакомить вас с ней.

В основу «Дружного круга» положен метод создания интеллект – карты.

В ходе занятия в «Дружном кругу» создаются условия, которые способствуют развитию мелкой моторики, движение рук совершенствуется, развивается логическое мышление, зрительное  и слуховое восприятие. Память и речь детей. Также воспитывается усидчивость, умение доводить начатое до конца, формируется дружеское взаимопонимание..Задн

Задания  выполняются поэтапно, можно в двух направлениях: от центра к периферии, от периферии к центру

В подруппе можно заниматься не более чем с 10 детьми.

Работу в дружном круге можно разделить на 3 этапа.

1 этап- подготовительный- выбор темы.

Центральная тема приходит от ребенка, но возможно использовать инициативу педагога, но она должна быть  аккуратно подана, чтобы они сами на основании рассказов педагога, сами бы пришли к центральной теме работы. В центре круга –главная тема. Круг разделяется на сектора . максимальное количество 4-8.

2 этап –последовательное выолнение графических заданий в личном секторе  в сочетании с практическими научными действиями. Следует отметить, что п процессе работы дети дети выступают как в роли самого себя- ученика. Так и в роли учителя, помощника для другого ребенка. Дети обмениваются информацией, делятся мнением, приходят к общему результату. Педагог внимательно прислушивается к детскому обсуждению на каждом этапе. Предлагая ребятам различные варианты действий, оставляя выбор за детьми.

3 этап- подведение итогов, обсуждение полученных результатов.

В заключительной части подводятся итоги, рассматривается «Дружный круг», устанавливаются связи как в личном секторе ребенка, так и в целом –во всем круге. Связь заданий прослеживается как от центра к периферии, так и в обратном направлении- это задача педагога в процессе занятия создать логическую цепочку в прямом и обратном направлениях, что обеспечит глубокое усвоение материала.

В итоге ребенок получил знания из области окружающего мира по конкретной теме, также возможность творчески проявить себя в рисовании как знакомых объектов, так и в новых, в том числе , при помощи графических знаков, закрепил навыки чтения и письма, активно общался с другими детьми и взрослыми, сотрудничал с ними, мог почувствовать себя в роли ученика и учителя, помощника. Был активен в речевом самовыражении
, движении, самостоятелен в принятии решении. Мог отстоять или изменить свою точку зрения.

Далее предлагаю участникам практическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: «Финансовая грамотность дошкольников»

Ни для кого не секрет, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому, живя в современном мире, дети должны знать, как правильно пользоваться средствами, которые они б...

Мастер-класс по теме: Формирование финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.

Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса  в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.Задачи: - поз...

Мастер класс по теме : «Финансовая грамотность дошкольников».

Цель мастер-класса : повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по фи...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,  не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспит...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основэкономического воспитания мо...

Мастер-класс с родителями по теме "Формирование финансовой грамотности дошкольников через театрализованные игры"

Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности.Задачи:формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным...

Методическая разработка мастер-класса с родителями по теме «Формирование финансовой грамотности дошкольников через театрализованные игры».

педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности....