Проектная деятельность в средней группе на тему:"Волшебница вода"
методическая разработка (средняя группа)

Проект в средней группе, где дети узнают о всех свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_voda_sred_gruppa_1_1.docx90.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №1»

 городского округа Самара

Проектная деятельность средней группы №7(4-5 лет)

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

 

Подготовила и провела воспитатель:

Дятлова Юлия Валерьевна

        Самара 2019 год

Тема проекта: «Волшебница вода»

Тип проекта:

по методу, доминирующему в проекте: информационно – исследовательский,

по характеру содержания проекта: практико – ориентированный, социум и ребенок,

по характеру участия ребенка в проектировании: исполнитель проекта,

по характеру контактов: открытый, в контакте с семьей,

по количеству участников проекта: фронтальный

по продолжительности реализации проекта:  краткосрочный (4 ноября 2019 по 15 ноября 2019г)

Участники: воспитанники и родители средней группы №7, воспитатели: Кознова А.В., Дятлова Ю.В.

Итоговое мероприятие проекта: создание альбома «Волшебница Вода».

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема: вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять и беречь!

Обоснование проблемы: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.

Цель: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о воде и её свойствах;
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
  • Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;
  • Развивать любознательность и познавательную активность детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

• Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Интеграция образовательных областей: «Социально– коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».        

Создание условий для реализации проекта:

-включение детей в познавательно – практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;

-организация уголка по экспериментированию с водой в группе;

-консультации для детей и родителей;

-подборка художественной литературы по теме проекта;

-создание памятки по сбережению и охране водных ресурсов по итогам проекта;

-оснащение творческого уголка для детей: раскраски, трафареты,

-оснащение познавательно – исследовательского уголка: настольные игры, журналы, создание атрибутов для сюжетно – ролевых игр;

-включение родителей в совместный образовательный процесс;

-проведение бесед с воспитанниками и консультаций с родителями о «Загрязнение воды и как этого избежать»

Ожидаемые результаты:

  • создание совместно с детьми и родителями альбома «Все о воде»
  • значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
  • приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.
  • повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
  • трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка «Юные экспериментаторы»);
  • получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Формы совместной деятельности с детьми и родителями.

В рамках реализации проекта необходимо решить, в какой доступной форме разъяснить детям о теме проекта. Прежде чем начинать работу по проекту, мы изучили специальную литературу по теме; закрепили знания по теме проекта, провели диагностику знаний и навыков детей (диагностика с 16.09.2019 по 27.09.2019), что помогло определить формы совместной деятельности с детьми:

- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные, настольно – печатные игры.

  • Коммуникативная деятельность: рассматривание картины Левитана И.И. «Весна.Большая вода», беседы, ситуативный разговор, загадки.
  • Двигательная деятельность: подвижными играми, прогулками, игровыми упражнениями.
  • Познавательно - исследовательская деятельность: наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций,
  • Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение произведений, обсуждение, разучивание наизусть стихотворений, разучивание пословиц.
  • Продуктивная деятельность: рисунки, поделки из пластилина, природных материалов, бросового материала, аппликация.

Этапы реализации проекта.

Проект состоит из трёх основных этапов:

  • 1 этап – подготовительный;
  • 2 этап основной (практический);
  • 3 этап - заключительный.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I Этап. (04.11.2019-05.11.2019)

Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материалы; диагностировать уровень знаний воспитанников о важной роли воды для жизни всего живого на земле, в том числе и человека,   в начале проекта.

На данном этапе необходимо было показать проблему - изучение уровня  знаний детей о значении воды, для всех живыхсуществ,  показало, что у детей отсутствует целостная система сформированных представлений и знаний о воде.  Было выявлено, что дети испытывали трудности в знании свойств и значимых фактов о воде.

Содержание работы подготовительного этапа:

  • тематические беседы с детьми;
  • рекомендации родителям;
  • анкетирование;
  • наблюдения;
  • подбор литературы для детей;
  • подбор наглядно-демонстрационного материала;
  • подбор загадок, пословиц, поговорок;
  • подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
  • определение тематики проблемных вопросов;
  • подбор оборудования

II Этап. (6.11.2019-15.11.2019)

Основной этап

Цель второго этапа - внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о  водных ресурсах.

Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.

Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными  исследователями окружающего мира  вместе с педагогами и родителями.

Содержание работы основного этапа:

Данный этап включает в себя опытно – экспериментальную

совместную с воспитателем деятельность и самостоятельную деятельность детей по теме исследования. Знакомили  детей с водой по средствам презентации и при помощи наглядно-иллюстративного материала.

На данном этапе дети самостоятельно рассматривали подготовленный материал, листали и с интересом всматривались в красочные картинки, иллюстрации вырезок из журналов, книг и энциклопедий с изображением воды. Задавали вопросы и совместно с воспитателем, но в большинстве случаев старались сами найти ответ на вопрос.

Свою исследовательскую работу мы начали со знакомства с водой. В начале нашей деятельности первоначальные представления дети получили по средствам подготовленного  наглядно-иллюстративного материала. Дальше решили, знакомить детей с водой по средствам презентации.

Рассказали и показали, где можно встретить воду, кому она нужна, зачем нужна вода человеку, какой бывает вода, почему вода не заканчивается.

Дети внимательно слушали, вступали в диалог и отвечали на вопросы по данной теме.IMG_256

Дети по средствам презентации расширили свои знания о воде.

Для исследовательской деятельности нам понадобились материал и оборудование (для проведения опытов и экспериментов). Данный материал и оборудование, предложили детям взять в нашей природной лаборатории. В природной лаборатории дети взяли разнообразные емкости для воды (стаканчики разного размера, бутылочки, колбочки), ложечки, палочки, краски, сахар, формочки для льда. Для того, чтобы доказать, на самом ли деле вода переходит из одного состояния в другое мы провёли несколько экспериментов и опытов.

Эксперимент №1

«Переход воды из жидкого состояния в твердое»

Мы взяли формочки для льда залили их водой и оставили за окном. Через сутки мы обнаружили, что вода превратилась в лед.

Вывод: под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.

Эксперимент №2

«Переход воды из твердого состояния в жидкое»

Мы взяли лед и положили его в стаканчики и на ладошки. Через некоторое время мы заметили, что лед превратился в воду.

Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.

Эксперимент №3

«Вода не имеет формы»

Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму.

Вывод: вода не имеет формы.

Эксперимент №4

«Вода прозрачна, не имеет цвета»

Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета.

Эксперимент №5

«Вода не имеет запаха»

Мы взяли два стакан с водой, понюхали, вода не пахнет. Затем в один стакан добавили сок лимона. Понюхали, вода стала пахнуть лимоном.

Вывод: вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает запах этого вещества.

Эксперимент №6

«Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем»

Мы взяли два стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем в один стакан добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.

Вывод: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-

либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.

 Эксперимент №7

 «У воды нет формы»

Воспитатель: А сейчас давайте возьмём узкую бутылочку и нальём в нее воду, затем перельём в широкую баночку, а затем в блюдце. Какую форму приобретает вода?

Дети: Вода становится такая же, как и посуда.

Воспитатель: Вода приобретала любую форму наших емкостей. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет своей формы.

Эксперимент №8

  «Воде можно придать цвет»

Воспитатель: Возьмите кисть и краску. Растворите побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь монету?

Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что-нибудь через окрашенную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель помогает сформулировать вывод: воде можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности, окрасится.

Эксперимент №9

 «Плавает, тонет»

Цель: Дать детям представление о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают, остаются на поверхности воды.

Материалы и оборудование: Игрушка – Зайчик, тазик с водой, пластмассовые игрушки, камушки, мячи – пластмассовые и резиновые, деревянные кубики, бумага, металлические предметы.      

Воспитатель:  Давайте проверим, что тонет, что не тонет.

Воспитатель: А сейчас, дети, предлагаю поиграть в игру «Плавает - тонет»

Воспитатель: (показываю пластмассовые мячи) Скажите, что это такое? (мячи). Какого цвета этот мяч? (желтого) А этот мяч какого цвета? (красный)

Давайте посмотрим, что будет с мячами, если опустим их в воду. (мячи плавают). Мячи плавают в воде, не тонут. А это что? (ложка)

Положите ложку в воду. Ложка утонула, она тяжелая, металлическая. А мячики легкие, пластмассовые, они не тонут. Давайте поиграем с мячами, попытаемся их опустить под воду. (В ходе опыта воспитатель поясняет почему одни предметы тонут, а другие плавают)

Вывод: Тяжелые предметы тонут, а легкие - плавают.

Третий (заключительный) этап

Подведение итогов исследовательской работы.

Подведение итогов нашей исследовательской работы прошло в виде создания альбома «Волшебница вода» для уголка природы нашей группы.

По результатам проведенного исследования сделали вывод:

1. Вода способна переходить из одного состояния в другое.

2. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.

3. Вода это хороший растворитель и т.д.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – вода обладает многочисленными удивительными свойствами. Мы с детьми сделали памятку о том, «Что мы узнали о воде».

Перед реализацией проекта «Волшебница вода» мы провели Социологический опрос  «О воде» с родителями  своих воспитанников. В опросе приняло участие  20 человек. Анкета состояла из 10 вопросов.

На первый вопрос ответило 100% о том, что дети знакомы с водой.

На второй вопрос ответило 70% родителей, о том что дети знают, где встречается вода. 30%  затруднилось ответить на вопрос.

На третий вопрос 50% ответило, что дети знают, как использует воду человек. 50% не смогли ответить, как оспользуется вода.

На четвертый вопрос смогли ответить 20%, в какая бывает вода в природе(дождь, снег и т.д.), 80% - не смогли назвать проявления  воды в природе.

На пятый вопрос 100%  не смогли дети ответить на вопрос о круговороте воды в природе.

На шестой вопрос 20% дети смогли назвать свойства воды( прозрачная, без вкуса), 80% - не смогли назвать свойства воды.

На седьмой вопрос анкеты 100% дети не смогли ответить на вопрос, что растет в воде.

На восьмой вопрос 50% смогли ответить, кто живет в воде, 50% затруднились с ответом.

На девятый вопрос 80% ответило, кому нужна вода, 20% не назвали.

На десятый вопрос 90% ответило, зачем нужно беречь воду, 10% - не ответило.

 

По итогам анкетирования делаем вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего  проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям  была создана картотека опытов и экспериментов с водой и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воде и её состояниях, свойствах, круговороте воды в природе.

2. Узнали, что вода может быть не только жидкой, но и

твёрдой.

3. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.

4. Появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками.

5. Повысился интерес к познанию окружающего мира.

6.Узнали, почему необходимо беречь воду в природе!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.

Давайте беречь воду.

Ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!

  1.              
  2. Список использованной литературы


Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической

культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.

Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. - Л.: "Недра", 1971г.

Бурыкина М.Ю., Введение в мир неживой природы детей

дошкольного возраста, - Б.; 1995г.

Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. - М.; 1975г

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7

лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М.

/Волгоград/ - 2010г.

«Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/

Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.

8. Ссылка на источник в интернете:

- http://ds762.mskobr.ru/obrazovanie/issledovatel-skiy-proekt-voda-vokrug-nas-voda-pobeditel-vserosiyskogo-konkursa-issledovatel-skih-rabot-raduga-otkrytiy/

- http://www.moi-detsad.ru/zanatia37.htm

Приложения к проекту

Приложение 1.

Анкета  для родителей «Волшебница вода»

Приложение 2.

Перечень мероприятий по ознакомлению с темой проекта «Волшебница вода»

Приложение 3. Фотоотчет по проекту.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Волшебница вода»

Приложение 1

Анкета для родителей

«Волшебница вода»

  1. Знают ли дети, что такое вода? _______________________
  2. Знают ли дети, где встречается вода? _________________
  3. Знают ли дети, для чего мы ее используем? ____________
  4. Знают ли дети, что вода бывает разная (это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)? ____________________________________
  5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу). _____________________________
  6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.) _________________
  7. Знают ли дети, что растет в воде? ____________________
  8. Знают ли дети, кто живет в воде? _____________________
  9. Кому нужна вода? _________________________________
  10. Знают ли дети, почему воду надо беречь? _____________

     Спасибо за сотрудничество!

Приложение  2

Перечень мероприятий по ознакомлению с темой проекта «Волшебница вода»

6.11.2019

Беседы:

«Что мы знаем о воде»

Цель: сформировать представления  о  значимости воды  в природе.

Тема: «Обитатели водоемов»

 Цель: уточнить и расширить представление детей об обитателях водоемов.

Подвижные игры

«Ручеек»

Цель: Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;

«Караси и щука»

Цель: Упражнять детей в беге, развивать координацию движений, умение действовать по сигналу Развивать ловкость и быстроту движений Воспитывать честность и справедливость.

Сюжетно – ролевые игры:

«Моряки»

Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Дидактические игры:

«Какой бывает вода?»

Цель игры:  познакомить детей со свойствами воды и закрепить умение отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное.

07.11.2019

Беседы:

«Важность воды для всех живых организмов»

Цель: обогатить знания детей о важности воды.

Опытно – экспериментальная деятельность

Тема: «Очищение воды»

Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Вода – это жидкость»

Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь.

Сюжетно – ролевые игры:

«Пароход»

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Пароход». Расширить представление о профессиях (капитан, кок, радист)

Дидактические игры:

«Собери картинку»

Цель: учить детей выделять форму предмета,цвета,учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,действовать путём прикладывания.

Подвижные игры:

«Море волнуется»

Цель фoрмировать навыки двигательнoй активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений..

«Тучка по небу ходила»

Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

НОД:

Тема: «Вода и её превращения»

Программное содержание: Дать представления детям о том, какое большое значение имеет вода для всего живого на земле.

Взаимодействие с родителями:

Размещение в уголке для родителей и ознакомление с консультацией на тему «Экспериментируем с детьми»

08.11.2019

Беседы:

«Что такое осадки»

Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе. Обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки. 

Сюжетно – ролевые игры:

«Морское путешествие»

Цель:Активизировать познавательную деятельность, создание интереса, эмоционального настроя, знакомство с профессиями,

Дидактические игры:

«Доскажи словечко»

Цель: Формировать у детей умение отгадывать загадки.

Подвижные игры:

«Лягушки и цапля»

Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет. 

НОД:

Тема: «О связи живой и неживой природы»

Цель: Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

Художественное творчество

Лепка Тема: «Речные рыбки»

Цель: Обобщить знания детей о рыбах. Закрепить навыки работы с пластилином на плоскости.

Взаимодействие с родителями: Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта

11.11.2019

Беседа: «Волшебница вода»

Цель: уточнить знания о значении воды в нашей жизни, уточнить где, в каком виде существует вода, закрепить знания  о разнообразии состояний воды.

Подвижаная игра "Ходят капельки по кругу".

Цель: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Художественное творчество:

Конструирование «Как мы построили мосты через речку» 

Цель: Расширить опыт конструирования мостиков через речку (И.А Лыкова «Конструирование в детском саду» средняя группа стр. 106).

Художественное творчество:
Рисование «Вода – чудесница»

Цель: Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды: жидкость, не имеет цвета, дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений; учить детей передавать в рисунке образ воды, учить проводить прямые линии (волнистые). Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край посуды.

Взаимодействие с родителями: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по теме: «Волшебница вода»

Познакомить детей  с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества.Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себ...

Проектная деятельность в средней группе №4. Тема: Вода, вода,кругом вода...

Паспорт проекта. Название проекта: «Вода, вода,кругом вода...». Вид проекта: краткосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продол...

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....

Конспект совместной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница вода»

Формирование представлений о свойствах воды.Беседа, диалог. Разгадывание загадки, экспериментирование с водой. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...

Конспект НОД по исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Волшебница - вода".

Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Волшебница - вода"....

Конспект совместной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница вода»

Конспект совместной деятельности в средней группе на тему: "Волшебница вода" направлен на формирование у воспитанников представлений о свойствах воды, а также позволяет привить дет...