Проект по патриотическому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузнецова Лариса Петровна

Паспорт проекта по военно-патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы внуки твои, Победа!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект 9 МАЯ142.08 КБ
Файл Перспективный план . 9 МАЯ36.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА»

 С. НИКОЛО-БЕРЁЗОВКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

F:\картинки о войне\1.jpg

«Мы внуки твои, Победа!»

Автор и разработчик проекта: Кузнецова Л.П. – воспитатель высшей квалификационной категории

Паспорт проекта

Название: «Мы внуки твои, Победа!»

Вид проекта: информационно – творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (3апреля – 5мая)

Участники проекта: воспитатели ДОУ, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Приоритетная образовательная область: социально – коммуникативное и познавательное развитие.

Актуальность темы. Патриотическое воспитание дошкольников затрагивает программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001г. В ней сказано: «…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов». То есть уже в детском саду мы, педагоги, должны формировать и развивать у дошкольников социально-значимые ценности.

Для ребенка родной дом – это ценность. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Исходя из этого, одной из важнейших задач патриотического воспитания является воспитание любви к Родине. Но знают ли дети историю нашей Родины, нашей страны? Знают ли  они, какой ценой нам досталась современная жизнь?

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Нашим детям необходимо знать о тех страшных временах. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны. У них не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. У них слабое представление о том, как советский народ защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди. Отсюда вытекает проблема: как сформировать у дошкольников эти понятия, каким образом воспитать в них военно-патриотические чувства, чувства гордости, уважения к героям – победителям?

Целью проекта стало формирование военно-патриотических чувств у детей – дошкольников, воспитание гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам, через различные виды деятельности.

Нам, педагогам, необходимо поставить  перед собой задачи воспитания у детей любви к Отечеству, преданности ему. Сформировать в них волю, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Задачи проекта

  1. Сформировать у детей первоначальные представления о Великой Отечественной войне.
  2. Познакомить с городами – героями.
  3. Познакомить с героями войны, рассказать о лучших качествах человека, о героизме, вызвать стремление подражать героям.
  4. Формировать первоначальные представления о скульптурных памятниках и обелисках воинам, павшим за свободу Родины?
  5. Познакомить с героем Краснокамского района Ш.С.Сулеймановым.
  6. Рассказать о боевой технике, используемой во время войны.
  7. Воспитать понимание важности праздника – Дня Победы.
  8. Воспитать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОв.
  9. Обогатить словарь детей новыми словами, развивать связную речь.

Описание проекта

Работа по формированию военно-патриотических чувств у детей – дошкольников, воспитанию гордости за подвиг народа в ВОв, уважения к ветеранам будет эффективной, если:

  • определить основные критерии оценки результатов уровня сформированности знаний детей о войне;
  • создать в группе уголок, посвященный Дню Победы;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • целенаправленно и  систематически проводить работу с  детьми по теме проекта;
  • вовлечь родителей воспитанников в процесс формирования военно-патриотических чувств у детей;
  • обеспечить совместную деятельность музыкального руководителя и воспитателей.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный. Задачи этапа:

  • выявить уровень сформированности знаний детей о ВОв (см. Приложение 1);
  • определить формы работы с детьми по данной проблеме;
  • подобрать литературные и музыкальные произведения на военную тему;
  • подобрать иллюстративный материал по теме;
  • составить перспективный план работы с детьми (см. Приложение 2);
  • подготовить цикл бесед в соответствии с перспективным планом;
  • подобрать игры по теме проекта;
  • обогатить содержание предметно – развивающей среды в соответствии с тематикой.

II этап – практический. Задачи этапа:

  • сформировать у детей первоначальные представления о Великой Отечественной войне.
  • познакомить с городами – героями;
  • познакомить с героями войны, рассказать о лучших качествах человека, о героизме, вызвать стремление подражать героям;
  • познакомить с героем Краснокамского района Ш.С.Сулеймановым (см.Приложение 6);
  • рассказать о боевой технике, используемой во время войны;
  • совместно с родителями и воспитанниками создать уголок, посвященный Дню Победы;
  • воспитывать понимание важности праздника – Дня Победы;
  • воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОв;
  • обогатить словарь детей новыми словами, развивать связную речь;
  • обеспечить совместную деятельность музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников;
  • повысить компетентность родителей в вопросах формирования  военно-патриотических чувств у детей – дошкольников, воспитания гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

   III этап – обобщающий. Задачи этапа:

  • выявить динамику уровня сформированности знаний детей о ВОв, ее героях;
  • проанализировать  полученные результаты;
  • соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и целью;
  • оформить материалы проекта с целью дальнейшей трансляции.

В процессе реализации проекта планируется:

  • экскурсия в краеведческий музей и центральную библиотеку с.Н-Березовка;
  • экскурсия к мемориальному комплексу с.Н-Березовка с возложением цветов;
  • оформление тематических выставок детского творчества ко Дню Победы;
  • создание выставки технических игрушек «Парад Победы»;
  • создание альбомов: «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Города – герои»;
  • выставка книг по теме проекта;
  • праздник «День Победы».

Формы организации: организованная образовательная деятельность детей, деятельность детей в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, музыкальная, двигательная, изобразительная, игровая.

Методы и средства работы с детьми:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • восприятие художественной литературы;
  • рассматривание картин, иллюстраций.

Методы и средства работы с родителями:

  • консультации (см. Приложение 4);
  • памятки;
  • индивидуальные беседы.

Предполагаемый результат. Конечным результатом реализации проекта должна стать положительная динамика уровня сформированности знаний детей о ВОв. В качестве основных критериев оценки результатов деятельности   будут использованы: глубина знаний, полнота и содержательность ответов, самостоятельность повествования.

По окончании реализации проекта планируется отслеживание замысла и эффективности проекта,  описание и оформление результатов проведенной работы.

Приложение 1

Вопросы выявления уровня сформированности знаний детей о ВОв

Примерные ответы

  1. Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?

День Победы. В этом году страна отмечает 75 лет со Дня Победы над фашистской Германией

  1. В каком городе проходит самый главный парад Победы в нашей стране?

Главный парад Победы проходит всегда в городе Москве.

  1. Как называется наша страна сейчас, и как называлась в военные годы?

Наша страна – Россия. Раньше она называлась – Советский Союз.

  1. Чем отличается современный флаг от советского?

Современный флаг – 3 цветный: красно-сине-белый, советский флаг – красного цвета с изображением звезды, серпа и молота.

  1. Какие роды войск нашей армии ты знаешь?

Войска бывают: танковые, воздушные, морские, ракетные, подводные, мотострелковые и т.д.

  1. Когда, кто и почему напал на нашу Родину?

Летом, 22 июня 1941года на нашу Родину напала фашистская Германия. Она хотела захватить нашу страну

  1. Когда закончилась ВОв и где?

Война закончилась 9 мая 1941 года в городе Берлин, в Германии

  1. Кто такие герои-защитники?

Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов, которые отдали свою жизнь за свою страну

  1. Чем и за что награждают героев-защитников?

Героев награждают орденами и медалями за отвагу, смелость, мужество, подвиг.

  1. Каких героев ты знаешь? Назови их имена и подвиги?

Зоя Космодемьянская, Витя Кусакин

  1. Каких героев нашего района ты знаешь, расскажи о них?

Герой нашего района Сулейманов Шариф Сулейманович, он родился в д.Н-Каинлык, в 1920г.

  1. Какие памятники в нашем селе ты знаешь?

Мемориальный комплекс около Парка Победы (Бюст Ш.Сулейманова, Стела с барельефом солдата, Стела с именами погибших на войне.)

  1. Есть в нашем селе улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны?

Таких улиц нет, только улица Победы.

  1. Какие города-герои ты знаешь?

Москва, Ленинград, Волгоград (достаточно назвать 3 города) и т.д.

  1. Назови песни военных лет, песни о войне.

«Священная война», «День Победы», «Тёмная ночь» и т.д.

  1. Знаешь ли ты стихи посвящённые войне, Дню Победы, расскажи.

 + Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего (1 балл).

 Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого (0,5 балла).

   –Уровень ниже среднего: ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого (0 баллов).



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Перспективный план работы (3апреля – 5мая) (в скобках № источника, страница)

Дата

Форма работы в ходе режимных моментов

Диагностика уровня сформированности знаний детей о ВОв

Создание условий для самостоятельной деятельности

Понедельник

Слушание песни «Священная война»  (муз.А. Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).

Беседа по содержанию песни «Священная война» и о ВОв.

ОД «О Великой отечественной войне» (приложение)

Бег с препятствиями (№4, 243)

Слушание песни: «Священная война»

Рассматривание картинок с изображением войны.

Втор-

ник

Беседа «Что такое героизм?» (№7, с.178)

Малоподвижная игра «Что изменилось?» (№4, с.182)

Пословицы и поговорки о мире, войне и воинской отваге (№8, 85)

Спортивная игра «Городки»

Среда

Слушание песни «Огонек» (музыка народная, слова М.Исаковского)

Эстафета «Быстро оденься» (№4, 228)

Чтение произведения «За Родину!» С.Баруздина (№2, с.195)

Наблюдение за флагом России на здании Администрациии

Эстафета «Быстро оденься»

Четверг

Чтение произведения Л.Кассиля «Твои защитники» (№1, с.233)

Эстафета «Забинтуй раненого»  (№4, с. 222)

Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит» (№4, с.176)

Рассказ-беседа об орденах и медалях (№6, с.222)

Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит»

Дид. игра «Составь флаг России»

Пятница

ОД «Как советские люди защищали Москву от фашистов» (№1, с.251)

Чтение стихотворения «День Победы» А.Игебаева (№3, с124)

Слушание песни «Песня защитников Москвы» (муз.Б.Мокроусова, слова «А.Суркова»)

Слушание песни «Песня защитников Москвы»

Понедельник

Рассматривание и беседа по репродукции картины художника А.Ф.Кабанина «Мы пол-Европы пршагали, пол-Земли»

Слушание песни «Темная ночь»  (муз.Н.Богословского, слова В.Агатова)

Подвижная игра «Защита укрепления» (№4, 183)

Знакомство с советским флагом

Рассматривание репродукции картины А.Кабанина

Подвижная игра «Защита укрепления»

Вторник

Чтение «Мальчик из села Поповки» С.Я.Маршака. Беседа по содержанию произведения «Мальчик из села Поповки» (приложение)

Подвижная игра «Муравьи» (№4, с.230)

Рисование советского флага, выставка рисунков

Подвиж. игра «Муравьи»

Рисование советского флага

Среда

Слушание песни «Дороги» (муз.А.Новикова, слова Л.Ошанина)

Речевая игра «Наоборот»

Эстафета «Самый быстрый»  (№4, 213)

Знакомство детей со скульптурными памятниками, обелисками воинам, павшим за свободу Родины (с использованием слайдовой презентации)

Слушание песни «Дороги».

Рисование «Самолёты летят»

Четверг

Экскурсия в краеведческий музей с.Н-Берёзовка

Беседа после экскурсии

Эстафета «Быстрей к окопу» (№4, с.220)

Игровое упражнение «Попади в корзину» (№4, с.159)

Игровое упражнение «Попади в корзину»

Пятница

Чтение отрывка  «Что могут солдаты» из книги «Не потеряйте знамя!» (№1,с.229)

Игровое упражнение «Перепрыгни, не задень» (№4, с.164)

Наблюдение за подготовкой взрослых ко Дню Победы

Игровое упражнение «Перепрыгни, не задень»

Понедельник

Чтение «Женщины на войне»

Беседа на тему: «Военные врачи и медицинские сестры»

Слушание песни «Песенка о фонарике» (муз.Д.Шостаковича, слова С.Светлова)

Конструирование «Солдатская пилотка» (приложение)

Сюжетно-ролевая игра «Медсёстры»

Вторник

Рассказ о блокаде Ленинграда

Чтение стихотворения «Блокада»

Малоподвижная игра «Летает, не летает» (№4, с.154)

Эстафета «Доставь пакет» (№4, с.218)

Рассматривание альбома «Ордена и медали»

Среда

Беседа о военной технике с использованием слайдовой презентации

Заучивание  и пение песни «День Победы»

Чтение «Москва. Близко к сердцу (отрывок)» Е.Воробьев (приложение)

Рассматривание иллюстраций и раскрашивание изображения танков (приложение 5)

Четверг

Экскурсия в районную библиотеку. Рассматривание экспозиции «Маленькие герои  большой войны»

Эстафета «Построение моста» (№4, с.214)

Малоподвижная игра «Угадай на ощупь» (№4, с.177)

Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»

Пятница

Чтение произведения «Препятствие» Б.Никольский(№1, с.227)

ОД «Города-герои»

Эстафета «Прыжки в мешках» (№4, с.245)

Игровое упражнение «Кто быстрей» (№4, с.165)

Рассматривание картинок с изображением городов-героев

Понедельник

Чтение «Памятник Советскому солдату» Л.Кассиль (1)

Беседа с рассматриванием репродукции картины «Памятник Советскому солдату»

Эстафета «Брось гранату в траншею» (№4, с.219)

Игровое упражнение «Не задень» (№4, с.167)

Рассматривание репродукции картины «Памятник Советскому солдату»

Вторник

Рассказ воспитателя о герое Краснокамского района Шарифе Сулейманове (№5.с.173)

Экскурсия в Парк Победы к Мемориальному комплексу павшим жителям района в годы Вов с возложением цветов

Дидактическая игра «Раньше и сейчас»

Рассматривание фотографии Сулейманова Ш.С.

Среда

Изготовление открытки для ветеранов ко Дню Победы

Слушание  и пение песни «День победы»

Заучивание стихотворения:  «День Победы» С.Михалкова (№1, с.222)

Изготовление открытки ко Дню Победы

Четверг

Рисование «Как ты представляешь войну?» , выставка рисунков

Выставка технических игрушек

Эстафета «Переправа воды», (№4, с.220)

Игровое упражнение «Сбей кеглю» (№4, с.177)

Игры с техническими игрушками

Пятница

ОД «О Дне Победы»  (№1, с.252)

Чтение «Памятник советскому солдату» Л.Кассиля (№2, с.44)

Эстафета «Передача автоматов над головой» (№4, с.219)

Конструирование пилотки из бумаги

Понедельник

ОД «9 мая - День Победы»(№6, 217)

Игровое упражнение «Кто дальше бросит» (№4, с.167)

Рисование «Парад Победы», выставка рисунков

Игровое упражнение «Кто дальше бросит»

Вторник

Рисование «Салют Победы», выставка рисунков

Эстафета «Самые быстрые, ловкие, сильные»  (№4, с.245)

Игровое упражнение «Метко в цель» (№4, с.174)

Заучивание стихотворения:  «День Победы» Т.Белозерова(№1, с.222)

Рисование «Салют Победы»

Среда

Рассказывание стихов о ВОв, ко Дню Победы

Пение песни «День Победы»

Эстафета «Передача мяча», «Перенести мяч» (№4, с.243)

Игровое упражнение «Будь ловким» (№4, с.154)

Рассматривание картинок с изображением парада Победы

Четверг

Диагностика уровня сформированности знаний детей о ВОв

Пятница

Праздник, посвящённый Дню Победы

Выставка рисунков детей и родителей на тему «Наша армия сильна-охраняет нас она»

Отслеживание замысла и эффективности проекта,  описание и оформление результатов проведённой работы.

Источники, указанные в скобках

«Наша Родина». Пособие для воспитателей д/с. Составители Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Москва.Просвещение. 1984

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Составители Р.И.Жуковская, Л.А. Пеньевская. М.: Просвещение, 1983

«Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия. Составители Р.Л.Агишева, Ф.Х.Губайдуллина. Уфа.  2006

Справочник инструктора по физической культуре в ДОУ/ Т.О.Крусева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005

«История Краснокамского района». Д.С.Нургалиев. Уфа.Издательство «Слово». 2001

«Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Н.В.Алешина. М.:УЦ Перспектива…2008

«С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под.ред. Л.А.Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2004

«Управление дошкольным образовательным учреждением» №3. 2015

                                                                 

                                                                                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...