Образовательная деятельность "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия (старшая группа)
интегрированное занятие для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_integratsiya_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx | 54.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»
Интегрированное развивающее занятие
Тема: «Знакомство с русской избой»
Доминирующая область: «Социально-коммуникативное развитие»
Форма организации деятельности: образовательная деятельность
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Подготовила:
воспитатель: Чумбаева К.М.
высшая квал. категория
Пугачевский р-н, с. Давыдовка – 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4-12 |
III. | Список литературы | 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
В занятии использованы технологии, предметы русской избы.
Занятие поможет сформировать интерес к истории, традициям своего народа, культуры, что помогает детям чувствовать себя её частью, ощутить гордость за свою страну богатую славными традициями. Воспитанники узнают много интересного о русской избе и русском фольклоре, будут бережно относиться к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Идея занятия:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, чугунок ухват, лапти, коромысло);
- обогатить словарь детей народными поговорками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугунок, прялка);
- воспитывать интерес к русской избе и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
- Образовательная деятельность в детском саду (конспект образовательной деятельности)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Чумбаева Карлга Мендикишевна |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие. |
3. | Вид деятельности детей | Игровая Коммуникативная Познавательная Музыкальная Художественное творчество |
4. | Форма организации | Образовательная деятельность |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Знакомство с русской избой» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- предложение узнать о народной избе; -предложить приготовить баранки своими руками. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД; -беседа, проблемная ситуация;
-сюрпризный момент (девочка приносит в рисунок, который нарисовала сама дома), постановка проблемы.
- народная подвижная игра «Гори, гори ясно», «Ручеек»; - экскурсия в музей «Русская изба»; - чередование видов деятельности; - продуктивная деятельность, приготовление баранок.
- словесное поощрение в ходе образовательной деятельности; - самооценка и взаимооценка выполненной работы детьми. |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально - коммуникативное: беседа, народная игра. Художественно-эстетическое: приготовление баранок. Познавательное развитие: расширение уточнение представлений о русской избе. Речевое развитие: свободное общение с взрослыми и детьми. |
4. | Возрастная группа: | Старшая группа (5-6 лет) |
5. | Цель: | способствовать приобщению детей к истокам русской культуры через знакомство с русской избой. |
6. | Задачи: | Задачи: Обучающие: - познакомить детей с русской избой, жилищем крестьянской семьи; - познакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, чугунок ухват, лапти, коромысло); - закреплять навыки аккуратной лепки. Развивающие: - развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр; - развивать мелкую моторику рук; - обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, частушками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугунок, прялка). Воспитывающие: - воспитывать интерес к русской избе и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; - воспитывать интерес и любовь к творчеству, народным играм. |
7. | Планируемые результаты: | Сформированы представления детей о русской народной избе, русском фольклоре, будут бережно относится к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. |
8. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Центр речевой активности: Я патриот. Центр игры: мини-музей «Русская изба»: печь, прялка, коромысло, чугунок ухват, лапти, коромысло и др. Музыкальный центр: моноблок, ноутбук. Игровые столы для приготовления баранок. |
9. | Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах | Предварительная работа: - беседа «Старинные и современные предметы быта»; -просмотр презентации «Старинные предметы быта»; - чтение художественных произведений, стихов; - народные подвижные игры; - игра «Гори, гори, ясно», «Ручеек»; - изучить историю старинных предметов русской избы; - пальчиковая гимнастика «Предметы быта» |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 20 мин. | ||
I. | Вводная часть (начало занятия) | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели | 3мин. |
1.1 | Создание интереса к образовательной деятельности | Дети сидя играют. Подходит к воспитателю ребенок и говорит: Ребенок. Смотрите Галина Михайловна, какой я рисунок нарисовала дома. Воспитатель. Софья, а что это ты нарисовала? (это баранка). Воспитатель. Ребята, посмотрите, похож рисунок на баранку? А еще на что похоже? (Баранки, сушки, бублик – это все хлебные изделия). Воспитатель: А кто знает, чем отличается бублик от баранки? (бублик мягче и больше, чем баранка) Воспитатель. Бублики, баранки, сушки – старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие в будни и в праздники. А чаепитие является исконно русской традицией. | 2 мин |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель. Ребята, как вы думаете, где мы можем увидеть бублики, баранки, сушки? (в магазинах, дома на столе, в гостях)? Воспитатель. Такое место есть у нас в нашем детском саду. (Музей) -Я вам предлагаю пройти в мини-музей нашего детского сада «Русская изба». | 1 мин |
II. | Основная часть | Ввод нового материала | 14 мин. |
2.1 2.2. 2.3. | Работа на интерактивном столе Игра-импровизация Продуктивная деятельность | Деятельность проходит в мини-музее детского сада Воспитатель. Проходите, ребята. Присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. С печью была связана вся жизнь крестьянина. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности, а угольки в печи еще и избу освещали. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делали специальную лежанку. Печь складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почётом и уважением. Первым делом утром растапливали печь. Ну-ка, ребята, мне помогите печь растопите: «Эх, гори, гори ясно!» Для этого, предлагаю поиграть в игру «Гори, гори ясно». Встанем в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорим слова, выполняя движения: Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз) Чтобы не погасло (присесть руки в низ) Глянь на небо, (встать. пройти в центр, руки вверх помахать, отойти) Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз) Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево) Воспитатель. Ну что ж печь мы растопили, стало в избе у нас от огня теплее, уютнее. А у кого дома есть печь? (ответы детей) Воспитатель. На что она заменена? (на котлы и обогреватели) Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие в избе есть знакомые вам предметы? (печь, сундук, самовар, ухват, чугунок, лапти, коромысло). Воспитатель. Кто мне скажет, что это за предмет? (сундук) Воспитатель. Для чего служили сундуки? (в них хранили и перевозили вещи, предметы, посуду) Воспитатель. Используется ли сундук в наше время? (да, у бабушек еще сундуки сохранились). Воспитатель. Чем сундук в наше время заменен? (на шкафы, полки, сумки, чемоданы и т.д.) Воспитатель. Посмотрите, есть ли тут чемодан? А как вы думаете, а это такое? (чемодан) Воспитатель. Для чего служит чемодан? (перевозить вещи, предметы) Воспитатель. Чемодан - это современный предмет. И в нашем музее он оказался не просто так. Там хранятся современные предметы. А какие, вы узнаете чуть позже. Воспитатель. Что это за предмет? (чугунок) Воспитатель. Правильно, ребята, это чугунок. Воспитатель. Для чего служил чугунок? (Он не заменим был в хозяйстве. В чугунке готовили пищу в старину, в нём варили кашу, щи. Прямо в чугунке блюдо подавали на стол. (Воспитатель демонстрирует: оборачивает чугунок полотенцем и ставит на стол Воспитатель. Проверьте, чугунок по весу легкий или тяжелый. (По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился). Воспитатель. Используются ли этот предмет в наше время? (Нет, не используется) Воспитатель. Чем чугунок в наше время заменен? (горшок, кастрюля, сковородки и др.). Давайте проверим, кастрюля или сковорода есть в чемодане? (воспитатель приглашает одного из детей открыть чемодан и находят в нем сковороду, кастрюлю и демонстрируют их детям) Воспитатель. Но, чтобы чугунок поставить в раскаленную печь или достать его из печи, нужен был ещё один предмет. Кто его назовет? (ухват) Воспитатель. Правильно. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей (показывает действия). Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок). Воспитатель. Используются ли эти предметы в наше время? (Нет, не используется) Воспитатель. Из какого материала сделан ухват? (ответы детей) Воспитатель. Ухва́т— приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки со щами, кашей. Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Воспитатель. Чем ухват в наше время заменен? (прихватки, варежки). Воспитатель. Давайте проверим, варежки и прихватки есть в чемодане? (ребенок открывает чемодан, находит в нем варежки, прихватки и демонстрирует их детям) Воспитатель. Кто мне скажет, что это за предмет? (лапти) Воспитатель. Для чего служили лапти? (это была обувь) Воспитатель. Из чего плели лапти? (из веревок или коры дерева, из конского волоса и даже из соломы) Воспитатель. Лапти — это плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок-косичек. Плести лапти в то время умел каждый, да и материал был рядом – лыко. Лыко – это тонко надранные ленты из коры дерева. Вот такая удивительная обувь была у наших предков. Воспитатель. Используется ли лапти в наше время? (нет) Воспитатель. Чем лапти заменены в наше время? (сапоги, туфли, ботинки и т.д.) Воспитатель. Кто мне скажет, что это за предмет? (коромысло) Воспитатель. Для чего служило коромысло? (хозяйки за водой ходили (показ, можно пригласить для демонстрации ребенка) Воспитатель. Из чего делали коромысло? (из дерева) Воспитатель. Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Воспитатель. Используется ли коромысло в наше время? Как вы думаете, почему? (нет, теперь вода течет из крана. Нужды в них в наше время нет, но в некоторых селениях они еще сохранились). Воспитатель. Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Воспитатель. Кто мне скажет, что это за предмет? (самовар) Воспитатель. Для чего служил самовар? (кипятили воду, заваривали чай) Воспитатель. А из какого материала сделан самовар? (из железа) Воспитатель. Используется ли самовар в наше время? (очень редко) Воспитатель. В наше время как еще мы завариваем чай? (с помощью электрического чайника или железного чайника на газовой плите) Воспитатель. Давайте проверим, электрический чайник есть в чемодане? (воспитатель приглашает одного из детей открыть чемодан и находят в нем электрический чайник и демонстрируют его детям) Воспитатель. Много обычаев было на Руси. Один из таких обычаев - пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почетное место в доме. Про него ласково говорили: «Самовар-батюшка». В наши дни он считается русским сувениром, символом русского гостеприимства. Назовите все старинные предметы русской избы, о которых мы сейчас говорили (печь, прялка, коромысло, чугунок ухват, лапти, коромысло). Вы уже поняли, что в наше время их осталось совсем мало. Поэтому нужно бережно относится к старинным вещам. Воспитатель: Ребята, кто помнит рисунок Софьи? Что на нем было нарисовано? (баранки) Воспитатель. К чаю традиционно подавалась выпечка: сушки, баранки, бублики. Воспитатель. Из чего готовили баранки? (из теста) Воспитатель. Правильно, из заварного теста, а чтобы баранки были еще вкуснее, добавляли сахар, мак, поливали глазурью. А кто готовит баранки? (повара, пекари) Воспитатель. Предлагаю вам стать юными поварами и приготовить баранки. Для этого нам нужно пройти к столам. Мы с вами как настоящие повара сегодня будем работать с тестом - выпекать баранки. Чтобы баранки у всех получились красивыми, нам надо размять наши руки и пальчики. А помогут нам в этом волшебные массажные шарики Су-Джок. Мячик мы в руке катаем, Предметы быта называем: (круговые движения по ладошке) печь, прялка, коромысло, самовар, чугунок, (на каждый пальчик левой руки) ухват, лапти, сундук, люлька, матрешки. (на каждый пальчик правой руки) Мячик долго мы катаем И на стол его убираем. Теперь мы готовы к приготовлению баранок. Снимите салфетки на стол. (У каждого на тарелочке лежит кусочек теста). Какое на ощупь тесто? (мягкое, податливое, меняет форму.) Воспитатель. Давайте вспомним, как мы будем готовить баранки? Чтобы баранки были вкуснее, давайте в тесто добавим маковую начинку. (нужно взять кусочек теста, добавим в тесто мак и смешаем, полученное тесто раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко). Кто может повторить, как же нам приготовить баранку? (музыка) Практическая часть: дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь. Воспитатель. А пока пекутся наши баранки, мы с вами поиграем в игру «Ручеек» (дети, взявшись за руки, встают в 2 колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сплетенные руки высоко над головами, образуя тоннель (в сопровождении русской народной песни). Воспитатель: Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки? (достает из печи настоящие баранки) Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Молодцы! Красивые баранки у вас получились. | |
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов образовательной деятельности | 3 мин. |
3.2 | Подведение итогов образовательной деятельности | Воспитатель. Что нового и интересного вы узнали сегодня? (ответы детей) Что интересного узнали о русской избе? (узнали историю старинных предметов быта) Назовите все старинные предметы русской избы, о которых мы сейчас говорили (печь, прялка, коромысло, чугунок ухват, лапти, коромысло). Как нужно относиться к старинным вещам? Почему? (бережно, их осталось очень мало) - Что мы сегодня готовили? (лепили и пекли баранки к чаю) Старое уходит, но его нужно беречь и помнить. Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться со старинными предметами русской избы. Сегодня на память о нашей встрече в музее «Русской избы» хочется подарить вам раскраски «Убранство русской избы». Сейчас предлагаю отправиться в группу и раскрасить их. | 3 мин |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4.1 | Книжный центр | Подбор книг, журналов и иллюстраций о русской избе. Художественная литература: Русские народные сказки, стихи и загадки. | |
4.2 | Центр творчества | Альбом для раскрашивания «Старинные предметы», рассматривание альбомов «Предметы русской избы». Рисунки, арт-объекты (панно «Мельница», «Чудо-дерево», панно «Окно», панно «Весёлый праздник») Проекты детско-родительские по теме «Изготовление тряпичной куклы». | |
4.3 | Центр двигательной активности | Комплексы пальчиковой гимнастики о народной кукле, атрибуты к игре, подбор комплекса упражнений и подвижных игр по теме. | |
4.5 | Музыкальный центр | Подбор русско-народных песен |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Рыжова, Н., Логинова, Л. Мини-музей в детском саду. Москва, Линка-Пресс, 2016 г.
2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2010
3. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998
Детская литература
6. Русские народные сказки , поговорки, стихи и загадки.
Электронные (интернет) ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста
Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.Задачи:·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с русской избой"
Конспект совместной деятельности с детьми от 3 до 4 лет по социокультурным истокам....
Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"
Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...
Конспект образовательной деятельности на тему:Русская изба:
Русская изба Цель: • формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русск...
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Знакомство с русской народной сказкой "Гуси - лебеди"
Дети в игровой форме знакомятся с русской народной сказкой "Гуси -лебеди", узнают, как использывали гусей в быту....
Игровая образовательная ситуация " Знакомство с русской избой".
В занятиях по ознакомлению с русской культурой и традициями заложен потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России, определяющий новые, основанные на приобретении к истокам русской...