Сценарий организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Кузьмина Вера Валерьевна

Русские народные песни. ЭОР: музыкальные произведения.

Здоровьесберегающий метод. Хоровод.

 

Наглядный метод.

И Использование ЭОР

Презентация «Старинные предметы»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_russkoy_izboy_.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Провела Кузьмина Вера Валерьевна воспитатель

Сценарий организованной образовательной деятельности 

«Знакомство с русской избой»

в группе старшего дошкольного возраста

Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
  • развивать мышление, речь, воображение детей;
  • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.

Материально-техническое и наглядное обеспечениетелевизор, стилизация под русскую избу предметами быта, фонотека с русскими народными песнями,  самовар, баранки, посуда, схема для лепки птичек, соленое тесто, перышки, доски для лепки, стеки, тряпочки.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Русские народные песни. ЭОР: музыкальные произведения.

Ход занятия:

Женщина в ярком сарафане встречает детей у входа. (звучит русская народная музыка).

Здравствуйте, гости дорогие! Лучшему гостю первое место! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь (дети присаживаются на стульчики, стоящие полукругом). Чем богаты, тем и рады.

Ребята, я вас пригласила к себе в избу, расскажите, пожалуйста, мой дом, чем тот отличается от вашего? Ответы детей: да, у нас мебель другая, у нас нет печи, у нас посуда другая, у нас нет прялки и т.д.

Педагог: хорошо, ребята! Правильно. И сделан мой дом угадайте из чего?  

Я и лодка, я и дом,

Конь с веревочным хвостом,

Карандаш в твоем пенале 

Тоже из меня создали.

Хоть на суше я живу,

Бросишь в реку - поплыву 

Но смотри, держи меня

 Ты подальше от огня!

(дерево)

Ответы детей: дерево.

Педагог: правильно, ребята. Мой дом сделан из дерева. Значит он какой? Ответы детей: деревянный.

Педагог: А сейчас дома из какого материала строят?

Ответы детей: из камня, кирпича.

Педагог: 

 - Какие замечательные дети! Моя деревянная изба мне дороже всего, в ней такой неповторимый аромат. Пожалуйста, понюхайте аромат (воспитатель предлагает детям вдохнуть запах кусочков бересты с каплей пихтового масла). Вам нравится?

Дети отвечают: Да! У нас дома так не пахнет.

Педагог: Дети, как выдумаете, что же в моем доме самое главное?

Послушайте мою загадку:

В избе – изба, 

На избе – труба. 

Зашумело в избе, 

Загудело в трубе. 

Видит пламя народ, 

А тушить не идет.

Ответы детей: печка!

Педагог: верно! Самое главное - печь, она помогает мне согревать дом, в ней я готовлю еду и пеку пироги, также сушу одежду.

Ой, ребята, послушайте, мне кажется за печкой что – то есть.

Кряхтя, выходит домовёнок (переодетый ребенок).

- В уголке за печною трубой

В нашем доме живу я, домовой,

Вожу дружбу я с серым котом

А вот с ними совсем не знаком. (показывает на детей)

Домовые живут триста лет

В тех домах, где есть запах котлет.

Там, где ёлка стоит в Новый год.

Из-под шкафа кружочки монет

Я достану и сложу в буфет.

Или тапочки выставлю в ряд,

А лапти почищу - блестят!

Знаю вещи все наперечёт,

И загляну я в любой уголок –

Очень люблю порядок и толк!

Педагог: домовой, а ты с чем пожаловал? Мы тебя не звали совсем. Домовой: так расшумелись, мешаете мне спать.

Педагог: дети, а давайте поиграем с нашим домовым!

Дети: хорошо!

Проводится игра – хоровод «Три веселых братца» - 2 р.

Здоровьесберегающий метод. Хоровод.

Три веселых братца

гуляли по двору

Три веселых братца

 затеяли игру

Делали головками ник-ник-ник, (кивки головой)

Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображение пальцами ножниц)

Хлопали ладошками

 хлоп-хлоп-хлоп

Топотали ножками топ-топ-топ.

Домовой: уф, уморили, ребята, пойду я к себе за печку, а вы не шумите.

Педагог: Ребята проходите, вставайте поудобнее, не толкайтесь, а то домовой не любит, когда шумно. Посмотрите, это моя прялка. А кто знает для чего она нужна? Ответы детей: для ниток. Педагог: для того, чтобы прясть пряжу, а потом можно связать теплый свитер или варежки.

А здесь у меня посуда, она отличается от вашей?

Дети: да!

Педагог: посуда у меня специальная для печи, вот в таких горшочках – чугунах я готовлю еду. А вот это самовар (рассматривание), в него заливается ключевая вода, да растапливается углями. А чай какой ароматный! Я вас обязательно угощу, но чуть позже! Ребята, помогите мне воды набрать из колодца, чтоб самовар поставить. Дети: Да!

Педагог: ну тогда подходите, делитесь на две команды, берите ведра и идем до колодца, возвращаемся, наливаем воду в самовар, передаем другим. (Дети под музыку выполняют). – Молодцы, ребята, а теперь подходите, рушником вытирайте руки кому нужно. Я затоплю самовар пока.

Словарная работа: рушник.

Посмотрите, какой у меня утюг необычный, он тоже работает от горячих углей моей хозяюшки – печи. А теперь давайте поиграем, я вам буду показывать картинки вещей, которые у меня есть, а вы мне говорите, что теперь уже у вас дома есть. Игра «Что было, что стало» (показ картинок самовара, утюга на углях, печи, лапти, валенки, чугунок). Дети: чайник, утюг, обогреватель, ботинки, кастрюля.

Посмотрите, какой у меня утюг необычный, он тоже работает от горячих углей моей хозяюшки – печи. А теперь давайте поиграем, я вам буду показывать картинки вещей, которые у меня есть, а вы мне говорите, что теперь уже у вас дома есть. Игра «Что было, что стало» (показ картинок самовара, утюга на углях, печи, лапти, валенки, чугунок). Дети: чайник, утюг, обогреватель, ботинки, кастрюля.

Наглядный метод.

И Использование ЭОР

Презентация «Старинные предметы»

Ребята, я вас приглашаю пройти дальше, вас ждет моя бабушка Агафья, она хочет вам что-то рассказать.

Агафья: здравствуйте, гости дорогие! Походите, посмотрите, какие игрушки я вам приготовила (глиняные, тряпичные игрушки). Вы знаете, что раньше игрушки были именно такие, но самыми любимыми были глиняные птички. Но вот незадача, домовой куда-то спрятал, не нашла я их, а то мы бы с вами поиграли бы. Что же делать?

Дети: давайте их сделаем.

Агафья: хорошо, присаживайтесь за столы. Объяснение, показ схемы лепки. Работа детей.

Воспитатель. Молодцы! Красивые птички у вас получились.

Педагог: Ребята, расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? (Ответы детей)

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! А сейчас подходите к столу, будем пить чай из самовара. Только сперва помоем руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мини-музея "Русская изба" с детьми старшего дошкольного возраста

Проостранство мини-музея и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Родители сшили детям сарафаны и косоворотки, которые ча...

Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

                                    Формирование  представлений детей о русской культуре и воспита...

Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста

Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.Задачи:·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ...

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

1.Прививать интерес  к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей  с народным творчеством .4. Воспитыв...

«Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять навыки вырозительного чтения малых фольклорных форм передавая интонацией настроения....

Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....

Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста

В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...