Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
- развивать мышление, речь, воображение детей;
- воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий специально организованной образовательной деятельности
«Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста
Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
- развивать мышление, речь, воображение детей;
- воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.
Материально-техническое и наглядное обеспечение: телевизор, магнитофон, стилизация под русскую избу предметами быта, фонотека с русскими народными песнями, самовар, баранки, посуда, схема для лепки птичек, соленое тесто, перышки, доски для лепки, стеки, тряпочки.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия:
Хозяйка избы в ярком сарафане встречает детей у входа. (звучит русская народная музыка).
— Здравствуйте, гости дорогие! Лучшему гостю первое место! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь (дети присаживаются на стульчики стоящие полукругом). Чем богаты, тем и рады.
Ребята, я вас пригласила к себе в избу, расскажите, пожалуйста, мой дом, чем тот отличается от вашего? Ответы детей: да, у нас мебель другая, у нас нет печи, у нас посуда другая, у нас нет прялки и т.д.
Воспитатель: Хорошо, ребята! Правильно. И сделан мой дом угадайте из чего?
Я и лодка, я и дом,
Конь с веревочным хвостом,
Карандаш в твоем пенале
Тоже из меня создали.
Хоть на суше я живу,
Бросишь в реку - поплыву
Но смотри, держи меня
Ты подальше от огня! (дерево)
Ответы детей: дерево.
Воспитатель: правильно, ребята. Мой дом сделан из дерева. Значит он какой? Ответы детей: деревянный.
Воспитатель: А сейчас дома из какого материала строят?
Ответы детей: из камня, кирпича.
Воспитатель: какие молодцы! Только мой деревянный дом мне больше нравится, в нем такой особенный запах, понюхайте (воспитатель дает детям понюхать кусочки бересты с каплей пихтового масла). Вам нравится? Ответы детей: да! А у нас дома так не пахнет.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в моем доме самое главное?
Послушайте мою загадку:
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Ответы детей: печка!
Воспитатель: Верно! Самое главное - печь, она помогает мне согревать дом, в ней я готовлю еду и пеку пироги, также сушу одежду.
Ой, ребята, послушайте, мне кажется за печкой что – то есть.
Кряхтя, выходит домовёнок (переодетый ребенок).
- В уголке за печною трубой
В нашем доме живу я, домовой,
Вожу дружбу я с серым котом
А вот с ними совсем не знаком. (показывает на детей)
Домовые живут триста лет
В тех домах, где есть запах котлет.
Там где ёлка стоит в Новый год.
Из под шкафа кружочки монет
Я достану и сложу в буфет.
Или тапочки выставлю в ряд,
А лапти почищу - блестят!
Знаю вещи все наперечёт,
И загляну я в любой уголок –
Очень люблю порядок и толк!
Воспитатель: домовой, а ты с чем пожаловал? Мы тебя не звали совсем. Домовой: Так расшумелись, мешаете мне спать.
Воспитатель: дети, а давайте поиграем с нашим домовым!
Дети: Хорошо!
Проводится игра – хоровод «Три веселых братца» - 2 р.
Три веселых братца
гуляли по двору,
Три веселых братца
затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник, (кивки головой)
Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображение пальцами ножниц)
Хлопали ладошками
хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.
Домовой: уф, уморили, ребята, пойду я к себе за печку, а вы не шумите.
Воспитатель: Ребята проходите, вставайте поудобнее, не толкайтесь, а то домовой не любит когда шумно. Посмотрите, это моя прялка. А кто знает для чего она нужна? Ответы детей: для ниток. Воспитатель: для того чтобы прясть пряжу, а потом можно связать теплый свитер или варежки.
А здесь у меня посуда, она отличается от вашей? Ответы детей: да!
Воспитатель: посуда у меня специальная для печи, вот в таких горшочках – чугунах я готовлю еду. А вот это самовар (рассматривание), в него заливается ключевая вода, да растапливается углями. А чай какой ароматный! Я вас обязательно угощу, но чуть позже! Ребята, помогите мне воды набрать из колодца, чтоб самовар поставить. Дети: Да!
Воспитатель: ну тогда подходите, делитесь на две команды, берите ведра и идем до колодца, возвращаемся, наливаем воду в самовар, передаем другим. (Дети под музыку выполняют). – Молодцы, ребята, а теперь подходите, рушником вытирайте руки кому нужно. Я затоплю самовар пока.
Посмотрите, какой у меня утюг необычный, он тоже работает от горячих углей моей хозяюшки – печи. А теперь давайте поиграем, я вам буду показывать картинки вещей, которые у меня есть, а вы мне говорите, что теперь уже у вас дома есть. Игра «Что было, что стало» (показ картинок самовара, утюга на углях, печи, лапти, валенки, чугунок). Дети: чайник, утюг, обогреватель, ботинки, кастрюля.
Ребята, я вас приглашаю пройти дальше, вас ждет моя бабушка Агафья, она хочет вам что то рассказать.
Агафья: Здравствуйте, гости дорогие! Походите, посмотрите, какие игрушки я вам приготовила (глиняные, тряпичные игрушки). Вы знаете, что раньше игрушки были именно такие, но самыми любимыми были глиняные птички. Но вот незадача, домовой куда то спрятал, не нашла я их, а то мы бы с вами поиграли бы. Что же делать?
Дети: давайте их сделаем.
Агафья: Хорошо, присаживайтесь за столы. Объяснение, показ схемы лепки. Работа детей.
Воспитатель. Молодцы! Красивые птички у вас получились.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? (Ответы детей)
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! А сейчас подходите к столу, будем пить чай из самовара. Только сперва помоем руки с мылом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Знакомство детей с русской традиционной игрушкой" Для средней группы
"Знакомство детей с русской традиционной игрушкой"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» с детьми группы среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»
Интеграция образовательных областей:социально - коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб...
Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Колобок».
Занятие направлено на решение следующих целей и задач: Цель: развивать интерес к аппликации как виду деятельности.Задачи:Развивающие: Развивать продуктивную деятельность детей через разные виды деятел...
Конспект специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию "Плавание" для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров сокровищ"
Цель: Закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков на воде. Привитие интереса к занятиям плаванием.Задачи:Оздоровительные и развивающие:Способствовать оздоровлению и закали...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»
Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны....