Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников.
материал
Экологическое воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Работа в нашем дошкольном учреждении направлена на формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласно ФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей и способствуем формированию целостной картины мира.
Экологическое образование своих воспитанников я осуществляю по всем образовательным областям. По социально-коммуникативному направлению я формирую у детей нормы и ценности, принятые в обществе; развиваю эмоциональную отзывчивость, сопереживание ко всему живому. Наряду с этим формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
По направлению «Познание» стараюсь формировать первичные представления обо всём, что нас окружает (форма, цвет, размер, причина и следствия).
По «Речевому развитию» собираю и предлагаю материал о нашей планете, о природе нашей страны, о животных и растениях нашей республики.
Через музыку и художественное творчество помогаю осознать мир природы, увидеть красоту всего живого.
Через «Физическое развитие» приобщаю воспитанников к ценности здоровья и здорового образа жизни.
На сегодняшний день очень актуальна именно экспериментальная деятельность. Наши дети – это «ученые» и мы, педагоги, наблюдаем каждый день их стремление к исследованию чего - то нового.
Из опыта работы для себя я выделила основную цель - создание условий для развития именно интеллектуально – творческих способностей наших «почемучек».
Для этого:
Во-первых, развиваю экологические представления о ценности природы и правилах поведения.
Во-вторых, формирую трудовые навыки в природе.
В-третьих, обращаю внимание на предметы ближайшего окружения и умение различать сезонные изменения, делать выводы. Совместно сравниваем и выявляем простейшие причинно-следственные связи.
В-четвёртых, воспитываю бережное отношение к окружающему.
Поэтому, прежде всего, моей обязанностью было создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения. В нашей группе очень оснащенный исследовательский центр. Здесь у нас все, что необходимо для того, чтобы провести опыты и эксперименты: различные приборы, сосуды из различных материалов, природный материал, бросовый материал, технические материалы, бумага разного вида, красители, медицинские материалы, и прочие материалы.
При этом я старалась учесть все необходимые требования, чтобы это было безопасно и доступно.
В центре много авторских дидактических игр:
- "Морские обитатели",
- "Волшебная грядка",
- " В лесу, на поле, в огороде",
- "Птички и кот",
- "Живое - не живое",
- "Чей хвост".
Каждый год весной проводим конкурс «Лучший огород», где в живую есть возможность наблюдать за посадкой и ростом фасоли, лука, укропа.
У нас есть свой персонаж - Незнайка, с которым мы путешествуем по всему миру, в лес, в сад, в огород, в Африку и даже на Северный полюс. Незнайка помогает нам в исследовании свойств воды, песка, воздуха, магнита. С ним мы измеряли рост, вес, изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на сложные вопросы. Это всё нам помогает окунуть ребёнка в мир природы, чтобы он сформировал и расширил знания о ней.
В группе создана мобильная библиотека, которая включает детские справочники, энциклопедии («Отчего и почему», книги из серии «Все обо всем», «Я познаю мир»), посвященные разной тематике. Данная библиотека постоянно пополняется, так как вновь и вновь возникают познавательные задачи (вопросы), которые в дальнейшем решаются во время поисковой деятельности.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их я провожу как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.
Проблемную ситуацию я создаю неожиданно «Почему у меня не получается слепить фигурку из песка?» Детей заинтересовывает мой вопрос. Они начинают мне подсказывать, какой песок лепится и почему. Сразу ориентирую «почемучек» в исследовательский центр, где рассматривая песок через лупу, они видят и описывают частицы. Затем дуют через трубочку в стаканчик с песком и получается «буря». Мы делаем вывод, что частицы песка лёгкие, не слипаются между собой, а наоборот рассыпаются. А потом рассматриваем мокрый песок.
Тема «Воздух» всегда в центре внимания. После прочтения энциклопедии и просмотра видеоматериала мы проводили опыты: «Можно ли поймать воздух?», «Чем пахнет воздух?», «Бывает ли воздуху холодно?». В ходе этих экспериментов воспитанники осознали, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
По проекту «Вода» провели опыты: «Наливаем – выливаем», «Испарение воды», «Волшебный карандаш», «Как достать монету из воды, не замочив рук?», «Каким вещам вода на пользу, а каким во вред?».
После проведенных опытов мои воспитанники с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же опыты дома.
При закреплении знаний о мире природы нам помогает наблюдение. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам.
Осенью закрепляем представления о том, как влияет сокращение продолжительности дня на растения и животных. С помощью видеоматериалов знакомимся, как животные и насекомые к зиме готовятся (пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, а на сучках деревьев развешивают грибы; мыши запасают в норках орехи, зёрна; ни ёж, ни медведь не заготавливают корм на зиму, а летом и осенью усиленно питаются, а зимой спят; зайцы и ласки меняют свои шубки на белую; змеи, жаба, ящерица также впадают в спячку, а многие лягушки зимуют на дне водоёмов и дышат кожей), птицы (гуси, утки, журавли) и летучие мыши улетают в теплые края.
Зимой знакомлю с такими понятиями как, морозы, заморозки, иней, изморозь, снегопады, вьюга, пороша), с особенностями деятельности людей в городе и в деревне. Весной расширяю и обогащаю знания детей о весенних изменениях в природе: таяние снега, потепление, туман, ледоход, половодье, прилёт птиц, первая гроза, появление первых цветов-подснежников.
Летом дети рассказывают о том, как влияет солнце на всё живое, о животных, которых они встречали и о растениях, которые они видели и пробовали (ягоды, фрукты, овощи).
Различные экологические акции и проекты помогают сформировать экологическую культуру дошкольников. В нашем детском саду проводятся в течении года следующие акции: «Дары природы», «Поможем птицам пережить зиму», «Сохраним жизнь елочке», «Здоровье – наше богатство», «Берегите воду», «Огород», «Цветник».
С целью активизации познавательной, исследовательской и поисковой деятельности своих воспитанников применяю:
- ООД - путешествия;
- в совместной деятельности - целевые прогулки - экскурсии;
- в практической деятельности - опыты, наблюдения, экспериментирования;
Я надеюсь, что проделанная мной работа даст положительные результаты:
- у детей будут сформированы начала экологической культуры;
- дети научатся практическим действиям по охране природы;
- будут развиваться умственные способности детей, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию основ экологически грамотного поведения у детей в природе (соответствие ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА По формированию естественнонаучных представлений дошкольников. «Почемучка» Для детей 4 – 5 лет на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»Принята:...
Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...
Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"
Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи: ...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. В разных видах деятельности он наблюдает, сравнивает и, таким образом, приобретает собственные представления и опыт,...