"Формирование основ экологической грамотности у дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Пономарёва Евгения Сергеевна

Речь для выступления на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ экологической грамотности у дошкольников.

Проблема экологии считается самой масштабной и до сих пор нерешенной глобально проблемой человечества.

Экологическое воспитание - это непрерывное развитие детей, основанное на формировании устойчивых знаний об окружающей среде, бережного отношения к ней, а также получения положительного эстетического ощущения от любования природой.

«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».Сухомлинский Василий Александрович

Осознание себя частью единого организма под названием «ПРИРОДА» - вот что должен почувствовать и понять ребёнок в процессе изучения экологической грамотности.

В нашем детском саду для дошкольников используется экологическое направление в различных видах деятельности, с которыми предлагаю вам познакомиться.

Дети любят наблюдать те или иные природные явления, поэтому в нашей группе есть специальный календарь погоды,где мы обязательно отмечаем текущий месяц, а также подбираем соответствующие карточки с изображением погодных явлений.Это очень важная совместная деятельность в повседневной жизни группы.

Уход за комнатными растениями и «Огород на окошке». Ребята изучили алгоритм посадки растений, взаимодействовали с грунтом и семенами, анализировали их цвет и форму, наблюдали за процессом появления первого ростка, заботились и ухаживали за растением. Выясняли взаимосвязь всего живого на планете. В процессе выполнения всех этих действий, дети понимают, что все появляется на свет хрупким и нежным, и зависит от нас самих вырастет ли из маленького ростка прекрасное растение,которое будет приносить пользу и радость или погибнет так и не распустившись.

Для успешного усвоения новых знаний, закрепления и обогащения ранее усвоенных,формирования умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы провели творческий эксперимент с водой, в котором участвовали дети и родители. Ребята нашли схожесть и отличия между водой и льдом и в результате приняли участие в конкурсе «Лучшая льдинка», где применили весь свой творческий потенциал.Такая творческо-экспериментальная деятельность помогает воспитанникам совершать открытия и знакомится с окружающим миром.

Неотъемлемой частью экологического воспитания является игра.Именно в её условиях дети лучше фокусируют своё внимание на происходящем и хорошо усваивают материал.

Огромной экологической проблемой на сегодняшний день остаётся загрязнение окружающей среды бытовыми отходами и упаковочными материалами из пластика.

Для воспитанников было проведено экозанятие «Учимся разделять».

В игровой форме ребята узнали о правилах сбора, сортировки и переработки отходов, что позволило повысить их экологическую сознательность и вовлечь в природоохранную деятельность.

Не обошлось и без творчества.Воспитанники приняли участие в создании плаката «Колесо экопривычек», где указали и нарисовали различные экопривычки, которые будут помогать человеку каждый день своими маленькими действиями идти к большой цели - очистить землю от мусора.

Не губить природу,а сохранять и охранять её.Эту фразу знает каждый ребёнок в нашей группе.

Как мы её сохраняем?

Для рисунков и записей мы применяем черновики, т.е. уже первично использованную бумагу.Дети делают это совершенно осознанно, так как знакомы с процессом изготовления бумаги.

Так же на постоянной основе открыт сбор батареек.Ребята понимают как вредны металлы, находящиеся в них для всего живого на планете и таким образом помогают сделать природу чище.

Эко-волонтёрство, семейное волонтёрство - очень важные и значимые направления не только в современном мире, но и для нашей группы.

Родители, дети, а также педагогический состав активно принимает участие в акции «Крышка-малышка».Это экологический социально-благотворительный проект по сбору пластиковых крышек для помощи детям оставшимся без мамы.Тем самым мы помогаем избавить землю от пластика,так как крышки отправляются на переработку, а вырученные деньги направляются в проект «Выжить без мамы», который поддерживает детей-отказников в больницах г.Воронежа.

В этом году мы запустили благотворительную акцию «Маленькому другу большая помощь», благодаря которой началось активное развитие семейного волонтёрства - добровольческой деятельности, в которой участвуют двое или более родственников, в том числе из разных поколений.Был открыт сбор кормов и предметов первой необходимости, которыми в дальнейшем были обеспечены животные находящиеся в «ЗООПАНСИОНАТ АЛЬМА».Так же нами был записан социальный видеоролик, где дети призывают всех людей сделать этот мир чуть-чуть добрее. Суть этой акции - научить воспитанников быть неравнодушными к чужой беде, уметь сочувствовать и помогать тем, кто слабее.

На мой взгляд, система педагогической деятельности направленная на развитие экологической грамотности у дошкольников и выбранные нами формы взаимодействия с воспитанниками являются эффективными.

В процессе работы над экологическим воспитанием детей было замечено,что у них появился устойчивый интерес к миру природы, который способствует понимаю экологических проблем и нахождения путей к их решению, а также развитие милосердия и любви к природе.

Экологические знания развивают мышление, интеллект, логику, творческую деятельность - это всё важные факторы, влияющие на подготовку к обучению в школе.Именно поэтому в современном мире формирование экологической грамотности у дошкольников так важно и значимо.

А закончить свою речь я хочу такими словами:

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экономической грамотности у дошкольников »

Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию основ экологически грамотного поведения у  детей в природе  (соответствие ФГОС)...

Инновационные технологии: Подходы к изучению формирования основ экономической грамотности старших дошкольников

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происход...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Конспект НОД по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в весенний лес»

Конспект НОД по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в весенний лес»Тема: «Путешествие в весенний л...