Статья: «Народные игры как средство развития и обогащения словаря детей 5-го года жизни в ДОУ».
статья (средняя группа)
Статья посвящена речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через фольклор, а именно народные игры. В статье описаны роль и значение народных игр для обогащения словаря детей и даны общие рекомендации педагогам по организации народной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narodnye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_i_obogashcheniya_slovarya.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Народные игры как средство развития и обогащения словаря
детей 5-го года жизни в ДОУ».
Деятельность по развитию словарного запаса в ДОУ – один из важнейших факторов подготовки ребенка к школьному обучению и успешной его социализации в коллективе сверстников.
Богатый словарь – это признак не только высокого развития речи ребенка, но и показатель развития его умственных способностей.
Как известно, основной вид деятельности ребенка в детском саду – это игра. Игра – самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир, нарабатывает опыт общения и поведения в социуме, развивает свои творческие(и не только) способности. Игра в дошкольном детстве важна еще тем, что служит становлению психики ребенка, его личности. Более того, усвоение новых знаний через игру происходит быстрее и эффективнее, чем без нее.
Большое значение в системе обогащения лексического запаса у дошкольников 4-5лет на занятиях по развитию речи имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Воспитателю необходимо сделать такие занятия интересными и доступными. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор в форме народных игр.
Народные игры – это игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский в своих исследованиях советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению.
Педагогическая значимость народных игр заключается в следующем:
- В играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои
- В играх много юмора, шуток
- Они доступны и выразительны
- Развивают мелкую моторику и речевой аппарат
- Расширяют представления об окружающем мире
- Фольклорный текст, музыка привлекают детей
- В играх есть определенные правила
- Они развивают физические качества: быстроту, ловкость, силу, меткость, выносливость
- Формируют положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.
Роль игры в развитии речи детей
Народные игры, также как и дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
- формирование мотивации к процессу говорения;
- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
- пополнение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Народные игры бывают:
•Хороводные
•Словесные
•Игры с диалогом
•Игры-забавы
•Игры-соревнования
•Подвижные игры
Можно выделить общие советы по организации игр:
- Прежде всего, педагог должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
- Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок («Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть, К нам сорока подлетела И тебе водить велела) и иных приемов мотивации на настрой.
- Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
- Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
- Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
- Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
- При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
- Народные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
Особенность народных игр:
- Игры носят соревновательный, творческий, коллективный характер.
- Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди», «покажи», «назови» и другие
- Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.
- Очень часто для выбора водящего используются считалки.
В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. Рекомендуется использовать для данной возрастной категории игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Пчёлки и ласточка», «Баба-Яга», «Дедушка Мазай», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт» .
Расширяем активный словарь детей, используя считалки, развиваем лидерские качества, ответственность.
В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.
Таким образом, дошкольный период воспитании является периодом чрезвычайно интенсивного развития речи , овладения грамматического строя и звуковым составом родного языка. Использование народных игр для развития и обогащения словаря у дошкольников имеет смысл и педагогически целесообразно, поскольку:
- сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных играх;
- народные игры представляют собой особый вид деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно развивается речь;
- народные игры выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;
- народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей служат углублению ориентировки ребенка в звуковой форме языка, что очень важно в дальнейшем для освоения процесса чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни
В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активиз...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...
Игра-путешествие по сказке как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей пятого года жизни.
Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игр...
Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни1.2. Влияние сюже...
Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...
Выпускная квалификационная работа на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей шестого года жизни».
Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование успешности применения сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи у детей шестого года жизни.Объект исследовани...