Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни
консультация (старшая группа)
В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_kak_sredstvo_duhovno_doklad.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные игры
как средство духовно-нравственного
воспитания детей 5-го года жизни
В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Подвижные народные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Колпачок») и тд. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности.
Игры бывают:
Хороводные;
Словесные (интеллектуальные);
Игры с диалогом;
Игры-забавы;
Игры-соревнования;
Подвижные игры.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Огородник и воробей», «огородник» может ловить «воробья» только за кругом. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях:
- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства;
- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи;
- развивать двигательную активность и физические качества;
- знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
Совушка, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
У него огромный рот, |
Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми осуществляю по четырём направлениям:
1. знакомство детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой», «Ручеек», «Два Мороза» и т.д.
2. знакомство воспитателей с эффективными приемами работы с детьми.
Педагоги, прежде всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать разнообразие народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3. привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4. оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).
Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
На современном этапе народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей 5- го года жизни являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...
«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».
дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...
Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...