Перспективный план факультатива естественнонаучной направленности «Умелые ручки» по системе М.Монтессори в подготовительной группе№8 на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и пространстве» на 2022-2023г
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Перспективный план факультатива
естественнонаучной
направленности
«Умелые ручки»
по системе М.Монтессори в подготовительной группе№8 на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и пространстве»
на 2022-2023г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план факультатива
естественнонаучной
направленности
«Умелые ручки»
по системе М.Монтессори в подготовительной группе№8 на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и пространстве»
на 2022-2023г
Воспитатели: Степаненко Ю.В.
Безуглова Л.Г
Игры, задания и упражнения на развитие и уточнение временно-пространственных представлений.
Д/и «Из чего приготовим?»
Цель: Усвоение категорий Р.п. с предлогом ИЗ.
Описание: Педагог предлагает детям закончить следующие предложения.
Салат приготовим из……
Борщ приготовим из ….
Пиццу приготовим из….
Д/ и «Вершки-корешки».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА.
Описание: Педагог задает детям вопрос: «Какие овощи растут в земле (корешки), а какие на земле (вершки)?». Дети называют подходящий овощ, употребляя правильно предлог.
Д/и «Назови день недели».
Цель: Закрепление названий и последовательности дней недели.
Описание: Логопед называет день недели и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч, называет следующий день и передает мяч другому. И так далее.
Д/и «Один много», «Где растёт?»
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлога НА.
Описание: Логопед выставляет схему предложений, а дети должны по этим схемам составить предложения с союзом А.. Например: На ветке выросло яблоко, а на дереве – много яблок.
Д/и «Неделька, стройся».
Цель: Закрепление названий дней недели.
Описание: На столе лежат перевёрнутые карточки с цифрами, обозначающими дни недели. Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку.
Д/и «Подскажи словечки».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА, С, ПОД, ЗА, К, ИЗ-ЗА.
Описание: Логопед говорит детям предложения и пропускает предлоги. Дети вставляют нужный предлог.
Д/и «Назови соседей».
Цель: Закрепление последовательности времён года.
Описание: Педагог выкладывает карточки с временами года, пропуская одно. Дети должны угадать, какое время года было пропущено.
Д/и «Корень-макушка».
Цель: Закрепление понятий «верх», «низ», «середина».
Описание: Дети называют части дерева, его строение. Рассматривают, что находится наверху, внизу, посередине.
Д/и «Что напутал художник?».
Цель: Закрепление названий времён года и их признаков.
Описание: Педагог показывает картинки с перепутанным сюжетом. Например: на картине нарисовано время года – поздняя осень, а на снегу нарисованы цветы.
Д/и «Скажи наоборот».
Цель: Подбор слов с противоположным значением.
Описание: Логопед начинает говорить предложения, а ребёнок заканчивает предложение словом противоположного значения. (Можно использовать картинки).
Например: У туфлей высокий каблук, а у ботинок…. (маленький).
Босоножки на тонкой подошве, а кроссовки на … и т.д.
Д/и «Помоги Незнайке».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД.
Описание: Логопед выставляет картину с изображением квартирной мебели. В разных местах, которой расположены шляпы. Просит составить предложения.
Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп. Но он носил только голубую, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Помоги Незнайке. Рассмотри картинку, найди все шляпы в комнате и составь предложения по образцу: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал из-под стола красную шляпу».
Д/и «Куда пойдём?»
Цель: Совершенствование умения свободно ориентироваться в окружающем пространстве; закрепление знаний о сезонной одежде; развитие связной речи.
Описание: На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. Дети делятся на две команды. Педагог советует детям выбрать сезон и вид занятия. Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационный стол. Команды рассказывают каждая о своей кукле.
Д/и «Скажи где?»
Цель: Формирование умения ориентироваться в собственном теле.
Описание: Педагог дотрагивается до разных частей тела ребёнка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
Д/и «Веревка с узлами».
Цель: Закрепление названий дней недели.
Описание: На верёвке каждый будний день (начиная с понедельника) завязывать по одному узелку. 5 узелков в детском саду. Затем можно продолжить дома (2 узелка дома). Сложить количество узлов, получиться неделя, выяснить, что рабочих день дней 5, а выходных 2.
Д/и «Семейный вечер».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления предлогов в речи.
Описание: Перед детьми выставляется картина с изображением семьи. Дети должны составить рассказ-описание по картине, употребляя предлоги. (Например: Родители пришли С работы. Дочь сидит ЗА столом и делает уроки. Дедушка сидит НА диване.
Д/и «Какой был мой душка?»
Цель: Показ изменений внешности человека в разные периоды жизни
Описание: Рассмотреть картинки с человеком от рождения до старости. Выявить особенности изменения во внешности, теле и возрасте человека. Предложить ребёнку разложить картинки в правильной хронологической последовательности.
Д/и «Мой день».
Цель: Закрепление последовательности частей суток.
Описание: Педагог показывает ребенку картинку со схематичным изображением времён суток. Ребенок, молча, показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем педагог выполняет действие, а ребёнок угадывает время суток (потягивается – утро, ест ложкой – день, зевает – вечер, спит – ночь).
Д/и «Короткое слово».
Цель: Закрепление понимания и употребления в речи предлогов В, НА, ЗА, ИЗ, ПОД, НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ.
Описание: Педагог знакомит детей с предлогами и со схемами их обозначения. На доске висит плакат с изображением комнаты и плоскостное изображение котёнка. Логопед перемешает котёнка относительно мебели и спрашивает:
- Где котенок? (На кровати, а кресле, под столом, за шкафом и т.д.)
Затем дети передвигают котёнка по инструкции логопеда (прыгнул на кровать, сидит под столом и т.д.)
Д/и «Бытовая техника».
Цель: Развитие навыка ориентировки на плоскости (на листе бумаги).
Описание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги в разных углах предметы бытовой техники. Например: В верхнем левом углу – пылесос, в нижнем правом – телефон, в нижнем левом – телевизор, в верхнем правом – электрическая плита, в центре – компьютер.
Стихотворение «Емелина неделя».
Цель: Закрепление названий дней недели.
Мы спросили у Емели: В пятницу дразнил собаку,
- Назови нам дни недели, Изорвал себе рубаху.
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть: А в субботу – вот потеха!
На свинье верхом поехал.
- Дядька крикнул мне «Бездельник!» -
Это было в понедельник. А в воскресенье отдыхал –
На мосту сидел, дремал.
На забор я влез, и дворник Да с моста свалился в реку.
Гнал метлой меня во вторник. Не везёт же человеку!
В среду я ловил жука Так у нашего Емели
И свалился с чердака. Дни недели пролетели.
Воевал в четверг с котами
И застрял под воротами.
Д/и «Нарисуй по точкам».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, МЕЖДУ.
Описание: Дети должны по точкам нарисовать цветков, раскрасить их. Далее дети дорисовывают: над вторым цветком идёт дождь, между 4 и 5 летает бабочка, на первый – сел жук, в первый залетела пчела.
Д/и «Спереди-сзади».
Цель: Усвоение телесного пространства.
Описание: Условно поделить вместе с ребёнком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.
Д/и «Расставь игрушки по полкам».
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА, ПОД.
Описание: У детей в тетрадях нарисован шкаф. Педагог просит заполнить его игрушками, используя предлоги В, НА, ПОД. Например: на верхней полке дети рисуют куклу, в шкафу – машину, пирамидку, а под шкафом – закатившейся туда мяч.
Д/и «Куда пойдёшь, то и найдёшь».
Цель: Закрепление понятиё «право» - «лево».
Описание: Педагог прячет игрушки под бумажные колпаки по 4 стороны от ребёнка и говорит: «Направо пойдёшь – мишку, налево пойдёшь – зайца найдёшь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?».
Д/и «Живая неделя».
Цель: Закрепить названия дней недели.
Описание:
Вариант 1. Семь детей сроятся у доски и пересчитываются по порядку. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?», «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д.
Вариант 2. (продолжение первого). Остальные дети задают «дням неделям» вопросы: «А когда будет выходной?», «Какой день находиться между вторником и четвергом, после понедельника?», «Какие дни выходные?», «В какие дни дети ходят в детский сад?» и т. д.
Вариант 3. Семи детям надеваются шапочки с названием или числом дня недели. Задание: дни недели перепутались, им нужно выстроиться в правильном порядке.
Д/и «Эстафета».
Цель: Закрепление знания о временах года, совершенствовать умения строить простое предложение.
Описание: Педагог называет какое-либо время года и отдает палочку одному из детей. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету другому. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
Д/и «Правая и левая сторона».
Цель: Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона».
Описание: Педагог предлагает детям назвать все предметы, которые находятся с правой стороны, с левой стороны.
Д/и «Где птичка?»
Цель: Закрепление понимания и употребления в речи предлогов В, НА, НАД, ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА.
Описание: Перед детьми картины с изображением природы (зимний, весенний и осенний пейзажи) и плоскостные птицы. Дети должны выбрать соответствующую пейзажу птицу и перемещать её по картине согласно заданиям педагога. Педагог дает задания: «Птица (грач, синица, снегирь и т. п.) села НА ветку. Птица слетела С кормушки. Птица сидит ОКОЛО дерева и т.д.»
Д/и «Где мне остаться?»
Цель: Закрепление знаний о прилёте, отлёте, зимовье птиц в соответствии с временем года.
Описание: Перед детьми картины с изображением природы (зимний, весенний и осенний пейзажи) и плоскостные птицы. Дети должны выбрать птицу и поместить её на нужную картинку.
Д/и «Календарь».
Цель: Закрепление названий и последовательности времён года, месяцев, дней недели.
Описание: Составить таблицу-календарь из названий или изображений времён года и месяцев.
Логические задачи.
- Назови 3 дня недели без их названия (завтра, вчера, сегодня).
- Петя пошёл на рыбалку утром, а Коля – вечером. Кто из ребят пошёл на рыбалку раньше.
- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
- Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни)
- Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра» (7).
Загадки.
- Снег на полях, лёд на реках, ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
- Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные? (Дни недели)
- В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
- 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят (Месяцы)
- Кто в год 4 раза переодевается? (Земля)
Д/и «Кубики предлогов».
Цель: Закрепление понимания предлогов, составление предложений с предлогами.
Описание: Ребёнку предлагается «бросить» кубик, на гранях которого изображены символы предлогов. Затем составить предложение с «выпавшим» предлогом.
Д/и «Игры с мячом».
Цель: Освоение телесного пространства (левая и правая стороны).
Описание: (Начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
Д/и «Совмещение понятий».
Цель: Закрепление умения ориентироваться в собственном теле.
Описание: Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находиться: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т.д.
Д/и «Раньше-позже».
Цель: Закрепление последовательности времени суток, понятий «раньше», «позже».
Описание: Используя полоску, обсудите с ребёнком, какое время суток раньше, какое позже. Рассмотрите картинки со схематичным изображением времён суток, режимных моментов. Попросите ребёнка определить, что где нарисовано, разложить картинки по порядку.
Д/и «Кто где живет?»
Цель: Закрепление названий жилищ птиц.
Описание: Перед детьми с одной стороны выставляются картинки с изображением домашних животных и птиц, а с другой стороны их жилища. Дети должны поместить птиц и животных в своё жилище, составляя при этом предложение. Например: Корова живёт в коровнике. Курица живёт в курятнике. Жеребёнок живёт в конюшне.
Д/и «Кто лишний?»
Цель: Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.
Описание: Перед детьми выставляется картина и изображением птиц (куры, петухи, утки, гуси, голуби, воробьи) в курятнике. Предлагается посмотреть на картину, и сказать, какие птицы не живут в курятнике? Рассказать, где находиться каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.
Д/и «Где жилище?»
Цель: Закрепление знаний о жилищах животных, их расположении.
Описание: Дети должны рассказать, где живут животные, употребляя в речи предлоги.
Например: «Белка живёт В дупле НА дереве. Заяц живёт ПОД кустом. Собака живет в конуре и т.д.»
Д/и «Верно-неверно».
Цель: Закрепление представлений о частях суток и деятельности человека в разное время суток.
Описание: Педагог читает детям стих. Дети должны хлопать в ладоши, если услышат что-то верное и не хлопать – если что-то неверное.
Утром солнышко встаёт.
Утром люди ужинают.
По утрам нужно делать зарядку.
Утром дети иду в детский сад.
Нельзя умываться по утрам.
Петушок-петушок, что т поздно встаешь, тихо песни поешь.
День наступает вслед за утром.
Днем в небе ярко светит луна. Днём люди обедают.
Днём взрослые работают, а школьники учатся.
Днём на улицах светя фонари.
Ночью люди обеда.
Утро начинается с зарядки.
Вечером солнце всходит.
Днем люди спешат с работы домой.
Утро наступает после ночи, перед ним.
Д/и «Царство зверей».
Цель: Формирование навыка ориентации во внешнем пространстве (средняя зона)
Описание: Вспомнить животных живущих в жарких и холодных странах. Имитировать их движения, соя на четвереньках, - средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
Д/и «Наоборот».
Цель: Подбор слов с противоположным значением.
Описание: Педагог предлагает детям сказать «слова наоборот».
Вчера - …, прошлое - …; утро - … ; медленно -…, лето- …. .
Д/и «Спортсмены».
Цель: Дифференциация понятий «право», «лево».
Детям предлагается поиграть с мячом. (Начинать лучше с мяча большого диаметра, зетам постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать и отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
Д/и «Утром, днём, вечером».
Цель: Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.
Описание: Каждый ребёнок рассказывает, как он провёл выходной день: что он делал утром, днём и вечером. При необходимости педагог помогает. (Утром я завтракал, играл с игрушками. Днём ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы. Утром я читала с мамой книжку. Днём ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклами).
Д/и «Рисуем по клеточкам».
Цель: Развитие навыка ориентировки в пространстве, на листе бумаги.
Описание: На листе бумаги педагог предварительно рисует любой вид транспорта (по клеточкам). Затем говорит детям направление маршрута (например: одна клеточка вперед, она – назад, три клетки вправо и т.д.). Если ребёнок соблюдает направление маршрута, ориентируется на плоскости, то в результате у него должен получиться задуманный рисунок.
Д/и «Исправь ошибку».
Цель: Закрепление знаний и представлений о временных отношениях.
Описание: Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, диктуемых педагогом с намеренной перестановкой или пропуском.
Д/и «Водитель».
Цель: Закрепление пространственных представлений.
Описание: Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.
Перспективный план работы по формированию пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет
Актуальность
Употреби текущее время так, чтобы в старости,
не корить себя за молодость, прожитую зря.
Джованни Боккаччо
Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени проявляется во множестве своих частных характеристик и происходит, во-первых: на основе опыта при ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его : движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых: на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.
Особенности времени: текучесть (нельзя остановить); необратимость (нельзя повернуть вспять); непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей). Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. Овладение мерами времени и их применение дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. «Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.
Современные условия труда и жизни требуют от человека умения чувствовать время, рационально использовать его. В свою очередь развитое чувство времени (умение определять временные интервалы без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Оно является регулятором жизни и учебной деятельности. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к моменту поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время. Дети 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя приготовление уроков дома и т.д. Ко всем этим требованиям, которые предъявляет ребенку школа, надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей «чувство времени», создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.
Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.
Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.
Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:
Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.
В своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошколь-ного возраста». Т.Д. Рихтерман дает рекомендации по формированию у детей представлений о времени, а также предлагает приемы и этапы работы по воспитанию у них чувства времени.
Вопросы формирования представлений о времени нашли свое отражение в ряде исследовательских работ современных авторов.
В подготовительной к школе группе в работе с детьми необходимо, в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе Ориентировка во времени: уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
Цель и задачи факультатива
Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, сутки, названия частей суток: час, минута).
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
- Воспитывать желание «беречь» время.
- Воспитывать умение работать в парах, группах.
- Воспитывать в детях самостоятельность и дисциплинированность.
- Воспитывать познавательный интерес к математике.
Формы, методы и приёмы
- постановка целей, определение актуальности и значимости факультатива;
- изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
- подбор методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи, рефераты и т. п.);
организация предметно-развивающей среды по данной теме;
- составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработка конспектов занятий поданной теме;
- подбор и составление картотеки стихов и загадок игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- чтение и заучивание стихов, сказок, разгадывание загадок о временных понятиях;
- разучивание комплекса упражнений для детей «Дни недели»;
- выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
- индивидуальные беседы с детьми по данной теме;
- консультации для родителей: «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы», « Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности»;
- создание папки-передвижки «Что такое время? Как помочь ребенку его познать»;
- создание с помощью родителей выставок: «Удивительный мир часов», «Такие разные и нужные календари»;
- экскурсия в магазин «Часы»;
- использование в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах:
а) просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев», «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года»
б) просмотр презентаций: «Презентация для детей в стихах. Календарь, дни недели», «Презентация для детей. «7 дней в неделю», «Презентация для детей «Учим явления природы», «Презентация для детей «Почему происходит смена времен года?», «Презентация для детей «Знакомство с часами», «Презентация для детей «Что мы знаем о часах»;
в) прослушивание аудизаписи детских песенок о времени;
г) развивающие игры: «Как научить ребенка Временам года?», «Календарь»;
д) рисование на тему: «Часы», «Утро», «Что я делал вчера?», «Времена года»;
е) опытно-экспериментальная деятельность. Эксперименты: «Наблюдаем за погодой», «Синоптик»
е) интерактивные игры;
Список литературы:
- Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
- Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
- В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
- Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
- И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
- Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 6-7 лет» г. Сыктывкар.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ «Сфера», 2009.
- Сиварева Т. Веселые уроки математики: игровые занятия для подготовки к школе. – Минск: Современная школа, 2010.
- Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 24-29.
- А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт. Математика до школы. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.1996.
- Владимирова Т.В., Хамидуллина Л. А. Путешествия во времени; Занятия по ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем. – М.:АРКТИ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении. В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около 4 лет познают свойства врем...
Статья на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре"
Семья – это одна из величайших ценностей мира, человеческого бытия. Это та среда где ребенок получает самые важные, значимые задатки, физического и духовного, социального и психического развития...
План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""
Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...
Педагогический проект Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»
Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.Я.А. КоменскийВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства вре...
Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".
Саратовская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...
САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»
Целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Отражены цель, задачи, принципы и формы работы с дошкольниками....