Статья на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре"
статья

Плющева Варвара Владимировна

Семья – это одна из величайших ценностей мира, человеческого бытия. Это та среда где ребенок получает самые важные, значимые задатки, физического и духовного, социального и психического развития, первые знания об окружающей действительности и обществе в целом, элементарные навыки самообслуживания, умения во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

В современном обществе дети окружены инновационными технологиями, оборудованием. Они часто слушают современную музыку, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Современное поколение детей мало знакомо с праздниками, ценностями, традициями и обычаями прошлых поколений. Они плохо знают народные сказки, костюмы, утварь, предметы домашнего обихода, не понимают значений исконно русских слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

В.В. Плющева – воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области.

Семья – это одна из величайших ценностей мира, человеческого бытия. Это та среда где ребенок получает самые важные, значимые задатки, физического и духовного, социального и психического развития, первые знания об окружающей действительности и обществе в целом, элементарные навыки самообслуживания, умения во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

В современном обществе дети окружены инновационными технологиями, оборудованием. Они часто слушают современную музыку, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Современное поколение детей мало знакомо с праздниками, ценностями, традициями и обычаями прошлых поколений. Они плохо знают народные сказки, костюмы, утварь, предметы домашнего обихода, не понимают значений исконно русских слов.

На сегодняшний день особо актуальным является приобщение детей к русской культуре, к ее истокам, обычаям, традициям. Очень важно воспитывать патриотические чувства к своей отчизне.

Изучение народной культуры в современном мире представляет одно из наиболее актуальных направлений дошкольного воспитания. Народ – это добрый и мудрый учитель, который создал и ввел в историю разнообразные потешки, поговорки, прибаутки, дающие необходимые знания ребенку об окружающем мире. Именно народная культура воспитывает в ребенке те основные качества личности как трудолюбие, доброта, любовь к ближним, милосердие, верность Родине. [1]

Каждое поколение оставляет за после себя след в истории, в развитии культуры народа. Все, что мы узнаем, останется с нами всю оставшуюся жизнь и передается нашим потомкам.

Знакомство с русской народной культурой детей дошкольного возраста начинается с фольклора, с устной народной словесности. Применение разного жанра фольклора с раннего возраста формирует гармоничную и интеллектуально развитую личность. Показывая ребенку всю красоту окружающего мира и многообразие человеческих чувств, фольклор пробуждает в ребенке аналогичные чувства. Русские народные сказки, поговорки, скороговорки, пословицы, потешки, считалочки, загадки – всегда неразрывно связаны с народным наследием русской культуры. [2]

В русском народном творчестве подробно отразились черты русского характера, присущие русскому народу духовные ценности, представления о доброте, верности, любви. Благодаря этому фольклор является незаменимым источником познавательного, духовного, социального и нравственного развития дошкольников.

В своей работе я часто использую такие виды народного творчества как пословицы, поговорки, сказки, народные мудрости.

Пословица  - это краткое мудрейшее изречение, имеющее законченную мысль.  Пословицы служат богатейшим источником интеллектуального и духовного развития, несут в себе незаменимый смысл бытия.

Поговорка – это лишь малое суждение, в ней нет выводов и умозаключений. Поговорка является кладезем народного творчества. Во многих произведениях русской культуры, в народных сказках часто встречались поговорки, доносящие до слушателя скрытый смысл.

Сказка – это сокровищница русской культуры, народной мысли, один из любимейших жанров детей.  Именно со сказок начинается знакомство с окружающей действительности, с миром чувств и взаимоотношений, с миром добра и зла, верности и любви, милосердия и сострадания. Именно сказка вызывает в ребенке те чувства, которые формируют в нем доброту, милосердие, дружелюбность, трудолюбивость.

Народная мудрость  - это часть русской народной культуры, через которую ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа. Народная мудрость помогает детям в преодолении трудностей, в решении нестандартных задач.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью педагог может установить неразрывную эмоциональную связь с ребенком.

Все виды народного творчества являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, яркой индивидуальности.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что фольклор, народное искусство помогает детям в познании окружающего мира, воспитывает в них основные чувства, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к окружающим людям, в точности ко взрослым.

Благодаря взаимодействию специалистов нашей дошкольной организации, не только дети, но и родители и педагоги получают массу положительных эмоций, приобщаются к совместным мероприятиям, участие в проектной деятельности, посещение музеев, выставок,

Литература:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.

2.Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Формирование речи у детей в возрасте 4-5 лет»

Особенности формирования речи у детей в возрасте 4-5 лет....

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружаю...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

Статья на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"

В данной стать представлено исследование на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"...