Педагогический проект Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»
проект по математике (подготовительная группа)
Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.
Я.А. Коменский
В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства времени. Детям очень сложно представить, как «работает» время, потому что эта величина абстрактна и её нельзя потрогать и увидеть. Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает «вращение».
Окружающий нас мир существует во времени. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей). Программой детского сада предусмотрено формирование временных представлений у дошкольников в процессе обучения.
В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Дети дошкольного возраста усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Такие как дни недели, месяца, времена года даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя увидеть их на картинке), поэтому наиболее проблематичным разделом в формировании элементарных математических представлений является ориентировка детей во времени, в частности формирование представлений о днях недели, месяцев, времён года.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребёнка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми для подготовки детей к школе.
В связи с этой проблемой и был разработан проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени и часах, который позволит систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года; позволит сформировать умения определять время по часам.
С целью выявления эффективности разработанного проекта является поиск эффективных средств для развития у детей познавательной активности в данном вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЧЕРЕПАНОВСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Р.П.ПОСЕВНАЯ
ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагогический проект
Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»
Автор - составитель:
Кичигина Анна Сергеевна
р.п.Посевная, 2023
Содержание проекта
1.Обоснование актуальности проекта 3
4.Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта……………. 5
6.Ресурсы………………………………………………………………………………..5
6.1.Программно-методическое обеспечение 5
6.2.Материально-техническое обеспечение 6
6.3.Информационное обеспечение 6
6.4.Развивающая предметно-пространственная среда 6
8.Критерии оценки эффективности проекта 7
9.Перспективы дальнейшего развития проекта 8
11.Информационные источники 15
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.Обоснование актуальности проекта
Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.
Я.А. Коменский
В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства времени. Детям очень сложно представить, как «работает» время, потому что эта величина абстрактна и её нельзя потрогать и увидеть. Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает «вращение».
Окружающий нас мир существует во времени. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей). Программой детского сада предусмотрено формирование временных представлений у дошкольников в процессе обучения.
В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Дети дошкольного возраста усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Такие как дни недели, месяца, времена года даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя увидеть их на картинке), поэтому наиболее проблематичным разделом в формировании элементарных математических представлений является ориентировка детей во времени, в частности формирование представлений о днях недели, месяцев, времён года.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребёнка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми для подготовки детей к школе.
В связи с этой проблемой и был разработан проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени и часах, который позволит систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года; позволит сформировать умения определять время по часам.
С целью выявления эффективности разработанного проекта является поиск эффективных средств для развития у детей познавательной активности в данном вопросе.
2.Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создание эффективных условий для организации формирования у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
-систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
-формировать навыки определения времени с точностью до четверти часа;
-формировать представления о календаре, как системе измерения времени.
Развивающие:
-развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
-развивать поисковую деятельность, творческую активность;
-развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение.
-развить познавательный интерес к математике.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества: уважение, умение слушать; бережное отношение к часам.
Для родителей:
-создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей по теме проекта;
-подготовить консультацию «Обучение ребенка определению времени по часам».
Для педагогов:
-поиск эффективных средств для развития у детей познавательной активности в данном вопросе;
-пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы;
-повысить уровень педагогической компетентности, профессиональный рост.
3.Срок реализации проекта
Краткосрочный проект.
Срок реализации - 1 месяц.
4.Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
Методы:
-словесные (чтение сказок, отгадывание загадок, беседы);
-практические (игры, упражнения, опыты);
-наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.).
Технологии:
-здоровьесберегающая технология;
-ИКТ-технология;
-проектная технология.
Формы работы с детьми:
-НОД;
-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
-беседы;
-экспериментирование;
-решение проблемных ситуаций;
-продуктивная деятельность (изготовление солнечных часов и т.д.);
-чтение художественной литературы;
-отгадывание загадок;
-просмотр видеосюжетов, мультфильмов, презентаций;
-самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
-анкетирование;
-консультирование.
5.Участники проекта
Дети старшей группы (5-6 лет).
Воспитатель.
Родители (законные представители).
6.Ресурсы
6.1.Программно-методическое обеспечение:
-Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. Представлений). Пособие для воспитателя дет. сада. - 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 223с., ил.
-Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (с изм. на 21.01.2019). URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887;
-Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) 2015г.;
-Помораева И.А., Понизова В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 80с.;
-Рабочая программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» р.п. Посевная.
Дидактическое обеспечение:
-Картотека дидактических игр по математике;
-Картотека сказок и загадок о времени;
-Серия картинок «Части суток»;
-Подборка мультфильмов о времени и часах;
-Подборка репродукций картин;
-Папка передвижка «Какие бывают часы?»;
-Презентация «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
6.2.Материально-техническое обеспечение
Групповая комната, игровая площадка, ноутбук, проектор, наглядный и демонстрационный материал.
6.3.Информационное обеспечение
Интернет ресурсы, методическая литература.
6.4.Развивающая предметно-пространственная среда
В группе создан центр по формированию временных представлений детей. В котором представлены дидактические («Где моё место?», «Что раньше, что потом?», «День и ночь», «Части суток», «Найди ошибку»), настольно-печатные («Весёлые часы», «Времена года», «Режим дня») игры; так же в центре находится художественная (произведения С. Маршака, А. Барто, И. Коботина, Н. Носова, Э. Котляра, Г. Остера) и методическая литература; репродукции картин И. Шишкина, С. Чуйкова; подборка мультфильмов; картотека загадок; альбомы с иллюстрациями по данной теме; модели (частей суток, дней недели, времён года); приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомер). Детские календари.
7.Ожидаемые результаты
Для детей:
В результате работы над проектом у детей сформируются знания о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Сформируются умения определять время с точностью до четверти часа и представления о календаре, как системе измерения времени. Дети научатся беречь время и регулировать свою деятельность в соответствии со временем и использовать в речи слова, обозначающие временные категории. Сформируются навыки поисковой деятельности, мыслительные операции, познавательный интерес к математике.
В процессе проекта воспитанники придут к выводу, что нужно беречь время и учиться регулировать свою деятельность в соответствии с ним.
Для педагогов:
Повысится уровень профессиональной компетенции педагогов по данной теме.
Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Для родителей:
Укрепятся партнёрские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Родители (законные представители) станут полноправными участниками образовательного процесса, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проектной деятельности дошкольников, помогает взрослым и детям стать ближе, учит прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
8.Критерии оценки эффективности проекта
Объекты оценивания | Критерии оценивания | Формы и методы оценки | Ответственные |
Дети | Сформированность представлений детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. | Анализ детской деятельности. Беседы с детьми. Игровые задания. | Воспитатель |
Уважительное отношение детей друг к другу и ко взрослым, в том числе сотрудникам детского сада. | Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. Сюжетно-ролевые игры. | Воспитатель | |
Родители | Уважительное отношение родителей к сотрудникам детского сада. Заинтересованность в проекте. | Беседы. Консультации по теме проекта. Анкетирование родителей. | Воспитатель |
РППС | Пополнение центра по формированию временных представлений детей дошкольного возраста. | Наблюдение за использованием детьми новых материалов в самостоятельной деятельности. | Воспитатель |
9.Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:
-продолжать работу с детьми и родителями по данной теме в подготовительной группе;
-продолжать поиск эффективных средств для развития познавательной активности;
-познакомить детей с многообразием дидактических игр по формированию представлений о времени;
-принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня.
Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития детей.
У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно. Я последовательно учу детей замечать время, соотносить со временем игры, занятия, повседневную жизнь, режимные моменты.
10. План реализации проекта
10.1.Подготовительный этап
Дата | Мероприятия и тема | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
1-я неделя | 1.Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности. 2.Сбор материала по теме проекта. 3.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о времени. 4.Подбор методов педагогического мониторинга воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения знаний по разделам программы). 5.Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта. | Интернет ресурсы. Собственные и авторские разработки. Методические пособия. | Подготовка необходимых материалов. Приобщение родителей к деятельности детей в детском саду. Создание условий для совместного творчества родителей и детей. |
1-я неделя | Анкетирование родителей «Формирование временных представлений детей дошкольного возраста». | Авторская разработка. | Выяснить у родителей уровень осведомленности о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. |
1-я неделя | Беседа с детьми «Всё о времени». | Самостоятельно разработанная беседа для детей. | Подвести детей к пониманию того, что нужно ценить время, не тратить его бесполезно. |
10.2.Основной этап
Дата | Мероприятия | Место в режиме дня | Участники образовательного процесса | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
2-я неделя | НОД «Формирование представлений о частях и времени суток». | 1-ая половина дня | Дети Воспитатель | Авторская разработка. | Дети знают названия временных понятий. |
2-я неделя | Просмотр мультфильмов «Фиксики. Часы», «Смешарики. Живые часы». Беседа о просмотренных мультфильмах. | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Подборка мультфильмов. | Расширение представлений о разнообразии часов. |
2-я неделя | Беседа по серии картинок «Части суток» и «Времена года». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Авторская разработка. | Дети умеют называть последовательность частей суток и времён года. |
2-я неделя | Дидактическая игра «Что раньше, что потом?». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека дидактических игр. | Дети закрепили полученные знания о частях суток и временах года. |
2-я неделя | НОД «Часы. Как узнать время?». | 1-ая половина дня | Дети Воспитатель | Интернет ресурс. | У детей формируются представления об определении времени по часам. |
2-я неделя | Дидактическая игра «Узнай который час?». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека дидактических игр. | Развивать представление детей о времени. |
2-я неделя | Обсуждение конструкции часов. | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Интернет ресурс. | Расширять знания детей о многообразии часов, их строении. |
2-я неделя | Продуктивная деятельность «Изготовление солнечных часов». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Авторская разработка. | Дети проявляют активность и самостоятельность в изготовлении солнечных часов. |
2-я неделя | Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека дидактических игр. | Дети проявляют желание играть в математические игры. |
3-я неделя | НОД «Путешествие в прошлое часов». | 1-ая половина дня | Дети Воспитатель | Интернет ресурс. | Дети получат представление об истории возникновения часов и их ролью в нашей жизни. |
3-я неделя | Чтение художественной литературы Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». Э. Котляр «Часы и часики». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека сказок и загадок о времени. | Умение пересказывать литературное произведение, выделяя важные моменты. |
3-я неделя | Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека сюжетно – ролевых игр. | Дети проявляют активность в планировании, организации и разыгрывании сюжетно – ролевой игры самостоятельно и с участием воспитателя. |
3-я неделя | Беседа с последующим наблюдением «Цветочные часы». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Собственная разработка. | Дети получат представление об интересных фактах из беседы. |
3-я неделя | Опыт «Часы и время». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека опытов. | Дети формулируют свою точку зрения, дают оценку своим действиям. |
3-я неделя | НОД «В царстве часов». | 1-ая половина дня | Дети Воспитатель | Интернет ресурс. | У детей формируется представление о времени. |
3-я неделя | Чтение художественной литературы Г. Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра». И. Коботина «Рассказы о часах». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека сказок и загадок о времени. | Дети могут пересказать литературное произведение, выделяя важные моменты. |
3-я неделя | Беседы «Кремлевские куранты», «Измерение времени». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Собственная разработка. | Дети получат представление об интересных фактах из беседы. |
3-я неделя | Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека сюжетно – ролевых игр. | Дети проявляют активность в планировании, организации и разыгрывании сюжетно – ролевой игры самостоятельно и с участием воспитателя. |
3-я неделя | Дидактическая игра «День и ночь», «Части суток». | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека дидактических игр. | Дети проявляют желание играть в математические игры. |
3-я неделя | Дидактическая игра «Найди ошибку», «Где моё место?» | 2-ая половина дня | Дети Воспитатель | Картотека дидактических игр. | Дети проявляют желание играть в математические игры. |
10.3.Заключительный этап
Дата | Итоговые мероприятия | Участники образовательного процесса | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
4-ая неделя | Математическая прогулка. | Дети Воспитатель | Собственная разработка. Детская игровая площадка. | Дети умеют определять время, имеют представление о временных понятиях, называют последовательность частей суток, дней недели, месяцев. |
4-ая неделя | Создание мини – музея часов «Удивительный мир часов». | Дети Родители (законные представители) Воспитатель | Ресурсы, предоставленные участниками проекта. | Активное сотрудничество с родителями (законными представителями). |
11. Информационные источники
Методическая литература:
-Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
-Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.;
-Колесникова Е.В. Математика для детей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 88с.;
-Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. Представлений). Пособие для воспитателя дет. сада. - 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 223с., ил.;
-Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ М.Н.Перова.-М.:Просвещение, 1996.-143с.;
-Помораева И.А., Понизова В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 80с.;
-Рихтерман, Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвящение, 1982. – 48 с., ил.;
-Рихтерман.- М.: Просвещение, 1982.-216с.. Русские народные загадки: Для чтения родителями детям. - М.: Фламинго, 2008. - 16 с.: ил. - (Зимой и летом одним цветом);
-Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Москва «Просвещение» 1991;
-Таранова, Л. «Время и часы» серия «Первые уроки» / Л.Таранова.- М.: Стрекоза, 2007.- 24 с.;
-Толковый словарь математических терминов / под ред. В.А.Диткина. - М.: Просвещение, 1965. -539 с.;
-Толковый словарь великого русского языка. Т.1. / В.Даль. - М.: русский язык, 1978. - 699 с..
Интернет ресурсы:
-Образовательная социальная сеть nsportal.ru
-Образовательный портал infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности...
педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении. В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около 4 лет познают свойства врем...
Рекомендации для родителей по обучению детей дошкольного возраста представлениям о временах года
Для эффективного усвоения понятий времен года, частей суток учить ребенка рекомендуется с 3,5 - 4-х лет. К 4 годам малыш должен уже знать времена года, а к 5 - месяцы года. За это время он уже не...
Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".
Саратовская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...