Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени
картотека по математике на тему
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности ребенка. Ведущим познавательным процессом этого возраста выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.
Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. Если этот фундамент не будет прочным, затрудняется освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavl_o_vremeni_u_doshkolnikov.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о времени у дошкольников.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности ребенка. Ведущим познавательным процессом этого возраста выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.
Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. Если этот фундамент не будет прочным, затрудняется освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Восприятие в разные возрастные периоды дошкольного детства имеет свои особенности:
- в 3—4 года оно носит предметный характер, то есть ребенок все свойства предметов считает принадлежащими им нераздельно;
- в 4—5 лет ребенок активно познает свойства предметов;
- в 5—6 лет ребенок учится различать разновидности свойств предметов и явлений, эти знания постепенно организуются в систему.
Если восприятие уже стало внутренним процессом, создало условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями, то можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе. К моменту поступления в школу необходимо сформировать у него представления о времени.
Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети иногда сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть». Необходимо «показать» ребенку время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год), его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), научить его свободно оперировать этими понятиями.
При формальном заучивании названий и последовательности дней недели или названий месяцев ребенок не получает убедительных для себя представлений о длительности, емкости мер времени, об их смене и периодичности. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на особенности восприятия в дошкольном возрасте.
Образное мышление и воображение являются ведущими у дошкольников; следовательно, образная подача материала обеспечивает наибольшую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления ребенка.
Использование принципа одушевления и приема сюжетной подачи материала в процессе формирования представлений детей о времени поможет «показать» время и его характеристики.
Образы, а также признаки цвета, символизирующие различные значимые показатели, используемые как модели мер времени, служат наглядным материалом для распознавания, установления последовательности, составления представлений о продолжительности того или иного отрезка времени. Они не только помогают детям формировать представления о времени, их также можно использовать в дидактических играх для закрепления полученных знаний.
Предлагаемая система занятий, основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала, может быть использована педагогами в работе по формированию представлений о времени у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Параллельно может проводиться и ознакомление со временем при помощи календаря.
В младшем дошкольном возрасте дети уже способны различать и называть отдельные части суток: день — ночь, утро — вечер.
Продолжая эту работу, педагог привлекает образ сказочного героя — гнома Тик-Так, показывая с его помощью последовательность, сменяемость частей суток.
Наглядно представить неделю детям поможет знакомство с другими игровыми персонажами — братьями Гномами, а их часы помогут понять длительность, текучесть и емкость этого отрезка времени.
Продолжая работу по формированию временных представлений, педагог знакомит детей с понятиями Сегодня, Завтра и Вчера, также используя стихотворный и наглядный материалы, что помогает детям «увидеть» такие сложные, нематериальные временные понятия.
В старших группах дети познакомятся с братьями Месяцами, каждый из которых будет рассказывать о себе и своих старших сестрах: Зиме, Весне, Лете, Осени. А их часы дадут детям наглядное представление о продолжительности, сменяемости и последовательности этих временных эталонов.
На занятиях необходимо конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств, характеристик времени, а также систематизировать и обобщать эти знания и представления. Так, познакомив детей со всеми жителями страны Времени, используя стихотворный и наглядный материалы, включая в повседневную деятельность детей дидактические игры, приведенные в данном пособии, творчески организуя предметную и игровую среду, педагог сможет успешно решить все эти задачи.
СУТКИ
Знакомство с понятием времени мы рекомендуем начать с темы «Сутки. Части суток». Овладеть учебным материалом детям помогут сказочные персонажи — гном Тик-Так и Незнайка. Педагог может использовать их изображения, вырезанные из плотной бумаги или картона, или же подобрать подходящие игрушки.
Часть I
Материалы и оборудование:
* наглядная модель часов гнома Тик-Так (см. рис. 8 цв. вкладки);
* изображение гнома Тик-Так (см. рис. 1 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришел гном Тик-Так. Посмотрите, какие необычные часы он нам принес! (Дети рассматривают часы гнома Тик-Так.)
Гном Тик-Так. Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в игру «Загадки и отгадки»! Я буду загадывать загадку про часть суток, а тот, кто отгадает, покажет отгадку на моих часах.
Педагог читает отрывок из стихотворения:
Солнце ярко осветило
Землю, все позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит. (День)
Ребенок, который правильно назовет загаданную часть суток, показывает ее, передвигая стрелку на наглядной модели часов гнома
Тик-Так. Так же загадываются загадки и про остальные части суток:
Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом? (Утро)
Солнце спать легло, и будто
Легким, синим покрывалом
Он всю землю укрывает,
Это время — очень точно —
Сумерками называют. (Вечер)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою зажглась? (Ночью)
Часть II
По такой же схеме можно провести игру «Загадки и отгадки гнома Тик-Так», используя в загадках не описание положения солнца и освещенности земной поверхности, а содержание и характер деятельности гнома Тик-Так в различное время суток. Когда гномик это делал?
Гном устал, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает. (Вечером)
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал. (Утром)
Гномик спит,
И снятся сказки
Интересные ему.
(Ночью)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял. (Днем)
Дополнительные вопросы к детям:
Утро
- Какого цвета было небо утром?
- Какого цвета бывает солнце, когда встает?
- Что делает гномик в это время?
- Что делаете вы по утрам?
День
- Почему говорят, что днем солнце «все позолотило»? (Днем солнце яркое, желтое, и этот цвет сравнивают с цветом золота, поэтому день «сияет и блестит».)
- Чем занимался гномик днем?
- Что делаете в это время суток вы?
- Почему это время суток «нам лениться не велит»? (Это большая часть суток, когда светит солнце и активно трудятся люди и все живое в природе.)
Вечер
Какого цвета та часть круга на часах гномика, которая обозначает вечер? Почему? (Солнце легло спать, уже не освещает Землю, окружающие предметы хуже видно — это время суток называют «сумерки», то есть все как бы меркнет, исчезает под «легким, синим покрывалом», которым «вечер землю укрывает».)
- Почему гномик устал?
- Что он делал вечером?
- Что делаете по вечерам вы?
Ночь
- Какого цвета небо ночью? (Небо черное, вокруг темно, ничего не видно, но это все равно красивое время суток, так как небо озаряет свет Луны и звезд, Землю на лугах освещают светлячки, а в городах сияют огни фонарей. Ночь еще называют «волшебной», потому что во время сна люди видят интересные сказки.)
- Что делал гномик ночью?
- Снятся ли вам ночью волшебные сны?
Заключительные вопросы к детям
- На сколько частей разделены суточные часы гнома Тик-Так?
- Как часы ему помогают?
- Что обозначает желтая (розовая, синяя, черная) часть на этих часах, какое время суток?
- Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени?
- Какова последовательность смены частей суток? Что за чем следует? Что сначала, что потом?
Вопросы и ответы педагог иллюстрирует, используя наглядную модель часов гнома Тик-Так.
Примечание. Педагог сам определяет, как использовать эти задания: полностью включив их в одно занятие, или же последовательно использовать этот материал, разделив его на логически взаимосвязанные части.
Сутки (итоговое занятие)
Материалы и оборудование:
* наглядная модель часов гнома Тик-Так (см. рис. 8 цв. вкладки);
* наглядная модель часов гнома Тик-Так, разрезанная на четыре части (по цветам) для составления на фла-нелеграфе;
* изображения гнома Тик-Так (см. рис. 1 цв. вкладки) и Незнайки на плотном картоне или игрушки.
Содержание занятия
В гости к детям приходят сказочные персонажи — гном Тик-Так и Незнайка. Дети, сидящие по кругу, приветствуют гостей. «Здравствуйте, ребята!» — говорят гном и Незнайка.
Незнайка. Ребята, у меня большие неприятности! Я показывал своим друзьям часы гнома Тик-Так, я хотел им объяснить, что сутки состоят из нескольких частей, и, чтобы было понятнее, разрезал их на четыре части, а теперь не могу сложить по порядку. Помогите мне!
Тик-Так. Незнайка, я думаю, ребята охотно тебе помогут. Они ведь уже хорошо знают, что такое сутки, сколько в них частей, какая часть больше, а какая меньше и как они следуют друг за другом. Ребята, помогите Незнайке собрать правильно мои часы!
(Дети по очереди выкладывают составные части из часов гнома Тик-Так на фланелеграфе, называя их.)
Тик-Та к. Незнайка! А ты запомнил названия частей суток и тот порядок, в котором они следуют друг за другом?
Незнайка. Да, да! Я знаю, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки, а сутки — это время, оно «ходит, бегает, летит и на месте не стоит», а ходит по кругу! Я вот сегодня утром встретил Кнопочку, мы только что поужинали, и сказал ей: «Кнопочка, спокойной ночи!»
Тик-Так. Постой, Незнайка! Если ты встретил Кнопочку утром, то это было не после ужина, а после завтрака, и сказать надо было «Доброе утро, Кнопочка!»
Незнайка. Я и не знал!
Тик- Та к. Я расскажу тебе и ребятам, как называются приемы пищи в разное время суток.
Утро
Приемы пищи. Завтрак.
Слова приветствия. Доброе утро! Здравствуйте!
День
Приемы пищи. Обед, полдник.
Слова приветствия. Добрый день! Привет!
Вечер
Приемы пищи. Ужин.
Слова приветствия. Добрый вечер!
Ночь
Приемы пищи. Все спят.
Слова приветствия. Спокойной ночи!
(Педагог сопровождает слова гнома Тик-Так, показывая части суток стрелкой на часах.)
Тик-Так. Теперь, Незнайка, ты не только знаешь, какая часть суток наступила, но и будешь правильно употреблять слова приветствия.
Незнайка. Спасибо, гном Тик-Так! Спасибо, ребята!
(Дети отвечают на вопросы педагога по теме занятия, сказочные герои помогают им. Затем герои прощаются с ребятами.)
СЕГОДНЯ, ЗАВТРА И ВЧЕРАМатериалы и оборудование:
* изображение гнома Тик-Так (см. рис. 1 цв. вкладки);
* изображение Незнайки;
* наглядная модель часов гнома Тик-Так (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
В гости к детям приходит Незнайка.
Незнайка. Ребята! У меня вчера будет день рождения! Приходите все ко мне и приносите много подарков!
Педагог. Незнайка, ты все напутал! Правильно будет сказать: «У меня завтра будет день рождения! Приглашаю всех вас в гости».
Незнайка. А я не знал!
Педагог. Ты хочешь научиться различать слова сегодня, завтра и вчера и правильно ими пользоваться, чтобы всем было понятно, о каком времени ты говоришь?
Незнайка. Конечно!
Педагог. Тебе и ребятам расскажет об этом наш знакомый, гном Тик-Так.
Гном Тик-Так. Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам об этих загадочных словах и раскрою их тайну (читает стихотворение со с. 63—64).
Незнайка. Я все понял, понял! Теперь я скажу правильно. Завтра у меня будет день рождения! Вот только я не понял, когда он наступит? Долго еще ждать?
Гном Тик-Так (показывая свои часы). А это ты увидишь сам, если правильно назовешь время суток сегодняшнего дня, того, который есть.
Незнайка неуверенно называет ту часть суток, во время которой проходит занятие, и ждет подтверждения правильности своего ответа у ребят. Дети помогают Незнайке назвать нужную часть суток и показать ее на Часах гнома
Тик-Так. Незнайка вместе с детьми определяет, сколько времени осталось до завтра. Затем сказочные герои прощаются с ребятами.
ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЯ
После того как дети хорошо усвоят такие понятия, как сутки и части суток, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием — НЕДЕЛЕЙ.
Понедельник
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели на половине большого листа ватмана с вырезанными окошками и наклеенной под каждым из них с обратной стороны листа полоской-карманом, куда будут вставляться изображения гномиков;
* изображение гнома Понедельника (красного цвета, см. рис. 1);
* наглядная модель часов Недели с двигающейся стрелкой (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Дети рассаживаются в полукруг так, чтобы хорошо видеть педагога и демонстрируемые наглядные пособия.
Педагог. У гнома Тик-Так есть семеро братьев, которые живут все вместе в красивом доме — Неделе. Гномы очень трудолюбивы, у каждого из них есть свои обязанности, своя работа. Они сменяют друг друга по очереди и никогда ее не путают, потому что у них есть специальные часы. Эти часы цветные и разделены они на семь частей. А вот почему они так устроены, мы узнаем, когда познакомимся с ними поближе.
Вот стоит красивый дом,
И живет Неделя в нем.
Дней в Неделе ровно семь —
Знать об этом надо всем!
Братья гномы здесь живут,
Дружно песенки поют
И, рассказывая сказки,
Каждый день меняют краски.
Вот неделя началась,
За работу принялась...
(На часах Недели педагог ставит стрелку на красную часть круга.)
В понедельник первый гном
В красный цвет покрасил дом,
Ели гномы помидор
И болтали разный вздор.
Во время чтения стихотворения педагог демонстрирует детям дом Недели, затем появляется гном Понедельник, и преподаватель вставляет его изображение в прорезь окошечка на наглядной модели дома. Дети рассматривают наглядное пособие, педагог отвечает на их вопросы и рассказывает о первом дне недели, затем педагог предлагает детям ответить на вопросы.
Вопросы к детям
- Как называется этот красивый, необычный дом?
- Какой гном приходит первым?
- В какой цвет красит дом гном Понедельник, и что делают в этот день все гномы?
- Как вы думаете, на какой части часов остановится
- стрелка в понедельник? Покажите ее.
- Почему эта часть красного цвета? (Ответ из текста стихотворения о гноме Понедельнике.
Вторник
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели;
* изображение гнома Вторника (см. рис. 2 цв. вкладки);
* наглядная модель часов Недели с двигающейся стрелкой (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог демонстрирует детям изображение дома Недели с гномом Понедельником в прорези первого окна. Педагог спрашивает детей:
Этот дом вам знаком?
Кто живет в доме том?
Затем педагог читает стихотворение вместе с детьми, побуждая их к хоровому повторению текста стихотворения из предыдущего занятия. После этого он передвигает стрелку на часах Недели на оранжевую часть круга, показывает детям изображение гнома Вторника и читает новое стихотворение
А во вторник стало вдруг
Все оранжевым вокруг.
Съели гномы на обед
Семь оранжевых конфет.
Дети повторяют текст стихотворения. Педагог вставляет изображение нового гнома в прорезь второго окошка наглядной модели дома Недели, рассказывает детям о втором дне недели, отвечает на их вопросы. Затем педагог предлагает детям ответить на вопросы по материалу занятия.
Вопросы к детям
- Какой гном приходит вторым?
- Рядом с каким гномом он поселился?
- В какой цвет покрасил дом гном Вторник?
- Как вы думаете, на какой части часов остановится
- стрелка часов во вторник? Покажите ее.
- Почему эта часть на часах Недели оранжевого цвета?
Среда
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели;
* изображение гнома Среды (см. рис. 2);
* наглядная модель часов Недели с двигающейся стрелкой (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог демонстрирует детям изображение дома Недели, в прорезях первого и второго окошечка которого вставлены изображения гномов Понедельника и Вторника, и спрашивает детей, знаком ли им этот дом? Что они могут рассказать о нем и его жителях?
Пока дети не запомнят начало стихотворения, педагог читает его вместе с ними, затем, на следующих занятиях, дети повторяют его уже самостоятельно. Педагог передвигает стрелку на часах Недели на желтую часть круга, показывает часы детям и читает новое стихотворение:
Желтым все покрасил в среду
И успел он лишь к обеду,
Самый средний крошка-гном,
Желтый, как цыпленок, он.
Приготовил к ужину
Он лимонов дюжину
Затем педагог показывает детям изображение третьего гнома — Среды, рассказывает о третьем дне недели и отвечает на вопросы детей. Изображение гнома Среды помещается в третье окошко дома Недели (это может сделать сам педагог или же тот из детей, кто лучше всех ответит на предложенные вопросы).
Педагог. Вот и поселился в среднем окошке дома Недели средний брат — гном Среда.
Вопросы к детям
- Какой по счету средний братик гном?
- Кто его сосед? (Гном Вторник.)
- А кто соседи Вторника? (Слева — Понедельник, справа — Среда.)
- Что приготовил на ужин гном Среда?
- В какой цвет он покрасил дом?
- Покажите на часах Недели время наступления среды. Какая это часть круга?
Четверг
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели;
* изображение гнома Четверга (см. рис. 3);
* наглядная модель часов Недели с движущейся стрелкой (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог вместе с детьми рассматривает изображение дома Недели, из окошек которого выглядывают гномы Понедельник, Вторник и Среда. Дети с помощью педагога читают стихотворение о днях недели (см. предыдущие занятия). Педагог переставляет стрелку на часах Недели на зеленую часть круга и читает стихотворение про гнома по имени Четверг.
Гном Четверг — зеленый весь,
Он принес такую весть:
Луг зеленый, лес и сад,
Будем есть в обед салат!
Педагог рассказывает детям о четвертом дне недели и отвечает на их вопросы. Затем показывает детям изображение гнома Четверга. В завершение занятия воспитатель вставляет изображение гнома Четверга в прорезь окошечка дома Недели.
Вопросы к детям
- Как вы думаете, почему этого гнома зовут Четверг?
- А в какой цвет он все покрасил?
- Сейчас стрелка стоит на зеленой части круга — это время, когда в Неделе наступает четверг. Если сегодня — четверг, то какой день был вчера? Покажите его стрелкой на часах Недели.
Пятница
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели;
* изображение гнома Пятницы (см. рис. 4);
* наглядная модель часов Недели (см. рис. 8 цв. вкладки).Содержание занятия
Педагог. Мы сегодня снова встретимся с нашими друзьями — братьями гномами. Их дом — это Неделя, а они — дни Недели.
Затем педагог раздает детям изображение гномов и говорит первому ребенку: «Ты будешь первым днем недели (дает изображение гнома Понедельника). Как тебя зовут?» Аналогичные вопросы педагог задает и другим детям, вручая им изображения гномов Вторника, Среды и Четверга.
Педагог. Ребята! Вы будете вставлять в окошечки дома Недели изображения тех гномов, про которых я буду читать вам стихотворение.
Дети держат в руках изображения гномов и стоят рядом с домом Недели. Педагог читает стихотворение:
***
Вот стоит красивый дом,
И живет Неделя в нем.
Дней в Неделе ровно семь —
Знать об этом надо всем.
Братья гномы здесь живут,
Дружно песенки поют
И, рассказывая сказки,
Каждый день меняют краски.
Вот Неделя началась,
За работу принялась (В понедельник)
(Далее про все дни недели — Понедельник, Вторник, Среду и Четверг педагог читает отрывки сам или помогает рассказывать стихотворение детям. Полный текст стихотворения см. на с. 64—66.)
Дети, про чьих гномов воспитатель читает стихотворение, вставляют их изображения в прорезь окошечка. Так появляются по очереди: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг. Дети садятся на свои места. Затем педагог показывает изображение гнома Пятницы и читает стихотворение про него:
В пятницу стал дом другим —
Словно небо, голубым.
Гном поил друзей водою
Голубою-голубою!
Педагог рассказывает детям о пятом дне недели и отвечает на возникающие вопросы. После этого изображение гнома Пятницы вставляется в пятое окошко дома Недели.
Вопросы к детям
- Вы уже догадались, почему у этого гнома такое имя? (Он в неделе пятый по счету — поэтому его и назвали Пятница.)
- На какую часть круга передвигается стрелка на часах Недели, когда приходит время Пятницы?
- Кто сосед гнома Пятницы в доме Недели?
Суббота
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели;
* изображение гнома Субботы (см. рис. 5);
* наглядная модель часов Недели (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог. Ребята! Вы уже познакомились с пятью днями недели. Назовите их по порядку... Правильно! Каждый из них приходит в свое время и выполняет свою работу. И вот когда стрелка на часах Недели передвигается с голубой части круга на синюю, мы понимаем, что прошел еще один день, Пятница, и наступило время нового дня недели, шестого по счету. Он называется Суббота.
Педагог передвигает стрелку с голубой части круга на синюю, демонстрирует детям изображение гнома Субботы и читает про него стихотворение:
А шестой был гном — Суббота. Синий цвет — его работа. Синим стало все вокруг — И дома, и лес, и луг!
Педагог рассказывает детям о шестом дне недели, отвечает на их вопросы, разучивает вместе с детьми стихотворение про гнома Субботу. Затем педагог вставляет изображение гнома в шестое окошко дома Недели.
Вопросы к детям
© Как зовут шестого брата гнома?
© В какой цвет он покрасил дом и все вокруг?
© Кто его сосед?
© Сколько времени пройдет, если стрелка на часах дома Недели передвинется с одной части на другую? (Один день.)
© Если сегодня среда (педагог ставит стрелку модели часов Недели на желтую часть круга), то какой день недели наступит через два дня? (Пятница.)
© Покажите это на часах Недели.
© А если сегодня пятница, то какой день будет завтра? Покажите это на часах Недели.
Воскресенье
Материалы и оборудование:
* изображение дома Недели;
* изображение гнома Воскресенье (см. рис. 3 цв. вкладки);
* наглядная модель часов Недели (см. рис. 8 цв. вкладки),
Содержание занятия
На наглядной модели дома Недели в окошечки вставлены шесть изображений гномов: Понедельника, Вторника, Среды, Четверга, Пятницы и Субботы.
Педагог. Братья гномы дружно работали целых шесть дней. Назовите их по порядку. (Дети называют.) Правильно! Они хорошо потрудились, так что теперь пришло время отдохнуть. Поэтому седьмой день недели называют выходным. Гномы тоже отдыхают.
Педагог показывает детям изображение гнома Воскресенье и читает отрывок из стихотворения:
В воскресенье гномы
Отдыхали дома;
Фиолетовая краска
Им рассказывала сказки.
Вот неделя пролетела,
Свою песенку пропела!
Педагог отвечает на вопросы детей, разучивает вместе с ними стихотворение. Затем педагог вместе с детьми вставляют изображение гнома Воскресенье в седьмое окошко дома Недели.
Вопросы к детям
© Сколько времени прошло с субботы до воскресенья?
© Поставьте стрелку на часах Недели на ту часть круга, которая обозначает воскресенье.
© Какого она цвета?
© На какую часть круга передвинется стрелка на часах Недели, когда пройдет время воскресенья?
Педагог. Правильно, на красную, и тогда снова наступит понедельник, ведь время идет по кругу. Одна неделя «пролетела, свою песенку пропела», но начнется следующая неделя и снова будут трудиться по очереди братья гномы: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье.
Радуга недели
(итоговое занятие по теме «Веселая неделя»)
Материалы и оборудование:
* альбомные листы, краски и кисти по количеству детей;
* наглядная модель часов Недели (см. рис. 8 цв. вкладки);
* изображение дома Недели;
* изображения всех братьев гномов (см. рис.).
Содержание занятия
Педагог. Дети, сегодня мы будем рисовать радугу. Вы уже знаете, что такое радуга. Она появляется на небе летом, когда сразу после дождя выглянет из-за туч солнце и капельки воды в воздухе заблестят разноцветными красками. Но сегодня мы будем рисовать не обычную радугу, а радугу Недели.
Мы будем использовать по порядку все те цвета, какими раскрашивали свой дом братья гномы.
Вот неделя пролетела,
Свою песенку пропела,
Мне все краски подарила —
Я ее благодарила,
Радугу-дугу цветную
Я теперь сижу рисую!
Педагог достает из первого окошечка дома Недели изображение гнома Понедельника.
— Ребята, как меня зовут? Какой краской я покрасил дом? Правильно.
Педагог ставит стрелку на часах Недели на красную часть круга. Нарисуйте такой же краской на своем листе большую линию дугой.
(Так же обращаются к детям остальные братья гномы. В результате у каждого ребенка получается большая яркая радуга.)
МЕСЯЦЫВ старших группах на занятиях по формированию математических представлений или по ознакомлению с окружающим миром и природой педагог знакомит детей с месяцами года. Это знакомство может начинаться с любого месяца года, например, с сентября. Необходимо лишь сохранять систему, определяемую последовательностью месяцев в году.
В качестве примера приведем схему занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с первым зимним месяцем — Декабрем.
По этой же схеме, используя стихи (см. Литературное приложение), фигурки братьев Месяцев, наглядные модели часов Месяца и часов братьев Месяцев, педагог знакомит детей старшей группы с месяцами года.
На этих занятиях дети получают представление о порядке следования месяцев друг за другом, об их длительности, емкости, узнают, что длится дольше — месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, как меняется жизнь животных в каждом месяце.
На этом этапе знания детей о временных отрезках — дне, неделе, месяце, временах года — конкретизируются и систематизируются. Их восприятие времени становится более точным и «видимым», приобретает яркие, конкретные формы. На последующих занятиях педагог расширяет знания и представления детей о каждом месяце года, о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, насекомых и растений, о погодных изменениях.
Братья Месяцы - Декабрь
Материалы и оборудование:
* изображение месяца Декабря (см. рис. 7 цв. вкладки);
* наглядная модель часов братьев Месяцев, разделенная на двенадцать частей и раскрашенная соответственно временам года (см. рис. 8 цв. вкладки);
* наглядная модель часов Месяца, разделенная на четыре части, каждая часть раскрашена в семь цветов радуги (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог показывает детям изображение месяца Декабря.
Здравствуйте, ребята! Я — Декабрь, первый зимний месяц.
Зима приходит в декабре,
Стоят деревья в серебре,
В морозном инее они,
И разноцветные огни
На них блистают и горят,
Красивый праздничный наряд
Им приготовила зима:
Все любит белое она.
И потому все снегом белым
Запорошила как хотела
И в шубку белую одела
Трусишку-зайца, чтоб лиса
В снегу его не разглядела ,
И не поймала сорванца.
Педагог ставит стрелку на часах братьев Месяцев на начало зимы (бледно-голубая часть круга).
Декабрь. Мое время наступает, когда стрелка на наших часах, висящих над камином, передвигается на эту часть круга.
Наступает зима, а я ее помощник — первый зимний месяц.
Педагог. Декабрь! Расскажи ребятам, сколько времени ты помогаешь своей старшей сестре Зиме?
Декабрь. Я слежу за временем по своим часам. У каждого месяца есть такие.
(Педагог показывает детям наглядную модель часов Месяца.)
Декабрь. Они разделены на четыре части — недели. А сколько дней в каждой неделе, ребята? Правильно, семь. Пройдут семь дней — значит, прошла одна неделя, пройдут еще семь дней — пробежала вторая, еще через семь дней закончится третья, а когда пройдут семь дней четвертой недели, останется всего несколько дней до окончания Декабря.
(Педагог иллюстрирует слова Декабря, показывая стрелкой движение времени месяца.)
А в день последний Декабря Ты чуда ждешь совсем не зря, И елка вся стоит в огнях: Ведь Дед Мороз в своих санях Для всех детей везет подарки. И в зимний день вам станет жарко
Итоговое занятие «Катя и Время»
Материалы и оборудование:
— наглядные модели всех часов страны Времени (см. рис. 8 цв. вкладки);
— изображение Старика-Годовика (Деда Мороза), Времен года, братьев Месяцев, братьев Гномов, гнома Тик-Так (см. рис.);
— наглядная модель часов с цифрами и двумя стрелками.
Содержание занятия
Педагог. Я расскажу вам сегодня сказку о стране Времени. В ней вы повстречаетесь с уже знакомыми вам персонажами: гномом Тик-Так, Весной, Летом, Осенью и Зимой, двенадцатью братьями Месяцами и другими жителями этой страны.
(Педагог читает детям сказку.)
Катя и Время
Катя собиралась с бабушкой на вечернюю прогулку и очень долго одевалась. Бабушка сказала:
— Катя, быстрее, время идет, солнышко сядет и будет холодно.
— Бабушка, а что такое время? Куда оно идет? Покажи его мне! — затараторила Катя.
— Возьми с собой мяч, — сказала бабушка, — и я все тебе расскажу.
На прогулке бабушка нарисовала на песке солнышко и большое кольцо вокруг него. По этому кольцу она прокатила один раз мяч и сказала:
— Земля, на которой мы живем, это шар, похожий на твой мяч, и этот шар летает вокруг Солнца. Пролетит шар один круг, и на Земле пройдет год. Но еще этот шар вертится вокруг самого себя — один раз повернется, и на Земле пройдет один день.
— Как интересно! — сказала Катя и до конца прогулки играла с мячом.
Вечером бабушка рассказала Кате сказку о стране Времени:
— На воротах этой страны висят знакомые и тебе, и мне часы с цифрами, расположенными по кругу, и двумя стрелками (педагог показывает детям наглядную модель этих часов). По ним определяют время все жители этой страны. Но у каждого из них есть и свои, особенные часы.
В красивом ледяном доме живет Старик—Годовик. (Педагог показывает детям изображение Старика—Годовика.) Его еще называют Дед Мороз. На стене у него висят большие часы с одной стрелкой (показывает часы Старика-Годовика). Весь год он собирает подарки детям и, когда стрелка пройдет полный круг (педагог показывает детям движение стрелки на часах Старика-Годовика) и остановится на елочке, он кладет свои подарки в сани и отправляется к ребятам на праздник — встречать Новый год.
Неподалеку, среди берез, стоят четыре сияющих дворца, здесь живут четыре сестры. Белый, весь в алмазных и серебряных блестках — дворец волшебницы Зимы. В изумрудном дворце, расписанном цветами, живет красавица Весна. Доброе Лето живет в красном дворце, а дворец Осени сверкает золотом.
На самой высокой башне каждого дворца красуются часы, разделенные на четыре части (педагог показывает детям наглядную модель часов Времен года). И когда стрелка показывает на одну из них (педагог передвигает стрелку, например, на зеленую часть круга — Весну), то одна из сестер вступает в свои права. Каждая из них берет себе трех помощников — братьев Месяцев.
Педагог. Ребята, назовите ту сестрицу, чье время наступило сейчас по этим часам. Правильно, это Весна. Каких братьев она возьмет себе в помощники? Да, это Март, Апрель и Май. (Педагог выставляет на фланелеграф изображения названных месяцев.)
Братья Месяцы живут в замке на берегу реки. Часто вечерами сидят они у камина, над которым висят часы, разделенные на двенадцать частей. По стрелке они определяют, когда приходит черед следующего брата. (Педагог показывает детям наглядную модель часов братьев Месяцев и выставляет их изображения на фланелеграфе, распределяя по трое в соответствии с Временами года.)
У Старика-Годовика, четырех сестер и братьев Месяцев часы одного размера, и стрелка на них движется одинаково, различаются их часы только тем, что разделены на разное количество частей (педагог показывает детям модели всех часов). Но у каждого брата есть еще и свои часы, разделенные на четыре части — недели (педагог показывает детям наглядную модель часов Месяца).
Домик под названием Неделя, где живут семь братьев гномов, укрылся в лесу. Там живут трудолюбивые (педагог по очереди выставляет на фланелеграфе изображения всех гномов) Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Часы гномиков разделены на семь частей, и стрелка на них движется быстрее, чем у месяцев (педагог показывает детям изображение часов Недели, движением стрелки иллюстрируя свой рассказ). На часах Недели стрелка пройдет целый круг, а за это же время стрелка на часах Месяца всего лишь передвинется с одной части круга на следующую.
По маленьким часикам, разделенным на четыре части (показывает наглядную модель часов гнома Тик-Так), определяет время их младший брат, гном Тик-Так, который живет в чашечке цветка на опушке (педагог выставляет на фланелеграф изображение гнома Тик-Так). Посмотрев на них, он знает, когда наступает утро, день, вечер и ночь. Стрелка его часов движется быстрее, чем у всех остальных (педагог сопровождает свой рассказ движением стрелки на часах гнома Тик-Так).
На часах гнома Тик-Так стрелка пройдет целый круг, а за это же время стрелка на часах Недели передвинется только с одной части круга на следующую.
Все жители страны очень ценят и берегут время, всегда идут друг за другом, и никогда не опаздывают.
— Какая интересная сказка! Теперь я знаю, что такое Время, и тоже буду его беречь! — сказала Катя. Она быстро уснула, и во сне ей приснилась сказочная страна Времени.
Вопросы к детям
© Для чего нужны часы? (Чтобы по ним определять время.)
© Зачем нужно знать время? (Чтобы никогда не опаздывать, планировать свои дела, одеваться соответственно времени года, знать, когда наступит день рождения, праздники и т. д.)
© Что быстрее пройдет: сутки или неделя (сутки или зима, год или весна и т.д.)?
© Покажите на всех часах, как передвинется стрелка за то время, пока длится месяц июнь? (и т. д.)
ВРЕМЕНА ГОДА
После того как дети освоили представление о месяцах года, следует переходить к знакомству с временами года и годом в целом. Этот цикл занятий можно проводить как до знакомства детей со сказкой «Катя и Время», так и после. В качестве предварительной работы педагогу рекомендуется на прогулках обращать внимание детей на то, как меняется природа в то или иное время года, как одеваются люди, во что играют дети; как меняется поведение животных, цвет листвы, продолжительность дня в зависимости от смены сезонов.
ХОРОВОД ВРЕМЕН ГОДА
Материалы и оборудование:
* изображения сестер — Времен года (см. рис. 6, 7, 8; рис. 4 цв. вкладки);
* изображения братьев Месяцев (см. рис. 9—17; рис. 5—7 цв. вкладки);
* наглядная модель часов Времен года (см. рис. 8 цв. вкладки).
Содержание занятия
Педагог, используя музыкальное сопровождение (запись музыки, игра на фортепьяно), соответствующее образу каждой из сестер — Времен года, поочередно выставляет изображения Зимы, Весны, Лета и Осени на фланелеграф. Сказочные персонажи здороваются, знакомятся с детьми, каждая из сестер рассказывает о себе. При этом можно использовать отрывки из стихотворений (см. Литературное приложение).
Для Зимы:
Зима приходит в декабре,
Стоят деревья в серебре,
Все любит белое Зима:
И потому все снегом белым
Запорошила как хотела.
Для Весны:
Так нежен аромат цветов,
Вся в зелени стоит Весна
И смотрит в зеркало прудов,
И нравится себе она.
Для Лета:
В венке из солнечного света
Вслед за Весной приходит Лето.
Для Осени:
Платье из дождя набросив,
Тихо к нам приходит Осень.
При появлении каждой новой гостьи педагог передвигает стрелку на часах Времен года и устанавливает ее на соответствующем цветовом секторе.
Белая часть — Зима.
Зеленая часть — Весна.
Красная часть — Лето.
Желтая часть — Осень.
Затем каждая из сестер рассказывает, что когда приходит ее время править, она берет себе трех помощников — братьев Месяцев.
(Педагог размещает изображения братьев Месяцев на фланелеграфе, группируя их по трое возле каждой из сестер — Времен года, затем передвигает стрелку на часах на следующий цветовой сектор.)
Вопросы к детям
- Как сменяют друг друга Времена года?
- Кто за кем следует?
- Кто из Сестер придет после Весны? Зимы?
- Покажи и назови братьев Месяцев, помощников Весны? Лета? (и т.д.)
- Чье время длится дольше — Сестер или Братьев?
- Почему ты так думаешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира средствами детского экспериментирования
По мнению психолога Н.Н.Поддьякова, детское экспериментирование является одним из главных механизмов развития творчества ребенка. Оно способствует формированию познавательного интереса, развивает набл...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении. В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около 4 лет познают свойства врем...
Рекомендации для родителей по обучению детей дошкольного возраста представлениям о временах года
Для эффективного усвоения понятий времен года, частей суток учить ребенка рекомендуется с 3,5 - 4-х лет. К 4 годам малыш должен уже знать времена года, а к 5 - месяцы года. За это время он уже не...
Педагогический проект Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»
Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.Я.А. КоменскийВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства вре...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...