Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию Подготовка к обучению грамоте на тему: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Направление образования и развития детей (образовательная область): речевое развитие
Цель: речевое развитие детей 5 – 6 лет в процессе ознакомления со звучащим словом
Задачи:
- формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
- закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
- упражнять в делении слов на части;
- упражнять в измерении слов при помощи ладоней;
- обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_gramote.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 21 г. «Иволга»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по речевому развитию
Подготовка к обучению грамоте на тему: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук»
(старшая группа)
Подготовила воспитатель: Немченко Н.А.
2022 г.
Возраст: старшая группа
Тема НОД: Ознакомление со звучащим словом.
Введение термина «Звук»
Направление образования и развития детей (образовательная область): речевое развитие
Цель: речевое развитие детей 5 – 6 лет в процессе ознакомления со звучащим словом
Задачи:
- формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
- закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
- упражнять в делении слов на части;
- упражнять в измерении слов при помощи ладоней;
- обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь.
Виды детской деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, групповая.
Оборудование: осенний листок, чудесный мешочек с муляжами овощей и фруктов, предметные картинки по количеству детей, загадки, кубики с картинками.
ХОД НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Вводная часть | ||
Создание благоприятного психологического климата | ||
Воспитатель приветствует детей, предлагает им поздороваться. Сегодня к нам в окно залетел кленовый Листочек. Но это не простой Листочек, а волшебный. Он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания. | Дети здороваются Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх) Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать круг) Здравствуй, планета Земля! (Руками над головой описать большой круг) Здравствуй, наша большая семья! (Все дети показывают «класс» | |
Игровое упражнение «Послушай и скажи» » на проговаривание чистоговорки | ||
До кого дотронется листочек, тот повторит за мной чистоговорку. Са-са-са - в лесу бегает лиса. Су-су-су - сумку я несу. Со-со-со - у Вовы колесо. Сы-сы-сы - на стене висят часы. Ас-ас-ас - у Сони ананас. Ос-ос-ос - на поляне много ос. Ус-ус-ус - у Сони много бус. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики | Дети повторяют за воспитателем чистоговорки Дети садятся на стульчики | |
Основная часть | ||
Задание 1 Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Подбор прилагательных. | ||
Воспитатель сидит перед ребятами и в руках держит чудесный мешочек, в котором лежат муляжи овощей и фруктов. Воспитатель приглашает к себе подойти ребенка и просит его достать один из предметов, предварительно попробовав угадать, что он взял. Затем ребенок достает предмет и называет его. Дети должны назвать как можно больше признаков, соответствующих предложенному предмету. Воспитатель спрашивает…. Огурец какой? (зеленый, вкусный, соленый, свежий, хрустящий, пупырчатый, маленький, большой) Помидор какой? (зеленый, красный, оранжевый, спелый, соленый, свежий, вкусный, маленький, большой) Яблоко какое? (Красное, зеленое, кислое, спелое, красивое, ароматное, вкусное.) Перец какой? (зеленый, желтый, красный, спелый, сладкий, горький) Банан какой? (желтый, спелый, большой, вкусный, неспелый, ароматный) Капуста какая? (зеленая, большая, круглая, вкусная, полезная) | Дети сидят за столами. Дети по одному подходят к воспитателю, достают предмет из чудесного мешочка. Затем называют признаки этого предмета. | |
Задание 2 Игровое упражнение «Деление слов на части» | ||
Листочек просит ребят назвать, что изображено на карточке и, назвать в слове количество слогов. Листочек сказал, что он очень устал и хочет отдохнуть. | Самостоятельная работа детей с картинками. Ребенок переворачивает картинку лицевой стороной, называет ее словом и делит на слоги при помощи хлопков, затем считает, сколько в слове слогов. | |
Физминутка «Осенние дорожки» | ||
Мы по улице шагаем (шагают на месте) И дорожки подметаем (руки влево – вправо) Листья в кучи собираем (движения руками к себе) Ох, устали, (вытираем пот со лба) Отдохнем (присели) Встанем, и домой пойдем (шагаем на месте) | Дети выполняют движения по тексту воспитателя | |
Задание 3 Звуковая сторона слова | ||
Листочек предлагает ребятам отгадать загадки. Воспитатель загадывает детям загадки, а затем предлагает детям послушать, как звучит то или иное слово, и какой звук делает это слово особенным по звучанию.
Послушайте, как звучит слово «звонок»…. Какой звук я выделила? Слово «звонок» делает таким звонким [з].
Разбор слова «мишка». Оно шуршит благодаря «ш».
| Ответы детей Разбор слова «звонок» Разбор слова «мишка». Разбор слова «гром» Разбор слова «жук». Дети выходят на ковер. | |
Игра с ладошками | ||
Листочек хочет поиграть с вашими ладошками. Меж еловых мягких лап Дождик капает кап-кап! Где сучок давно засох, Где листок к листку прилип, Кто нашел его, друзья? Это я, я, я! | Дети просовывают указательный палец правой ладони между пальцами левой ладони пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко Ладошки вместе переворачиваем Поднимают руки перед собой, Сжав все пальцы в кулак, кроме мизинца, показывают его | |
Задание 4 Игровое упражнение «Весёлый кубик». Измерение слов. | ||
Листочек хочет, чтобы вы, ребята измерили слова при помощи своих ладошек. Ребёнок бросает кубик, называет предмет, и измеряет слово при помощи ладоней. Вывод: слова бывают длинные и короткие. Когда в слове много звуков, слово длинное, когда мало - короткое. | Дети произносят слово, измеряя его руками: сначала соединяют ладошки вместе перед грудью, а потом, медленно произнося слово, разводят ладошки в стороны. | |
Заключительная часть. | ||
рефлексия | ||
Листочек говорит, что все задания закончились. Какие задания вы сегодня выполняли? Какое задание вам понравилось? Какое задание было самым трудным? Что узнали нового на занятии? Листочек говорит вам спасибо и прощается с вами на целый год. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук», старшая группа
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы, решающее следующие задачи: Коррекционно – образовательные:Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) на тему: «В гостях у королевы Знаний» для детей подготовительной группы
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучени...
Конспект Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию подготовка к обучению грамоте знакомство со звуком и буквой «А» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква...
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте и развитие речи), художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного в
Итоговая НОД "Умники и умницы"...
Самоанализ итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Путешествие в страну Буквария» для детей старшего дошкольного в
Самоанализитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) ихудожественно-эстетическому развитию (лепка)на тему: «П...
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Путешествие в страну Буквария» для детей старшего дошкольного возр
Конспектитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка)на тему: «Путешест...