Конспект Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию подготовка к обучению грамоте знакомство со звуком и буквой «А» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бадьина Александра Ивановна
  • Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota-badina_.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывная образовательная деятельность

по речевому  развитию

подготовка к обучению  грамоте

знакомство со звуком и буквой «А»

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»

 

                                                  Воспитатель: Бадьина А.И.

 Санкт-Петербург

2019 год

ЗАДАЧИ

Образовательные:

  • Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква
  • Уточнить с детьми произношение звука [а], меняя интонацию, силу и высоту голоса
  • Учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений
  • Познакомить детей с буквой «А», упражнять в графическом изображении буквы

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, связанную речь детей
  • Развивать кинестетические ощущения мелкие мышцы пальцев рук
  • развивать внимание и память детей

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, творческую активность, навыки самостоятельной деятельности
  • воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей
  • воспитывать любовь к родному языку

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающая технология
  • игровая технология
  • технология сотрудничества
  • технология музыкального воздействия
  • личностно-ориентированная технология

Оборудование:

  • магнитофон, предметные картинки
  • музыкальная запись для физминутки
  • демонстрационные карточки с печатной буквой А
  • кукла в форме ученицы
  • игрушки и предметы со звуком(а) в названии
  • пособие «Алфавит»

Раздаточный материал: сюжетные картинки, карточки-схемы, счётные палочки, раздаточные листы, карандаш красного цвета, кусочки ниток, схемы звуков (круги красного, зелёного, синего цвета) 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

  • выучить слова игры «Аист»
  • повторить стихи о гласных и согласных звуках
  • дидактическая игра «Отгадай, какой это звук?»

Ход деятельности:

 Организационный  момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся

 Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла кукла Аня. Она- первокласница. Догадались, почему я пригласила на занятие Аню.

-Её имя начинается со звука(а)

-Правильно, мы сегодня будем знакомиться со звуком(а) и буквой А.

-Что вы знаете про этот звук? (ответы детей)

- Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.

- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.

- Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)

- Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса).

Дидактическая игра «Топай - хлопай».                                                                                   –Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет – топайте.

Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс. Молодцы! А теперь пройдите на свои места.

Работа с карточками «Определи место звука в слове»

- В этих домиках (раздача пособий – схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (воспитатель определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Воспитатель добивается полного ответа). Молодцы!

- Ребята Аня тоже хочет с вами поиграть, она любит играть в игру «Где спрятался звук?» В её школьном рюкзаке лежат разные предметы вам надо определить на ощупь, что это и назвать место звука в слове если он там есть. Молодцы! Справились хорошо.

Знакомство с буквой А.

- Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по – одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

Физкультминутка «Аист».

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)

- Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придёшь домой.

Формирование образа буквы А.

- Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с воспитателем). А теперь  попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок, 
Ты эту букву знаешь? Да? 
Перед тобою буква А!

(Воспитатель проговаривает во время показа)                                                              

- Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.

- А вот маленькая буква (а) Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Выложите её из двух ниточек. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)

- Обратите внимание: они красного цвета, потому что они  обозначают гласный звук.

Печатанье буквы А

-Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.

Физкультурная минутка

-А сейчас буква А приглашает вместе с ней покружиться под музыку (Дети танцуют под музыку)

Развитие фонематического слуха. Игра «Доскажи словечко»

-Ребята! Аня предлагает ещё задание. Надо отгадать загадку и определить место звука в слове.      

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)

В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)

Игра “Составь предложение»  

-Ребята, возьмите сюжетную картинку,составьте предложение и назовите слова со звуком (а)
-Девочка рисует мак  

- Машина везёт арбузы.

- Мальчик чистит апельсин.

- Заяц ест капусту.

- Папа и мама собирают урожай.

Итог. Рефлексия.

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим?

-У Ани осталось последнее задание. У вас на листочке нарисовано лицо. Чего на нём не хватает? (рта). Правильно. Если вам понравилось занятие- нарисуйте весёлую улыбку. а если нет – грустную. Справились?  

Оценка.

 

      


    Е Измайлова

«Как появились буквы»

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела,

Наконец без дела жить им надоело.

                И сказал им кто- то Умный и серьёзный:

- Взяться за работу никогда не поздно.

Слышим мы повсюду много разный звуков,

Но для них покуда нету знаков – букв.

- Эй, крючки и точки, чёрточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

И шагайте слаженно по листу бумажному!

Чёрточки послушались, прекратили драки,

Превратились в нужные правильные знаки.

Стали всем понятными буквами печатными

И тогда в припрыжку прибежали в книжку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности. Речевое развитие. «По следу жадных медвежат» с использованием мнемотехники в 1 средней группе компенсирующей направленности.

Цель: способствовать эмоциональному восприятию сказки, учить оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку. Помочь усвоить содержание сказки с помощь мнемотаблиц....

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Сценарий квест-игры «Пропавшая буква» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Форма проведения: фронтальная.Цель: обобщение знаний об изученных звуках и буквах.Задачи: Коррекционно-образовательные:- закреплять умение дифференцировать звуки;- закреплять умение складывать слова и...