Конспект Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию подготовка к обучению грамоте знакомство со звуком и буквой «А» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
- Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota-badina_.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект
Непрерывная образовательная деятельность
по речевому развитию
подготовка к обучению грамоте
знакомство со звуком и буквой «А»
Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»
Воспитатель: Бадьина А.И.
Санкт-Петербург
2019 год
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква
- Уточнить с детьми произношение звука [а], меняя интонацию, силу и высоту голоса
- Учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений
- Познакомить детей с буквой «А», упражнять в графическом изображении буквы
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, связанную речь детей
- Развивать кинестетические ощущения мелкие мышцы пальцев рук
- развивать внимание и память детей
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, творческую активность, навыки самостоятельной деятельности
- воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей
- воспитывать любовь к родному языку
Используемые технологии:
- здоровьесберегающая технология
- игровая технология
- технология сотрудничества
- технология музыкального воздействия
- личностно-ориентированная технология
Оборудование:
- магнитофон, предметные картинки
- музыкальная запись для физминутки
- демонстрационные карточки с печатной буквой А
- кукла в форме ученицы
- игрушки и предметы со звуком(а) в названии
- пособие «Алфавит»
Раздаточный материал: сюжетные картинки, карточки-схемы, счётные палочки, раздаточные листы, карандаш красного цвета, кусочки ниток, схемы звуков (круги красного, зелёного, синего цвета)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
- выучить слова игры «Аист»
- повторить стихи о гласных и согласных звуках
- дидактическая игра «Отгадай, какой это звук?»
Ход деятельности:
Организационный момент (в кругу).
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла кукла Аня. Она- первокласница. Догадались, почему я пригласила на занятие Аню.
-Её имя начинается со звука(а)
-Правильно, мы сегодня будем знакомиться со звуком(а) и буквой А.
-Что вы знаете про этот звук? (ответы детей)
- Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.
- Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)
- Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса).
Дидактическая игра «Топай - хлопай». –Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет – топайте.
Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс. Молодцы! А теперь пройдите на свои места.
Работа с карточками «Определи место звука в слове»
- В этих домиках (раздача пособий – схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (воспитатель определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Воспитатель добивается полного ответа). Молодцы!
- Ребята Аня тоже хочет с вами поиграть, она любит играть в игру «Где спрятался звук?» В её школьном рюкзаке лежат разные предметы вам надо определить на ощупь, что это и назвать место звука в слове если он там есть. Молодцы! Справились хорошо.
Знакомство с буквой А.
- Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).
Буквы – видим, пишем (показ пособия).
Звуки – слышим (показ пособия).
(Дети повторяют хором, затем по – одному).
Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.
Физкультминутка «Аист».
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою.
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придёшь домой.
Формирование образа буквы А.
- Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с воспитателем). А теперь попробуйте выложить букву А из палочек:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!
(Воспитатель проговаривает во время показа)
- Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.
- А вот маленькая буква (а) Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Выложите её из двух ниточек. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)
- Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук.
Печатанье буквы А
-Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.
Физкультурная минутка
-А сейчас буква А приглашает вместе с ней покружиться под музыку (Дети танцуют под музыку)
Развитие фонематического слуха. Игра «Доскажи словечко»
-Ребята! Аня предлагает ещё задание. Надо отгадать загадку и определить место звука в слове.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).
Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)
В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)
Игра “Составь предложение»
-Ребята, возьмите сюжетную картинку,составьте предложение и назовите слова со звуком (а)
-Девочка рисует мак
- Машина везёт арбузы.
- Мальчик чистит апельсин.
- Заяц ест капусту.
- Папа и мама собирают урожай.
Итог. Рефлексия.
С каким звуком мы познакомились?
С какой буквой мы познакомились?
Почему их называют гласными?
Каким цветом обозначают гласные?
Какие гласные звуки можете назвать?
Что мы слышим?
Что мы видим?
-У Ани осталось последнее задание. У вас на листочке нарисовано лицо. Чего на нём не хватает? (рта). Правильно. Если вам понравилось занятие- нарисуйте весёлую улыбку. а если нет – грустную. Справились?
Оценка.
Е Измайлова
«Как появились буквы»
Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела,
Наконец без дела жить им надоело.
И сказал им кто- то Умный и серьёзный:
- Взяться за работу никогда не поздно.
Слышим мы повсюду много разный звуков,
Но для них покуда нету знаков – букв.
- Эй, крючки и точки, чёрточки, кружочки!
Собирайтесь вместе, становитесь в строчки
И шагайте слаженно по листу бумажному!
Чёрточки послушались, прекратили драки,
Превратились в нужные правильные знаки.
Стали всем понятными буквами печатными
И тогда в припрыжку прибежали в книжку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.
Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...
Конспект непрерывно образовательной деятельности. Речевое развитие. «По следу жадных медвежат» с использованием мнемотехники в 1 средней группе компенсирующей направленности.
Цель: способствовать эмоциональному восприятию сказки, учить оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку. Помочь усвоить содержание сказки с помощь мнемотаблиц....
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми «В гости к медсестре» экскурсия в медицинский кабинет первая младшая группа общеразвивающей направленности
Знакомство с ранней профореинтации "Экскурсия в медецинский кабинет"...
Сценарий квест-игры «Пропавшая буква» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Форма проведения: фронтальная.Цель: обобщение знаний об изученных звуках и буквах.Задачи: Коррекционно-образовательные:- закреплять умение дифференцировать звуки;- закреплять умение складывать слова и...