Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) на тему: «В гостях у королевы Знаний» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове;
- Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги;
- Развивать умение соотносить слово с заданной моделью;
- Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов;
- Продолжать совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок;
- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Развивать память и внимание;
3. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;
4. Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы и оборудование: письмо от королевы Знаний, предметные картинки для определения первого звука в слове, «Волшебный мешочек» с буквами, карточки со слогами; игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, фишки красного и синего цвета по количеству детей, букварь.
Методические приёмы: словесный, артикуляционная гимнастика, художественное слово; игровой: «Волшебный мешочек», «Собери слово из слогов», «Бывает-не бывает»; практический: использование демонстрационных картин, карточек, итог
Структура НОД:
- Вводная часть – 5 мин.
а) Организационный момент. Эмоциональный настрой. Приветствие «Мой друг»;
б) Сюрпризный момент (письмо от королевы Знания);
в) Артикуляционная гимнастика.
- Основная часть – 22 мин.
а) беседа о буквах и звуках; отличие звуков от букв;
б) упражнение «Раздели слова на слоги»;
в) составление слов по первым буквам;
г) физминутка;
д) задание «Кто внимательный?»;
е) работа по букварю; Чтение рассказа «В саду»;
ё) игра «Бывает – не бывает»;
ж) упражнение «Волшебный мешочек»;
з) упражнение «Составь и прочитай слова».
- Заключительная часть – 3 мин.
а) подведение итогов по пройденному материалу.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Какое у вас сегодня настроение?
Хорошее, радостное, веселое.
Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня утром к нам в группу почтальон и принес необычное письмо, давайте мы его с вами откроем и прочитаем.
Сообщение темы занятия.
«Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!!!»
Королева Знаний.
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, мы выполним гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
«В дудку дуем ду-ду-ду,
Язычок согнем в дугу,
Язычок залез за щечки
И вернулся к прежней точке.
Покусаем язычок,
Тут же сделаем щелчок.
Наш веселый язычок
Сделал все движения
И теперь готовы мы
Двинуться в сражение.
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков.
Воспитатель: Какими бывают звуки?
Дети: звуки бывают согласными и гласными.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: звуки которые тянутся, поются голосом.
Воспитатель: Назовите гласные звуки.
Дети: а, о, у, и, ы, э
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Воспитатель: Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Дети: синим.
Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Дети: зеленым.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: красным.
Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята, а вот и первое задание от королевы Знаний, называется оно «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать предметы, а вы будете их называть и делить на слоги, но не выкрикивать, а поднимать руку. Понятно задание?
Дети: Да
(воспитатель достает из мешочка и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы! Как мы можем проверить сколько слогов в слове «Кукла»?
Дети: (при помощи хлопков).
Воспитатель: хорошо, давайте прохлопает слово кукла. Сколько в нем слогов?
Дети: в слове кукла 2 слога.
Воспитатель: Сколько в этом слове гласных звуков?
Дети: два гласных звука.
Воспитатель: правильно, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель: Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков?
Дети: тоже 1
Воспитатель: Сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом?
Дети: игрушки
Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе задание.
А теперь 2 задание:
На доске развешаны картинки. Посмотрите внимательно, что на них нарисовано, и давайте составим и запишем слово по первым буквам названий предметов (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось?
Дети: весна.
Воспитатель: Сколько слогов в слове весна? Сколько букв?
Дети: В слове весна 5 букв, 2 слога.
Воспитатель: молодцы, все правильно.
Давайте мы с вами сейчас немного отдохнем.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-встали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Следующее задание 3. «Кто внимательный».
Воспитатель: Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную фишку, если согласный, то синюю.
Воспитатель: А, О, С, Р, К, У, Е, Ф, Ц, М, Т, Ю, Ч, Э .
(Выполнение задания).
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились легко.
Ещё одно задание нам приготовила королева Знаний.
А королева Знаний хочет проверить вас, как вы научились читать за этот год.
Работа по букварю. Чтение рассказа «В саду» (стр.105)
Дети по очереди читают рассказ.
После прочтения рассказа воспитатель убирает буквари.
А теперь давайте еще немного разомнемся и сыграем в игру «Бывает – не бывает».
Воспитатель: Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.
- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.
Задание 4. «Волшебный мешочек».
Воспитатель: у меня в волшебном мешочке находятся буквы. Вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там одну букву, будете стараться узнать ее, а потом вспомнить слова, которые начинаются с этой буквы.
Дети по очереди выполняют задание.
Задание 5. Упражнение «Составь и прочитай слова».
Воспитатель помещает на магнитную доску карточки со слогами и приглашает детей к доске. Дети хором читают слоги: со, гу, ко, бу, ки, си, сы.
Воспитатель: а теперь из этих слогов составьте по одному слову и прочитайте эти слова.
Дети составляют и читают слова: соки, гуси, косы, бусы
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А знаете, зачем королева Знания нам прислала эти задания? Она хотела узнать, чему научились вы в детском саду на занятиях по обучению грамоте? Ей очень понравилось, как вы сегодня отвечали. Она поздравляет вас с окончанием подготовительной группы и верит, что в школе вы будите получать одни пятерки и четверки. Правда?
3. Заключительная часть.
Воспитатель: На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?
А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами горжусь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Коммуникация» (подготовка к обучению грамоты) в подготовительной к школе группе
Знакомство со звуком "г", "г,", буквой "г"....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Конспект Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию подготовка к обучению грамоте знакомство со звуком и буквой «А» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква...
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте и развитие речи), художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного в
Итоговая НОД "Умники и умницы"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию Подготовка к обучению грамоте на тему: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук» (старшая группа)
Направление образования и развития детей (образовательная область): речевое развитиеЦель: речевое развитие детей 5 – 6 лет в процессе ознакомления со звучащим словомЗадачи:формировать умение слы...
Самоанализ итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Путешествие в страну Буквария» для детей старшего дошкольного в
Самоанализитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) ихудожественно-эстетическому развитию (лепка)на тему: «П...
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Путешествие в страну Буквария» для детей старшего дошкольного возр
Конспектитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка)на тему: «Путешест...