Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук», старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы, решающее следующие задачи:
Коррекционно – образовательные:
Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «звук».
Закреплять знаний о признаках зимы.
Упражнять в делении слов на слоги.
Упражнять в дифференциации понятий «слово» и «слог».
Закреплять умение подбирать к существительному прилагательные, глаголы.
Упражнять в составлении предложения на предложенную тему.
Коррекционно – развивающие:
Развивать слуховое внимание и память.
Развивать мелкую и общую моторики.
Развивать координацию речи с движениями.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения.
Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_kommunikatsiya_zanyatie.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте
Тема: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук»
Возрастная группа: старшая группа.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «звук».
Закреплять знаний о признаках зимы.
Упражнять в делении слов на слоги.
Упражнять в дифференциации понятий «слово» и «слог».
Закреплять умение подбирать к существительному прилагательные, глаголы.
Упражнять в составлении предложения на предложенную тему.
Коррекционно – развивающие:
Развивать слуховое внимание и память.
Развивать мелкую и общую моторики.
Развивать координацию речи с движениями.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения.
Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Демонстрационный материал: иллюстрации о зиме, карточки с условным изображением «слово - предмет», «слово - действие», «слово - признак»
Раздаточный материал: карточки «Деление слова на части», фломастеры.
Ход:
Вводная часть (Организационный момент)
- Психогимнастика
Логопед: Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям: подарите им частичку своего хорошего настроения (дети улыбаются);
Мы умеем удивляться (дети удивляются);
Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;
Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).
- Логопед: Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня умными глазками. Ну вот, глазки приготовились. А пальчики готовы? Давайте мы их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики, начиная с большого пальца |
Мы во двор идем гулять | «Шагают» средними и указательными пальцами |
Бабу снежную слепили | «Лепят», меняя положение ладоней |
Птичек крошками кормили | «Крошат хлеб» всеми пальцами |
С горки мы потом катались | Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись | Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли | Отряхивают ладошки |
Съели суп | Движения воображаемой ложкой |
И спать легли | Руки под щеку |
Нищева Н.
Основная часть
- Логопед: Глазки готовы, пальчики готовы, а ушки готовы внимательно слушать?
Игровое упражнение «Послушай и доскажи»
- Са-са-са - в лесу бегает … (лиса) (логопед начинает чистоговорку, дети в рифму подбирают слово)
- Усь-усь-усь - на лугу пасется …
- Ты-ты-ты - сметану съели всю …
- Чу-чу-чу - молоточком я …
- Ша-ша-ша - мама моет …
- Оч-оч-оч - наступила …
- Шу-шу-шу - я письмо …
- Ле-ле-ле - стоит ваза на …
- Чу-чу-чу - громко в дверь …
- Цо-цо-цо - на пальце …
- Жа-жа-жа - мы в лесу нашли …
- Жи-жи-жи - мама, сказку …
- За-за-за - у мамы добрые …
- Та-та-та - у нас дома …
- Со-со-со - у Вовы …
- Логопед: Ушки тоже готовы, внимательно слушают.
Игровое упражнение «Поймай слог»
Логопед: Что такое «слог» (часть слова). Если я назову целое слово, ловить его, хлопать в ладоши, не нужно. Если назову слог - часть слова, то хлопайте, ловите его:
- машина, КА, ДО, дом, часы, мама, бумага, БУ, МА, стол, бежит, ПУ, пушистый.
- Логопед: Перед вами на столе лежат карточки, на которых изображены 4 вагончика с разным количеством окон: 1, 2, 3, 4; ниже, 5 картинок. Назовите картинку, поделите слово на слоги и соедините ее с нужным вагончиком (карточка размером А5 вложена в файл соответствующего размера, дети проводят линии фломастером по файлу).
- Физкультминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. | Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок |
Он превратится в снежный ком | Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера |
Его улыбка так светла! | Показывают на лице улыбку |
Два глаза, шляпа, нос, метла. | Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу |
Но солнце припечет слегка - | Медленно приседают |
Увы! - и нет снеговика. | Пожимают плечами, разводят руками |
Нищева Н.
- Логопед: Посмотрите в окно, обратите внимание на иллюстрации, которые висят на доске. Какое сейчас время года? (зима). Я уверена, что вы знаете много слов про зиму.
Игровая ситуация «Копилка слов»
Дети придумывают, вспоминают слова про зиму и складывают их в «копилку слов».
Логопед: Молодцы. Много слов вспомнили. Давайте из них составим синквейн про зиму.
На доске педагогом представлена схема синквейна:
1 строка - карточка с условным изображением «слово - предмет», рядом иллюстрация про зиму;
- строка - карточка с условным изображением «слово - признак» и 2 горизонтальных линии (условное обозначение слова);
- строка - карточка с условным изображением «слово - действие» и 3 горизонтальных линии;
- строка - схема предложения;
- строка - условное обозначение одного слова.
Дети составляют синквейн.
- Логопед: Много слов мы с вами вспомнили, придумали, назвали. Все слова, которые мы произносим, звучат. Слова звучат потому, что состоят из звуков. Звучат они все по-разному, потому что состоят из разных звуков. Одни слова как будто свистят, другие шипят, шуршат, рычат. Вот послушайте, на что похоже?
- Звонок Звонко Звенит З-З-З-З-З (как будто звенит)
- Жук упал и встать не моЖет
Ждет он, кто ему помоЖет (как будто жужжит)
- КамыШам пищала мыШЬ:
- Шорох ваШ наруШил тиШЬ!
Шепчут Шумно камыШи:
- ТиШе, мыШка, не ШурШи! (как будто шуршит или шипит)
- ГРом гРемит, гРоза идет (как будто гремит)
Логопед: Все слова звучат по-разному, потому что состоят из разных звуков. А звуков в русском языке много. С ними мы познакомимся в следующий раз.
Итог
Логопед: Вспомните, чем мы сегодня с вами занимались, в какие игры и упражнения играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой...
Конспект занятия по обучению грамоте.Тема:"Путешествие на самолёте в волшебную страну.Звуки Л-Ль".
Автоматизируются звуки "Л-Ль" ; дифференцируются звуки "Л-Ль" по твёрдости-мягкости; дети учатся согласовывать слова-предметы со словом "голубой"; образовывают слова с противоположным значением...
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....
Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей старшей группы Тема: «Телевидение в Фиолетовом лесу»
Конспект по обучению детей грамоте в старшей группе ,посредством использования игровых технологий В.В.Воскобовича...
Конспект занятия по обучению грамоте дошкольников. Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса?
Учебное занятие из раздела "Кронтик осваивает звуки"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию Подготовка к обучению грамоте на тему: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук» (старшая группа)
Направление образования и развития детей (образовательная область): речевое развитиеЦель: речевое развитие детей 5 – 6 лет в процессе ознакомления со звучащим словомЗадачи:формировать умение слы...