Отчёт по самообразованию Назыровой Гульсии Закировны за 2019-2020 г.
опыты и эксперименты
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_nazyrova_g.z.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
по самообразованию Назыровой Гульсии Закировны
за 2019-2020 г.
Тема:
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования»
В течение 2019-2020 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности».
Актуальность этой темы заключается в следующем:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", О. А. "Ознакомление с природой"; Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,2007г.; Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., Сфера 2005г.; Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. Сфера, 2004г.; Рыжова Н. «Игры с водой и песком» Обруч,1997г. -№2; Смирнова Ю. В. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей» СПб,1998.
В результате ООД и опытов-экспериментов:
• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
• познакомились с явлениями природы;
• получили представление о круговороте воды в природе;
• уточнили знания о воде, о ее состояниях;
• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д.;
• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет", О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- информационная компетентность;
- регулятивная компетентность.
Выводы
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по реализации инновационного педагогического маршрута за 2019-2020 г
Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Цель: Формирование познават...
Выступление на педсовете. Аналитический отчёт инструктора по физической культуре (плавание) за 2019-2020 учебный год.
Пример отчета обучения детей навыку плавания....
Презентация "Отчёт о решении годовой задачи плана за 2019 - 2020 учебный год"
Ежегодно для администрации ДОУ мы предоставляем отчёт о решении годовых задач. В прошлом году мы подошлти к отчёту творчески и сделали презентацию....
Отчёт о проделанной работы в Iмладшей группе 2019-2020 г.
Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) « От рождения до школы». Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности...
Отчёт по самообразованию Назыровой Гульсии Закировны за 2020-2021 гг.
laquo;Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольниковв процессе экспериментирования»...
Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрут за 2019-2020 учебный год
Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве»Цель: формирование у детей навыков использо...
Отчёт по реализации инновационного педагогического маршрута за 2019-2020 учебный год
Тема инновационного педагогического маршрута: «Развитие связной речи детей 4 – 5 лет через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ-ОТСМ».Цель: формирование п...