Отчёт по самообразованию Назыровой Гульсии Закировны за 2019-2020 г.
опыты и эксперименты

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

в процессе экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_nazyrova_g.z.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

по самообразованию Назыровой Гульсии Закировны

за 2019-2020 г.

Тема:

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

в процессе экспериментирования»

В течение 2019-2020 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности».

Актуальность этой темы заключается в следующем:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", О. А. "Ознакомление с природой"; Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,2007г.; Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., Сфера 2005г.; Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. Сфера, 2004г.; Рыжова Н. «Игры с водой и песком» Обруч,1997г. -№2; Смирнова Ю. В. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей» СПб,1998.

В результате ООД и опытов-экспериментов:

• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

• познакомились с явлениями природы;

• получили представление о круговороте воды в природе;

• уточнили знания о воде, о ее состояниях;

• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д.;

• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет", О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- информационная компетентность;

- регулятивная компетентность.

Выводы

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по реализации инновационного педагогического маршрута за 2019-2020 г

Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Цель: Формирование  познават...

Презентация "Отчёт о решении годовой задачи плана за 2019 - 2020 учебный год"

Ежегодно для администрации ДОУ мы предоставляем отчёт о решении годовых задач. В прошлом году мы подошлти к отчёту творчески и сделали презентацию....

Отчёт о проделанной работы в Iмладшей группе 2019-2020 г.

Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) « От рождения до школы». Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности...

Отчёт по самообразованию Назыровой Гульсии Закировны за 2020-2021 гг.

laquo;Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольниковв процессе экспериментирования»...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрут за 2019-2020 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве»Цель: формирование у детей навыков использо...

Отчёт по реализации инновационного педагогического маршрута за 2019-2020 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Развитие связной речи детей 4 – 5 лет через анализ литературных произведений  с помощью ТРИЗ-ОТСМ».Цель: формирование  п...