Планы самообразования педагога-психолога
материал
Детский сад и школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования 2015-2018 | 29.95 КБ |
План самообразования 2018-2022 | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
Детский сад «Березка»
________________С.В.Локотилова
«___»___________________20____г.
План по самообразованию
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Педагог-психолог МБДОУ «Березка»
Бердова В.В.
Игрим 2016
План самообразования составлен на период 2015-2018 учебный год.
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Обоснование темы.Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
Цель.Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Основные задачи.
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.
5.Разработка кружковой деятельности для гиперактивных детей.
Предполагаемый результат.
1.Социальная адаптация ребенка с СДВГ.
2.Хорошие взаимоотношения с окружающими.
3. Появление собственных достижений
4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.
5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,
Этапы работы над темой самообразования
Первый этап подготовительный
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми и родителями | Диагностирование детей, анкетирование родителей. | Учебный год 2015-2016 |
2 | Работа педагогов | Подбор и изучение методической литературы. Обоснование выбора темы. Определение целей, задач. Подборка материала: пособий, наглядности и т. п. Составление плана. Подбор консультативного материала для родителей. |
Второй этап практический
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми | Подбор и классификация игр, тренинговых упражнений. Внедрение игр в практику работы с детьми. | Учебный год 2016-2017 |
2 | Взаимодействие с родителями | Беседы. Консультации по данной теме. | |
3 | Работа педагогов | Организация образовательной, игровой, самостоятельной деятельности детей. |
Третий этап обобщающий
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Работа с детьми | Диагностирование детей. | Учебный год 2017-2018 |
2 | Взаимодействие с родителями | Анкетирование родителей. | |
3 | Работа педагогов | Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы. |
Литература по теме самообразования | ||
Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Результат |
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей | Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. | Медицинский аспект проблемы |
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. . | СПб.: Издательство «Питер», – 2000. | Диагностические методики |
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. | М.: ТЦ Сфера, 2003 | Диагностические методики |
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. | М.: АРКТИ, 2000. | Основы диагностической и коррекционной работы |
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. | М.: 1992. | Ранняя диагностика и коррекция. |
Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза).. | М.: 1992. | Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза. |
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями | СПб. - 199 | Оптимизация обучения и развития детей |
Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС) | Практ. Пособ. - М.: Российское психологическое общество, - 1998. | Методика ИНТЭКС |
Сопутствующие СДВГ состояния | http://psinovo.ru | Сопутствующие СДВГ состояния . |
Помощь психологам ДОУ | http://www.effecton.ru/ | Игровые упражнения |
Наши невнимательные | http://offtop.ru/adhdkids/ | Тренинговые упражнения |
Перспективный план работы
по теме «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.
- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;
- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».
Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей»: работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.
Работа с детьми
№ п/п | Блок | Тема |
1 | Знакомство. Установление контакта. | Вводное занятие |
2 | Гармонизация психофизического состояния | 1. Обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания. |
2. Развитие произвольной регуляции мышечного напряжения. | ||
3. Развитие концентрации и переключения внимания. | ||
4.Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением. | ||
3 | Преодоление деструктивных эмоций. | 1.Осознание негативных эмоций. |
2.Отреагирование негативных эмоций. | ||
3.Обучение позитивному самоотношению. | ||
4.Обучение навыкам самоподдержки. | ||
4 | Развитие программирования и контроля действий. | 1.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом. |
2.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах. | ||
3.Составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения. | ||
5 | Итоговые занятия | Закрепление материала. Игры с правилами. |
Игры и упражнения к занятиям.
№ | Тема | Упражнения/игры | Источник |
1 | Вводное занятие | «Прогулка в лес», «Это про меня», «Мой дом» | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
2 | Снятие мышечного напряжения: растяжки, дыхательные упражнения (на каждом занятии, в начале занятия) | «Лучики», «Половинки», «Медуза», «Дерево», «Подвески», «Травинка на ветру», «Йоговская гимнастика» | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» |
3 | Релаксация (на каждом занятии, в конце занятия) | «Олени», «Кораблик», «Ковер-самолет» и т.д. | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» |
4 | Концентрация и переключение внимания | «Повтори ритм», «Запретное движение», «Раз, два, три – говори!», «Бывает - не бывает», «Да» и «нет не говорите, черное и белое не берите», «Что нового», «Послушай тишину», «Морские волны», «Колпак мой треугольный» | А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» |
5 | Концентрация на процессе осязания и тактильных ощущениях | Упражнения для развития мелкой моторики рук, «Необычные мешочки», «Волшебный мешочек», «Исследователь», «Разговор с телом», «Археология», а также работа с пластилином, цветной бумагой, с песком. | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
6 | Произвольная регуляция мышечного напряжения. | «Руки-ноги», «Огонь и лед», «Парад», «Рубка леса», «Бабушкин помощник», «Сделай так», «Разговор с руками». | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» |
7 | Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания. | Дыхательные упражнения, «Кто как дышит», «Воздушный футбол», «Пушинка», | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
8 | Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль выполнения | См. предыдущие упражнения, а также сказки «Заяц - Коська и Родничок», «Снегурочка» | Д.Зинкевич –Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии» |
9 | Осознание негативных эмоций. | Беседа, проективные методики «Когда мне грустно», «Нарисуй свое настроение», упражнения «Найди сердитое лицо, изобрази злость», «Корабль и буря», «Как Ваня и Катя башню строили», «Найди виноватых зверей» | А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
10 | Отреагирование негативных эмоций | «Каратист», «Рубка дров», «Танцы - противоположности», «Тух-тиби-дух», «Пуантизм», «Крик в пустыне» | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», |
11 | Закрепление материала. Игры с правилами. | «Чайничек с крышечкой», «Съедобное – несъедобное», «Слушай и отвечай»,совместное рисование, настольные игры | А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича
628146 Кооперативная, 15, п. Игрим, Березовский район, ХМАО-Югра
Тел.: (34674) 3-18-22 Факс: (34674) 3-18-72, e-mail: 86sch2-igrim@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ Игримская СОШ
имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.
М.В. Неугодников ____________
«____»______________2022 г.
Перспективный план самообразования
педагога – психолога МБОУ Игримская СОШ
имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.
Бердовой Вероники Викторовны
на 2018 – 2023 учебный год
Тема самообразования
«Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ в учебно – воспитательном процессе»
пгт. Игрим 2018
Личные данные педагога – психолога
ФИО: Бердова Вероника Викторовна
Дата рождения: 09.03.1981г.
- Образование: г. Тюмень Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», специальность «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог», 15 июня 2006 г.
Диплом с отличием о среднем профессиональном образовании, Игримский профессиональный Лицей № 43, специальность «Социальная педагогика», квалификация «Социальный педагог», 23 июня 2001 г.
Диплом о профессиональной переподготовке, ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», программа «Логопедия», 16 июня 2007 г.
Диплом о профессиональной переподготовке, ООО Инфоурок», программа «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ», 29 июля 2020 г.
Диплом о профессиональной переподготовке, ООО «Инфоурок», программа «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере», 14 апреля 2021 г.
Диплом о профессиональной переподготовке, ООО «Инфоурок», программа «Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации», 04 мая 2022 г.
Место работы: МБОУ Игримская СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.
Курсы повышения квалификации:
- Удостоверение о повышении квалификации, ООО «Инфоурок», программа: «Оказание первой помощи детям и взрослым», 16 сентября 2020 г. – 21 октября 2020 г., 180 часов;
- Удостоверение о повышении квалификации, ООО «Инфоурок», программа: «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков», 30 июня 2020 г. – 15 июля 2020 г., 72 часа;
- Удостоверение о повышении квалификации, АНО ДПО «Уральская академия медиации и комплексной безопасности» АНО ДПО «УрАМиКБ», программа: «Сопровождение образовательного маршрута ребенка с РАС: от ПМПК до адаптации учебных материалов», 28 ноября 2020 г. – 9 ноября 2020 г., 18 часов;
- Удостоверение о повышении квалификации, АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», программа: «Использование специальных методов и форм обучения в образовательном процессе при проведении мероприятий психолого-педагогической реабилитации», 02 декабря 2021 г. – 08 декабря 2021 г., 36 часов;
- Удостоверение о повышении квалификации, АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», программа «Использование специальных методов и форм обучения в образовательном процессе при проведении мероприятий психолого-педагогической реабилитации», 02 декабря 2021 г. – 08 декабря 2021 г.;
- Онлайн – конференция «Профессиональная траектория: От школы к ВУЗу»: Что должен знать и уметь специалист новой генерации», 19-21 мая 2020 г., 6 часов;
- Онлайн – конференция «Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ в семье и школе в современном мире», 16-18 июня 2020 г., 6 часов;
- Вебинар «Аутизм. Организация и методы социализации и обучения в режиме инклюзии. От ранней помощи через ДОУ в ОО». «Развитие и коррекция речи аутичных детей», 26 марта 2019 г.;
- Вебинар «Аутизм: организация и методы социализации и обучения в режиме инклюзии. От ранней помощи через ДОУ в ОО». «Методики коррекции расстройств аутистического спектра и их применение в образовательном пространстве», 02 апреля 2019 г.;
- Всероссийский педагогический вебинар «Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности» (г. Москва), 22.10.2019
Цели: создание условий для повышения эффективности обучения детей с ОВЗ
Задачи, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучить новейшие технологии работы с обучающими м ОВЗ;
- вводить в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно – правовых документов в образовании;
- разработать коррекционные программы для работы с детьми с ОВЗ;
- разработать методические рекомендации и дидактические материалы, которые будут способствовать развитию высших психических функций и эмоциональному состоянию ;
- применять разнообразные формы работы в организации психолого – педагогического сопровождения всех участников УВП;
- обобщать и распространять психолого – педагогический опыт по теме самообразования.
Формы самообразования: Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам психолог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим психологом.
Предполагаемый результат:
- Повышение качества профессиональной работы педагога – психолога
- Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования (список литературы)
- Самообобщение опыта по теме самообразования
- Разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей с целью повышения психолого – педагогической компетентности
- Разработка коррекционно – развивающих программ для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми с ОВЗ
- Разработка методического материала для проведения коррекционно – развивающих занятий
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей с использованием ИКТ
- Трансляция опыта
Источники самообразования:
- Газеты «Первое сентября», «Психолог в школе»
- Литература (методическая, публицистическая, научно-популярная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Мастер-класс
- Семинары и конференции
- Курсы повышения квалификации
- Мероприятия по обмену опытом
№ п/п | План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
I | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
1 | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2018-2023 |
2 | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | 2018-2023 |
3 | Аттестация | 2023 |
4 | Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих психологов школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания. | 2018-2023 |
5 | Участие в профессиональных обьединениях | 2018-2023 |
II | Использование современных образовательных технологий | |
1 | Использование возможностей Интернет на занятиях. | систематически |
2 | Составление мультимедийных презентаций для проведения занятий, родительских собраний, педагогических советов | систематически |
3 | Составление собственных авторских разработок (программ, занятий) в электронном варианте и использование их в обучении | систематически |
4 | Внедрение полученных результатов в психолого -педагогическую практику. | систематически |
III | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | |
1 | Выступление перед коллегами на занятиях, РМО, педсовете, конференции | 2018-2023 |
2 | Проведение обучающего семинара, мастер-класса | 2018-2023 |
3 | Проведение отчета на занятии РМО психологов | 2018-2023 |
4 | Профессиональные публикации | 2018-2023 |
5 | Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования | 2018-2023 |
IV | Участие в конкурсах профессионального мастерства | 2018-2023 |
Основное содержание работы психолога по теме самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Результат |
1. Диагностический | 1.Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по теме. | Первый год работы над темой | 1.Выполненно 2.Выполненно 3.Выполненно |
2. Прогностический | 4. Определение цели и задач работы над темой. 5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 6. Прогнозирование результатов. | Второй год работы | 4.Выполненно 5.Выполненно 6.Выполненно |
3. Практический | 7. Внедрение передового психолого-педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. 8. Формирование методического комплекса. 9. Отслеживание текущих и промежуточных результатов. | Третий год работы | Выполнено |
4. Обобщающий | 10. Подведение итогов. 11. Оформление результатов работы по теме самообразования. 12. Представление материалов. | Четвёртый год работы | В работе |
5. Внедренческий | 13. Использование опыта самим психологом в процессе работы. 14. Распространение опыта. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Оценка эффективности программы:
-степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
-качество учебно-методического и технологического обеспечения;
-качественное и количественное размещение информации на веб-сайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
План самообразование педагога -психолога
Тема саморазвития: " Оптимизация психоэмоционального состояние ребенка посредством коррекции детско-родительских отношений"...
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"
План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...
План самообразования педагога - психолога
План самообразования включает в себя перспективный план, самоотчет, дополнительные материалы....
План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы
Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...