«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС в ДО»
методическая разработка (старшая группа)

Фулавкина Наталья Васильевна

Сл.1 Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

 

 Сл.2 Какую роль играет экологическое воспитание в формировании личности ребёнка?  Какие формы, методы и приемы целесообразно использовать в работе с детьми  по формированию экологической грамотности? На эти вопросы я стараюсь ответить всякий раз, когда планирую свою работу  в детском саду по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.  Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, занятий - ребёнок развивается всесторонне. У него воспитываются многие положительные качества, такие как чувства доброты, заботливости, сопереживания, гуманизма и т.д.

   Сл.3 К таким выводам я пришла из опыта работы и наблюдения за детьми. Так, за годы работы в детском саду, обратила внимание на то, что детей удивительно привлекает растительный и животный мир, что они с удовольствием наблюдают за объектами природы, но нередко проявляют при этом  жестокость, равнодушие к ним. Причин такого отношения очень много. Сл.4Но, выражаясь словами Себастьяна Бранта «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему», можно прийти к самой популярной - «вечная» занятость родителей. Отсюда - недостаток общения с детьми, потеря определенного мировоззрения, отношения к окружающим, элементарное незнание правил взаимодействия с объектами природы. Результат: вред человеку и природе.

    Сл.5А ведь именно в  дошкольном возрасте закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе, именно природное окружение предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры и, как следствие, развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

  Сл.6 В соответствии с ФГОС ДО, основная  цель экологического воспитания — с первых лет жизни воспитать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, окружающий мир и бережно относиться к ним. [3,с.9]                                                                  

  Сл.7  Исходя из этого, работая с детьми дошкольного возраста,  определила для себя цель: формирование первоначальных основ экологической культуры, накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Сл.8 Моя  работа по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста строится на  основе парциальной программы С.Н. Николаевой. Составляющие экологической культуры личности дошкольника, по мнению Светланы Николаевны, — «это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в повседневной жизни, в различной деятельности (в играх, в труде, в быту)». [2,с.9]   

    Достичь поставленной цели и  разнообразить работу с детьми по познавательному  развитию, сделать её интересной,  насыщенной позволяют мне следующие методы и формы:

Сл.9-опытно-экспериментальная деятельность - имеет огромный развивающий потенциал. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать и экспериментировать». Главная ценность этого метода в том, что дошкольники изучают объект с разных сторон, рассматривают взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания; развивают свою речь, так как необходимо рассказать  об увиденном, сформулировать закономерности и выводы; Сл.10 учатся целеполаганию, самостоятельности, способности преобразовывать явления и предметы для достижения определенного результата; обогащают память, активизируют мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.[1,с.7] Сл.11Данный метод применяю на занятиях по познавательному развитию, как отдельный вид деятельности,  в играх, на прогулках как часть наблюдения,  в  режимных моментах или в предметно-манипулятивной деятельности. 

  Сл.12В детском саду  создан опытно-экспериментальный центр, оснащенный необходимым оборудованием, материалами для опытов и экспериментов, а также там размещены комнатные растения  и живой уголок (черепаха и улитки), рекомендованные программой.  Посещая данный центр, дети  с удовольствием наблюдают за обитателями уголка,  ухаживают за растениями. Так, познакомившись с черепахой, дети узнали, чем питается, чем дышит, что необходимое условие жизни – воздух и вода.

 Сл.13  Важную роль по формированию первоначальных основ экологической культуры играет

- непрерывная образовательная деятельность. Так, например, при знакомстве детей с разными видами  деревьев и кустарников, ребята учатся различать их по стволу, ветвям, форме листьев, плодов. При проведении  цикла занятий  на тему «Домашние и дикие животные», у детей расширяются представления о разных видах животных и их детёнышах, их отличительных особенностях. 

Сл.14- метод наблюдения – является одним из основных, ведущих методов в дошкольном образовании. С помощью наблюдения дети знакомятся с природой, с происходящими в ней изменениями в разное время года. Наблюдения в своей  работе использую систематически. Дети учатся свои наблюдения за погодой отмечать в календаре.

 

Сл.15-экологические игры, оказывающие благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире:  настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игры использую в свободной деятельности детей, включаю в НОД, в  целевые прогулки, в экспериментальную  деятельность. Чтобы игра проходила успешно, ребята знакомятся с изображениями на картинках, вношу в знакомые игры более сложные задания, которые требуют активной умственной работы. Например, в игре «Сложи картинку» дети составляют целый предмет из его частей.

Сл.16Подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли обследовать и активно действовать с ним, играть. Например, в играх «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» (овощи, фрукты) дети отгадывают знакомый предмет на ощупь и на вкус по характерным признакам.

    Использую  подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с образом жизни и подражанием повадкам животных:  «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Лягушата и цапля», «Кот и мыши». Навыки, приобретаемые в игре, развивают не только  физические качества, но и интерес к природе.

Сл.17-праздники и развлечения экологического содержания – объединяют в себе огромное разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Для того  чтобы праздники и развлечения были запоминающимися, использую сюрпризные моменты, приглашаю героев, привлекаю детей к активному участию. Систематически провожу развлечения по временам года, где дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с миром животных, растений. Учатся бережно относиться к миру природы.

 

Сл.18-Большое значение в становлении первоначальных основ экологической культуры у детей имеет и использование

- метода проектирования. Так один из последних  экологических проектов был проведён с детьми в летний период на тему « Мир насекомых». Дети знакомились с видами насекомых, их разнообразием, внешним видом, пользой и вредом человеку и растениям.  Использование  метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

  Сл.19 Немаловажное значение в формировании экологических представлений у детей играет

- организация озеленения  участка на территории детского сада. Совместно с детьми в летний и осенний  период наблюдаем за ростом растений, их изменением, принимаем участие в уходе. Считаю важным приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, т. к. в процессе труда  формируются практические  знания. Сл.20

Широко использую в своей работе нетрадиционный  метод экологического образования Сл.21

сказки, театрализованную деятельность. Экологический театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. С детьми старшего дошкольного возраста поставлены экологические сказки «Берегите природу» и «Спасение леса».      

  Участие детей в постановке экологических сказках  позволило мне добиться того, что дети стали проявлять активный интерес к объектам живой и неживой  природы.

  Сл.22  Достижение определённых результатов в работе по экологическому воспитанию невозможно без сотрудничества с семьёй, поэтому  особое внимание уделяю работе с родителями. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели  провожу  консультации и беседы экологического содержания. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала для игр.  Родители проявляют большой интерес к информации на родительских стендах, принимают активное участие в выставках художественных работ и поделок.Сл.23 Планомерная работа с родителями позволяет мне добиться активного участия в различных мероприятиях, появилась заинтересованность в  самостоятельном  повышении экологической культуры своих детей.  

Сл.24 Таким образом, из всего выше сказанного, могу с уверенностью сказать:  что только благодаря  систематическому использованию всех перечисленных форм,  методов и приемов  работы с детьми, можно добиться хороших результатов в формировании  основ экологической культуры детей и экологического воспитания в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педчтение 33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области  детский  сад « Сказка»

 

Тема  «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии  с ФГОС в ДО»

Фулавкина Н.В.,

                                                                                               воспитатель

2022г.

Сл.1 Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

 Сл.2 Какую роль играет экологическое воспитание в формировании личности ребёнка?  Какие формы, методы и приемы целесообразно использовать в работе с детьми  по формированию экологической грамотности? На эти вопросы я стараюсь ответить всякий раз, когда планирую свою работу  в детском саду по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.  Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, занятий - ребёнок развивается всесторонне. У него воспитываются многие положительные качества, такие как чувства доброты, заботливости, сопереживания, гуманизма и т.д.

   Сл.3 К таким выводам я пришла из опыта работы и наблюдения за детьми. Так, за годы работы в детском саду, обратила внимание на то, что детей удивительно привлекает растительный и животный мир, что они с удовольствием наблюдают за объектами природы, но нередко проявляют при этом  жестокость, равнодушие к ним. Причин такого отношения очень много. Сл.4Но, выражаясь словами Себастьяна Бранта «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему», можно прийти к самой популярной - «вечная» занятость родителей. Отсюда - недостаток общения с детьми, потеря определенного мировоззрения, отношения к окружающим, элементарное незнание правил взаимодействия с объектами природы. Результат: вред человеку и природе.

    Сл.5А ведь именно в  дошкольном возрасте закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе, именно природное окружение предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры и, как следствие, развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

  Сл.6 В соответствии с ФГОС ДО, основная  цель экологического воспитания — с первых лет жизни воспитать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, окружающий мир и бережно относиться к ним. [3,с.9]                                                                  

  Сл.7  Исходя из этого, работая с детьми дошкольного возраста,  определила для себя цель: формирование первоначальных основ экологической культуры, накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Сл.8 Моя  работа по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста строится на  основе парциальной программы С.Н. Николаевой. Составляющие экологической культуры личности дошкольника, по мнению Светланы Николаевны, — «это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в повседневной жизни, в различной деятельности (в играх, в труде, в быту)». [2,с.9]  

    Достичь поставленной цели и  разнообразить работу с детьми по познавательному  развитию, сделать её интересной,  насыщенной позволяют мне следующие методы и формы:

Сл.9-опытно-экспериментальная деятельность - имеет огромный развивающий потенциал. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать и экспериментировать». Главная ценность этого метода в том, что дошкольники изучают объект с разных сторон, рассматривают взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания; развивают свою речь, так как необходимо рассказать  об увиденном, сформулировать закономерности и выводы; Сл.10 учатся целеполаганию, самостоятельности, способности преобразовывать явления и предметы для достижения определенного результата; обогащают память, активизируют мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.[1,с.7] Сл.11Данный метод применяю на занятиях по познавательному развитию, как отдельный вид деятельности,  в играх, на прогулках как часть наблюдения,  в  режимных моментах или в предметно-манипулятивной деятельности.  

  Сл.12В детском саду  создан опытно-экспериментальный центр, оснащенный необходимым оборудованием, материалами для опытов и экспериментов, а также там размещены комнатные растения  и живой уголок (черепаха и улитки), рекомендованные программой.  Посещая данный центр, дети  с удовольствием наблюдают за обитателями уголка,  ухаживают за растениями. Так, познакомившись с черепахой, дети узнали, чем питается, чем дышит, что необходимое условие жизни – воздух и вода.

 Сл.13  Важную роль по формированию первоначальных основ экологической культуры играет

- непрерывная образовательная деятельность. Так, например, при знакомстве детей с разными видами  деревьев и кустарников, ребята учатся различать их по стволу, ветвям, форме листьев, плодов. При проведении  цикла занятий  на тему «Домашние и дикие животные», у детей расширяются представления о разных видах животных и их детёнышах, их отличительных особенностях.  

Сл.14- метод наблюдения – является одним из основных, ведущих методов в дошкольном образовании. С помощью наблюдения дети знакомятся с природой, с происходящими в ней изменениями в разное время года. Наблюдения в своей  работе использую систематически. Дети учатся свои наблюдения за погодой отмечать в календаре.

Сл.15-экологические игры, оказывающие благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире:  настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игры использую в свободной деятельности детей, включаю в НОД, в  целевые прогулки, в экспериментальную  деятельность. Чтобы игра проходила успешно, ребята знакомятся с изображениями на картинках, вношу в знакомые игры более сложные задания, которые требуют активной умственной работы. Например, в игре «Сложи картинку» дети составляют целый предмет из его частей.

Сл.16Подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли обследовать и активно действовать с ним, играть. Например, в играх «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» (овощи, фрукты) дети отгадывают знакомый предмет на ощупь и на вкус по характерным признакам.

    Использую  подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с образом жизни и подражанием повадкам животных:  «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Лягушата и цапля», «Кот и мыши». Навыки, приобретаемые в игре, развивают не только  физические качества, но и интерес к природе.

Сл.17-праздники и развлечения экологического содержания – объединяют в себе огромное разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Для того  чтобы праздники и развлечения были запоминающимися, использую сюрпризные моменты, приглашаю героев, привлекаю детей к активному участию. Систематически провожу развлечения по временам года, где дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с миром животных, растений. Учатся бережно относиться к миру природы.

Сл.18-Большое значение в становлении первоначальных основ экологической культуры у детей имеет и использование

- метода проектирования. Так один из последних  экологических проектов был проведён с детьми в летний период на тему « Мир насекомых». Дети знакомились с видами насекомых, их разнообразием, внешним видом, пользой и вредом человеку и растениям.  Использование  метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

  Сл.19 Немаловажное значение в формировании экологических представлений у детей играет

- организация озеленения  участка на территории детского сада. Совместно с детьми в летний и осенний  период наблюдаем за ростом растений, их изменением, принимаем участие в уходе. Считаю важным приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, т. к. в процессе труда  формируются практические  знания. Сл.20

Широко использую в своей работе нетрадиционный  метод экологического образования Сл.21

сказки, театрализованную деятельность. Экологический театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. С детьми старшего дошкольного возраста поставлены экологические сказки «Берегите природу» и «Спасение леса».     

  Участие детей в постановке экологических сказках  позволило мне добиться того, что дети стали проявлять активный интерес к объектам живой и неживой  природы.

  Сл.22  Достижение определённых результатов в работе по экологическому воспитанию невозможно без сотрудничества с семьёй, поэтому  особое внимание уделяю работе с родителями. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели  провожу  консультации и беседы экологического содержания. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала для игр.  Родители проявляют большой интерес к информации на родительских стендах, принимают активное участие в выставках художественных работ и поделок.Сл.23 Планомерная работа с родителями позволяет мне добиться активного участия в различных мероприятиях, появилась заинтересованность в  самостоятельном  повышении экологической культуры своих детей.  

Сл.24 Таким образом, из всего выше сказанного, могу с уверенностью сказать:  что только благодаря  систематическому использованию всех перечисленных форм,  методов и приемов  работы с детьми, можно добиться хороших результатов в формировании  основ экологической культуры детей и экологического воспитания в целом.

Список использованной литературы:

1. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов.-Волгоград: Учитель. 2018г.

2. С.Н.Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2010г.

3.  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Интернет-ресурсы:

1. Образовательная социальная сеть (Электронный ресурс).-  http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019...vanie-innovatsionnyh (дата обращения 14.11.2022)

2. Образовательная социальная сеть  (Электронный ресурс). - https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-935383.html (дата обращения 14.11.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"

В данной  статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...