Литературная викторина по произведениям П.П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказам»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №6
Литературная викторина по произведениям
П.П. Бажова
для детей старшего дошкольного возраста:
«Путешествие по сказам»
Составила: Ялина Наталия Ивановна, воспитатель.
г. Саров, 2019 год
Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».
Задачи:
- расширять кругозор детей через знакомство с творчеством П.П. Бажова;
- систематизировать знания детей о волшебных героях сказов;
- развивать умение работать в команде;
- развивать связную речь;
- активизировать словарь;
- развивать мелкую моторику;
Предварительная работа:
- прочитать детям произведения П.П. Бажова;
- провести беседу с детьми о жизни и творчестве П.П. Бажова «Великий сказитель»;
- провести дидактические игры «Герои сказов вокруг нас», «Найди героев сказов», «Узнай сказ по эпизоду»;
- провести игру-драматизацию по сказу «Серебряное копытце»;
- организовать образовательные ситуации «Новое окончание», «Что будет, если…» (развитие речевого творчества);
- провести игровое упражнение «Событийная цепочка» (помочь детям понять образы героев сказов);
- оформить выставку детских рисунков «Мир сказочных героев Бажова»;
Оборудование: экран, слайды из презентации, кроссворд с картинками, фишки, золотые медали с надписью «Знаток сказов П.П.Бажова», музыкальный ряд к фрагментам сказов,картинки к сказкам П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».
Ход викторины:
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня нас с вами ждет необычное путешествие:
Бывают путешествия по лесам и скалам,
Бывают путешествия по городам и странам,
Много интересного с вами мы узнаем,
В путешествие по книге мы вас приглашаем.
История уральского края связана с именем русского писателя Павла
Петровича Бажова. В январе исполняется 140 лет со дня его рождения.
На экране появляется портрет П.П. Бажова.
Ведущий: Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода –на фотографиях Павел Петрович выглядит старым и мудрым сказочником. Герои его сказок жили в самых неподходящих для сказок местах – на заводах, в горных шах.Родился Павел Петрович на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства его интересовали предания и сказки родного Урала. Когда он стал учителем, он часто бывал на заводах, расспрашивал мастеров и все, что они говорили, записывал в свою тетрадь. Ему были интересны простые уральские мастера, талантливые умельцы, которые создавали сказочные изделия из железа, чугуна и стали.
Сегодня в путешествие по сказам писателя нас приглашает козлик из сказа «Серебряное копытце». А вспомнить сказы Бажова нам поможет игра.
На экране появляется слайд «Козлик Серебряное копытце».
Ведущий: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем литературную викторину. Ребята, а как мы свами можем поделиться на команды. (Дети предлагают и выбираем один из вариантов).
Каждая команда будет получать карточку за каждый правильный ответ. А победит в викторине та команда, которая получит больше.
Задание 1
« Кроссворд»
Ведущий:
Вопрос первый:
Серебряное копытце, когда ножкой бьет, у него искры вылетают. От этой искры огонек загорелся, а там девчонка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, а в руках – платочек, тоже сголуба. Кто это? (Огневушка-Поскакушка.)
На доске появляется кроссворд с закрытыми картинками – ответами.
Ведущий: Первое слово вы уже отгадали, это Огневушка-Поскакушка.
Вопрос второй:
Как звали деда, который всегда разговор занятный вел, рассказывал, а старатели его слушали. (Дедка Ефим.)
Вопрос третий:
Как звали парнишечку, лет так восьми, который со старателями сидел круг огонька в лесу? (Федюнька.)
Вопрос четвертый:
Откуда выскочила Огневушка-Поскакушка? (Из костерка.)
Вопрос пятый:
Был такой знак, где такаяОгневушка-Поскакушка покажется, там и найдут что-то. Что? (Золото.)
Вопрос шестой:
В сказе сказывается – «Огневушка-Поскакушка у большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула, и вдруг ее не стало. Кто-то заухал, захохотал. Кто? (Филин.)
Вопрос седьмой:
Как называется дерево, где последний раз показалась Огневушка-Поскакушка Федюньке и золотины подкинула? (Береза.)
Задание 2.
«Иллюстрация к сказу»
Ведущий: Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею посмотреть иллюстрации к сказам. Внимательно посмотрите и скажите, к какому сказу какая иллюстрация относится.
На доске появляются иллюстрации к сказам.
Команды рассматривают картины, называют сказ.
Затем ведущий читает строки из сказов к изображенным сюжетам.
Ведущий:
1. «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит». («Серебряное копытце».)
2. «Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, с левой – черное».(«Голубая змейка».)
3. «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик веселый да ласковый. Она и говорит: – Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми: гляди, какая хорошая». («Серебряное копытце».)
4. Девчонка сперва по уголькам круги давала, а потом,-видно, ей тесно стало, пошире пошла. Старатели отодвигаться дорогу дают, а девчонка,как круг пройдет, так и подрастет маленько. ( Огневушка – Поскакушка»)
Задание 3.
«Из какой сказки слова»
Ведущий: Угадайте, из какой сказки слова …
- «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка-Поскакушка.)
- «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце.)
- «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка.)
Музыкальная пауза
Задание 4.
Метод наглядного моделирования – мнемотехника.
На доске вывешиваются мнемосхемы по сказкам.
Ведущий: по условно-наглядным схемам, которые изображены на доске определите сказы:
«Огневушка-Поскакушка» – мальчик, костер, филин, золото, лопата;
«Голубая змейка» – гребешок, конь, два мальчика, золото, корзинка с ягодами, мешок;
«Серебряное копытце» – девочка, дедушка, домик, кошка, козлик.
Задание 5.
«Подбери пословицы к сказам».
Ведущий: Ребята, а знакома ли вам мудрость народная. Посмотрите на эти камнисамоцветы, которые выбивает козлик Серебряное копытце.
На доске – разной величины камешки с буквами.
Ведущий: Разложите эти камни от самого крупного до самого мелкого так, чтобы получилась пословица, прочитайте ее.
Дети выполняют задание и получают половицу.
Доброе дело два века живет.
Ведущий: Молодцы, ребята! Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы вы еще знаете?
(С добрым словом жить в радости.Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Где тепло, тут. Добро творить – себя веселить! Черствое сердце не знает благодарности. Где хотенье, там и уменье. Копнешь, так и найдешь и
т. д.)
Ведущий подводит итоги викторины.
Ведущий: Ребята, сегодня мы вспомнили много сказов Павла Петровича Бажова, побывали в литературном путешествии, которое организовал нам козлик Серебряное копытце. Сейчас мы определим, какая команда набрала больше фишек и победила.
Ведущий вручает детям золотые медали с надписью «Знаток сказов П.П.Бажова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573736-1422290743.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573736-1422290743.jpg)
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...
Литературная викторина "Мои любимые книги" для детей старшего дошкольного возраста.
викторина проводится в виде игры "Что, где, когда? " Команда знатоков отвечает на вопросы из области детской художественной литературы, заданные педагогами и родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-804682-1472118841.jpg)
Литературная викторина «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА .» для старшего дошкольного возраста.
Литературная викторина «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА .»для старшего дошкольноговозраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-963316-1508781413.jpg)
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"
Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-1278232-1602662953.jpg)
Викторина по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по сказкам"
Викторина по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по сказкам"Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.Задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1230468-1585039741.jpg)
Литературная викторина "Наши любимые сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на закрепление знаний сказок и сказочных персонажей....