К О Н С П Е К Т занятия по образовательной области «Речевое развитие» обучение чувашскому языку в средней группе Тема: «В гостях у бабушки»
план-конспект занятия (средняя группа)

воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_obuch._chuv.yaz_.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Аликовский детский сад №1 «Çăлкуç»

К О Н С П Е К Т

занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

обучение чувашскому языку в средней группе

Тема: «В гостях у бабушки»

                                             

Провела: воспитатель

Петрова Светлана Григорьевна

                                                           

Аликово 2022

цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка

Задачи:

Образовательные:

Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Домашние животные»: ĕне, йытă, кушак. Введение в лексику новое слово: качака. 

Продолжать работу по формированию фонематического слуха, правильного произношения чувашских звуков: ĕ, ă, по подражанию изолировано, в слогах, словах и фразовой речи; звука ç изолированно, в слогах, в словах в разной позиции.

Формирование правильного словопроизношения и словесного ударения. Усвоение выпросительных слов: кам? мĕн?

Обогащение словарного запаса словами, обозначающими существительные (животные), признак предмета (шурă, ула), глаголами (тăрать), словами привествиями.  Формировать умение аудирования вопросительных слов: мĕн тăвать? и отвечать на них. Формировать умение и навыки понимания вопросительного слова мĕнл тӗслӗ? и ответа на него. Закреплять умения строить предложения из знакомых конструкций, включая новое слово.

Развивающие:

Развивать умение понимать речь воспитателя и сверстников на чувашском языке; адекватно реагировать на ситуативные высказывания воспитателя на чувашском языке. Развивать диалогические умения: понять реплику, реагировать, начинать разговор.

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к изучению чувашского языка. Воспитывать положительное отношение к животному миру.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная и игровая деятельность)
  • Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
  • Речевое развитие

Физическое развитие (Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная и игровая деятельность)
  • Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, двигательная пауза)

Предшествующая работа:

  1. введение чувашских слов по лексическим темам: игрушки, зима, животные.
  2. Занятия по познавательному развитию «Дикие и домашние животные
  3. Чтение художественной литературы
  4. Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Животные»

Изучение литературы:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Вапсильевой. Москва-Синтез. 2015
  • Программа образования ребенка-дошкольника. Л.В. Кузнецова. Чебоксары,2006г.
  • С.Г. Михайлова.Учимся говорить по-чувашски. Чебоксары. 2008

Материал, оборудование:

  • мультимедийная установка
  • макет «Деревенский двор»
  • игрушки домашние животные

Ход занятия.

 (Стук в дверь, принесли конверт)

Воспитатель: Ребята, кто-то стучится к нам. Приходил почтальон, принес письмо. Это письмо прислала бабушка - асанне. Скажем все вместе асанне.

Дети: Асанне.

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо от бабушки:

Дорогие мои, ребятушки.

Пишет вам ваша бабушка.

День да ночь в деревне коротаю.

И по вам я очень скучаю.

Буду ждать вас мои лапушки,

Приезжайте в гости к бабушке.

Воспитатель: Асанне приглашает нас к себе в гости. Ребята, поедем к бабушке?

Дети: Да.

Воспитатель: Асанне живет далеко в чувашской деревне и разговаривает на чувашском языке. Мы поедем к ней на поезде. Поезд ждет нас: чаш-чаш-чаш.

Дети рассаживаются на стульчики, имитирующие автобус. Звучит песня на чувашском языке «Автобус»

 Воспитатель: Поезд остановился: чăш- чăш- чăш. Приехали, поздороваемся с асанне.

Дети: Ырă кун, асанне.

Асанне: Ырă кун, ачасем.

Воспитатель: Тимоша, поздоровайся, теперь Вика поздоровается и т.д.

Асанне: Эпĕ Асанне ятлă. Эсĕ мен ятлă?

Дети: Эпĕ Катя ятлă.

Воспитатель: Посмотрим, как Асанне запомнила ваши имена.

Асанне: Ачасем, ку Катя? (çук, çапла) и т.д.

Воспитатель: Проходите ребята. У бабушки во дворе домашние животные живут (на экране появляется слайд 2).  Ачасем, асанне патĕнче мĕнле чĕр чунсем пурăнаççе? Асанне патĕнче менсем пурăнаççе? (Ребята кто же живет у бабушки, какие животные?) (корова, собака, кошка).

Воспитатель: Маттур, ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ку мĕн? Это кто? (рассматривают картину коровы) 

Воспитатель: Как будет по – чувашски корова?

Дети: Ēне. 

Воспитатель: Корова какого цвета? Ēне мĕн тӗслӗ? (ула) Саша, ку ӗне –и?

Дети: Çапла, ку ӗне. Ӗне мĕн тăвать? Ӗне тăрать)

/Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ку мĕн? Это кто? (рассматривают картину кошки) 

Воспитатель: Как будет по–чувашски кошка?

Дети: Кушак. Дуся, ку кушак –и?

Дети: Çапла, ку кушак.

Воспитатель: Кошка какого цвета? Кушак мĕн тӗслӗ? (ула) Кушак мĕн тăвать? кушак тăрать.

/Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Маттур, ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ку мĕн? Это кто? (рассматривают картину собаки) 

Воспитатель: Как будет по – чувашски собака?

Дети: Йытă. 

Дети: Кушак. Катя, ку йытă–и?

Дети: Çапла, ку йытă.

Воспитатель: Собака какого цвета? Йытă мĕн тӗслӗ? (шурă)

Воспитатель: Бабушка купила недавно себе козу. На чувашском языке -  коза - качака /Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Ку мĕн? (качака). Качака мĕн тĕслĕ? (хăмăр тĕслĕ). Качака мĕн тăвать? (качака тăрать) /Хоровое и индивидуальное повторение/

Воспитатель: Маттур, ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Козочка хочет с вами поиграть. Игра называется «Качака».

Дети становятся в круг, один ребенок остается в середине круга-  водящий. Дети водят хоровод со словами:

                         Кача ура качака

                         Икĕ вăрăм мăйрака

                         Ачасене хăвалать

                         Ме-ке-кек тесе калать.

Коза ловит детей.

Воспитатель: Я хочу с вами поиграть в игру «Чего не стало?» Будем называть животных на чувашском языке и повторяем вместе со мной чистоговорки.

Например: Ку ӗне.

                    Не-не-не -   ку ӗне .

                    тă-тă- тă -ку йытă

                    ак –ак-ак - ку кушак

                    ка-ка-ка -ку качака

 Воспитатель: Маттур, ачасем! Молодцы, ребята!

Асанне: Маттур, ачасем! Ребята, я хочу с вами фотографироваться на память.

Асанне фотографирует детей.

    Игра «Ларар – тарар» («Сели – встали»).

Асанне: Тавтапуç, ачасем!      

Дети: Тавтапуç, асанне!

Асанне: Сывă пулăр, ачасем!  

Дети: Сывă пул, асанне!

Воспитатель: нам пора возвращать в группу. Доедем мы назад в детский сад на поезде.

    Фонетическое упражнение «Чаш-чаш-чаш».

 Воспитатель: Вот мы доехали в детский сад. Маттур ачасем!

Итог: Ребята, где мы с вами были? Вам понравилось в гостях в деревне? Что нового вы сегодня узнали? Кто живет у бабушки? (Асанне патĕнче менсем пурăнаççе?) Дети повторяют слова на чувашском (ĕне, йытă, кушак).  Какое домашнее животное купила бабушка? (качака). Мы еще съездим к бабушке?

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"

Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...