Методическая разработка по организации прогулки
методическая разработка (младшая группа)
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка в младшей группе ДОО:
от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Прогулка имеет большое значение для развития детей:
- развивает умственные способности и наблюдательность (дети получают много
новых впечатлений и знаний об окружающем, узнают об особенностях сезонных
изменений в природе, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в
природе;
- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых;
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а
движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит);
- у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная
система, повышается жизненный тонус;
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, смелыми,
подвижными;
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического,
эстетического и трудового воспитания.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, необходимо заранее продумывать ее
содержание. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратилось много времени
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в
определенной последовательности. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они
оказывали помощь друг другу, не забывали благодарить за оказанную услугу.
Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны
дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Структурные компоненты прогулки с младшими дошкольниками.
Структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения;
- трудовые действия детей на участке;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- индивидуальная работа, дидактические игры;
- самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьировать в
зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем
повышенной познавательно активности и умственного напряжения, то вначале прогулки
проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было
физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или
спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длиться от 7 до 15
минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от
погодных условий двигательная деятельность детей на свежем воздухе может быть
различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались.
1. Наблюдения
Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников
на - наблюдений, заранее планируемых педагогом.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире
природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают эстетические представления.
Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в
них существенное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины и
делать выводы, а цель воспитателя пробудить интерес. Наблюдать можно:
-за живой природой;
-за неживой природой;
-за трудом взрослых (1-2 раза в квартал);
-за жизнью улицы. Целевые прогулки (к перекрестку, к определенному объекту).
Наблюдение должно быть не растянутым по времени, интересным, каждый раз
предлагается новый объект. Проводится оно с целой группой, подгруппой, а также с
отдельными малышами.
2. Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. В
процессе ее выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к
труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем проявлять
самостоятельность, инициативу. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были
посильными, интересными и разнообразными, а по длительности у малышей не
превышало 5-19 минут. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения,
состоящие из одной – двух трудовых операций (например: взять корм для птиц и
положить в кормушку). Воспитатель поочередно привлекает к кормлению всех детей. Или
сбор камушков на участке. Малыши пока еще выполняют поручения только при условии,
что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом,
ласковым жестом. Совместные со взрослым дела, близость к взрослому, его оценка,
поощрение составляют стержень активности младших дошкольников. Гордость за
достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша,
Включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из
малышей. Он учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь,
познает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользования
орудиями труда, к тому же учиться бережно обращаться с инвентарем. При выполнении
трудовых действий, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в
собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое дело до
конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.
3. Подвижные игры и игровые упражнения.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым
подвижные игры и игровые упражнения. У детей младшего дошкольного возраста еще не
велик опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в
стадии формирования, поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся
ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на
прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Сюжет игры у малышей должен быть простым, доступным пониманию, персонажи
хорошо известны. Необходимо ознакомить детей с содержанием игры. Желательно
объяснения сочетать с показом некоторых движений: как правильно прыгать, приседать,
куда бежать и т. д. В игре участвуют все дети. Продолжительность игры 6-10 минут.
Каждый месяц разучиваем 2-3 подвижные игры.
В подвижной игре решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса
каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях,
уточнение знаний о различных объектах, развитие ориентировки в окружающем и умение
слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Структурные компоненты прогулки проходят на фоне самостоятельной игровой
деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем
воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Во время самостоятельной
игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД,
повседневной жизни. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с
природным материалом. Задача взрослого заключается в том, чтобы привить детям
навыки совместных игр. Такие игры развивают простейшие конструктивные навыки,
активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию фантазии,
творческого начала.
5. Дидактические задания.
Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его
развития деятельностью. Различные дидактические упражнения интересные задания и
игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Они длятся не более 3-4
минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки (в начале, в конце, а может
вплетаться в ход наблюдения). Например, «Принеси желтый листик», «С какого дерева
листик» и т. д. Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания,
правил, игровой ситуации. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит
активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание,
память, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается
словарный запас.
Дидактические игры: «Найди листочек», «Отгадай, что в руке», «Узнай животное»,
«Узнай по описанию», «Кто лишний», «Кто как кричит», «Назови птицу»…
Прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и
полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного
значения, правильно организованная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье
наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по планированию прогулки летом
Подвижные игры и наблюдения во время прогулки.Разработали воспитатели:Ефимова А.В.,Лещёва А.Е....
Методическая разработка наблюдения на прогулке за одуванчиком
План-конспект проведения наблюдения за одуванчиком на прогулке....
Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящ...
Методическая разработка: Конспект организации прогулки "В гости к осени" в первой младшей группе детского сада.
В данной методической разработке дан конспект занятия по окружающему миру на тему "В гости к осени". Дети знакомятся с осенней порой года. В середине прогулки повторяется стихотворение, поте...
Методическая разработка к организации НОД: Прогулка в старшей группе "Осень"
Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Продолжить ознакомление с русской народной культурой. Развивать внимание и память, активизировать словарный запас....
Выступление в рамках семинара: «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!» по теме: «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление в рамках семинара...
Методическая разработка по организации прогулки с детьми старшей группы на тему «Осенняя экскурсия»
Методическая разработка по организации прогулки с детьми старшей группы на тему «Осенняя экскурсия»...