Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику. Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosoglazie.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»
Выполнила:
Губайдуллина Гульнара Мухаметовна
воспитатель
МБУ д/с № 199 «Муравьишка»
г.о.Тольятти
В детской офтальмологии косоглазие (гетеротропия или страбизм) встречается у 1,5-3% детей, с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Как правило, косоглазие развивается в 2-3-летнем возрасте, когда формируется содружественная работа обоих глаз; однако, может встречаться и врожденное косоглазие.
Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств. При косоглазии отклонение положения одного или обоих глаз от центральной оси приводит к тому, что зрительные оси не перекрещиваются на фиксируемом предмете. В этом случае в зрительных центрах коры головного мозга не происходит слияния раздельно воспринимаемых левым и правым глазом монокулярных изображений в единый зрительный образ, а возникает двойное изображение объекта. Для защиты от двоения ЦНС подавляет сигналы, получаемые от косящего глаза, что с течением времени приводит к амблиопии - функциональному понижению зрения, при котором косящий глаз почти или совсем не задействуется в зрительном процессе. При отсутствии лечения косоглазия развитие амблиопии и снижение зрения происходит примерно у 50 % детей.
Кроме этого, косоглазие неблагоприятно влияет на формирование психики, способствуя развитию замкнутости, негативизма, раздражительности, а также накладывая ограничения на выбор профессии и сферы деятельность человека.
Для детей с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации должна предусматривать:
-наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;
-обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей детей с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня ребенка и его образовательных потребностей;
-обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;
-наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;
-обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;
-обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего ребенка образовательных потребностей;
-наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с детьми с нарушениями зрения.
У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
При построении коррекционно-развивающей среды в группе особое значение приобретает личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогом и детьми, так как в силу своих особенностей дети не в полной мере могут использовать визуальный канал восприятия. Это значит, что в воспитательно-образовательном процессе с детьми с нарушением зрения педагог больше, чем со здоровыми детьми, опирается на аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Например, воспитатель не показывает детям, как им нужно встать, а подходит к каждому из них со спины и, взяв руки ребенка, ставит их в нужное положение со словесной инструкцией.
На занятиях дети с нарушениями зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Своевременное введение активного отдыха в занятие позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перемен и перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием как в течение дня, так и всей недели. Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.
Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения, правильное цветовое оформление помещений).
Во время занятий по изодеятельности целесообразно использовать мольберты, особенно для детей со сходящимся косоглазием.
Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль) нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол. Выбор упражнений и игр в значительной степени зависит от характера зрительного нарушения. При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т. д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: метание мяча в цель, кегли, городки, бадминтон; организуются спартакиады, прогулки, экскурсии. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику. Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре “Что в коробочке?”, “Чудесный мешочек”, “Угадай на вкус и запах”, “Разложи отдельно”, “Сказочная полянка” дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения.
Рекомендуемые игры
ИГРА «ТАНГРАММ»
Цели:
1. Офтальмологические:
- повышение остроты зрения (от 0,05 до 0,4);
- развитие монокулярного зрения;
- развитие зрительных функций.
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие сенсорных функций: цветоощущения, форморазличения;
- развитие пространственного мышления;
- развитие произвольного внимания.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать соревновательную мотивацию;
- воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности;
- развитие умений действовать по словесной инструкции педагога.
Примечания:
- рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;
- может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;
Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет включения соревновательного момента (кто быстрее);
- время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);
- дистанция применения – 30-40 см от глаз.
Оборудование.
- игра «Танграмм», мелкие объекты по нужной остроте зрения.
Инструкция:
- выложи объект (например, квадрат, ракету и т. д.) мелкими деталями;
- сделай объект определенного цвета или нескольких цветов по заданию;
- соревнуемся, кто быстрее выложит свой объект (объекты равноценные).
ИГРА «КОЛЬЦЕБРОС»
(НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТЕННЫЙ)
Цели:
1. Офтальмологические:
- укрепление бинокулярного зрения;
- развитие стереоскопического зрения;
- развитие зрительных функций
2. Коррекционные:
- развитие глазомера;
- развитие кинестетического чувства и точных, координированных движений рук;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие цветоразличения.
3. Дидактические:
- формирование двигательной активности;
- закрепление навыков порядкового и количественного счета;
- учить соразмерять движения руки в зависимости от удаленности объекта восприятия.
Примечания:
- игра рекомендована на ортоптическом и стереоптическом этапах лечения;
- возраст детей – 4-7 лет;
- время проведения – 7-10 минут;
- количество играющих – 1-3 человека или по числу колец;
- рассчитана на детей с любым уровнем развития интеллекта.
Правила игры:
Каждый игрок получает по одному или несколько колец. С помощью считалки определяют очередность бросков. Затем, после показа педагога набрасывают кольца на настенный или настольный щит со стержнями. За каждой попадание
1 очко. После игры подсчитывают количество очков у каждого и определяют победителя.
Вариант: набросить на определенный стержень (по заданию) и получить приз.
ИГРЫ С БИНОКЛЕМ
Цели:
1. Офтальмологические:
- формирование и укрепление одновременного зрения, развитие бинокуляр-ного зрения;
В игре использован метод жесткой гаплоксопии.
2. Коррекционные:
- учить ориентироваться в макропространстве;
- развивать умение локализировать объекты в пространстве;
- учить находить местоположение объектов относительно себя и других объектов;
- развивать координацию движений, глазомер, точность движений;
- способствовать повышению двигательной системы.
Примечания:
- игра показана при угле косоглазия менее 10, неустойчивом одновременном зрении, остроте зрения на лучше видящем глазу не менее 0,4;
- время проведения – 10 минут;
- количество играющих 1-2 человека (по числу биноклей);
- игра рекомендуется на ортоптическом этапе лечения;
- возраст детей – 5-7 лет;
- игра рассчитана на детей со средним и высоким уровнем развития интеллекта;
- дистанция проведения от 2 до 10 м.
Правила игры:
Не отрывая бинокль от глаз, пройти по нарисованной линии в заданном направлении. В ходе маршрута находить мелкие объекты предметы, определяя их удаленность от себя и других объектов. Игра проводится в полной очковой коррекции.
Вариант: брать предметы, глядя в бинокль, сбивать их мячом. Можно использовать обе стороны бинокля: и на приближение, и на удаление.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
- Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273 ФЗ.
- Бондаренко М. П. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир / М. П. Бондаренко, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — Странички для занятий с детьми «Мы вместе».
- Григорян Л.А., Плаксина Л.И. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.,1998 г.
- Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990 г.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие. С-Петербург, "Образование",1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"
В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....
Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
В презентации рассматриваются общие вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...
Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»
Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...
Методическая разработка к организации физкультурно-оздоровительного досуга с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Ходит осень по дорожке"
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ...
Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"
Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности...
Методическая разработка "Особенности организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте"
В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окру...
Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Ознакомить педагогов и родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Определить методы и приемы, способствующие успешной адаптации....