Проект по ОБЖ для средней группы «Основы безопасности»
проект (средняя группа)

Кожуховская Кристина Владимировна

Актуальность

 

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_obzh.docx345.02 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с «Алёнушка»

Проект по ОБЖ для средней группы «Основы безопасности»

                                                                  Воспитатель: Кожуховская К.В.

П.Октябрьский

Актуальность

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Продолжительность проекта: Долгосрочный проект 2020-2021гг.

Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 3 до 5 лет, родители.

Место проведения: МКДОУ д/с «Алёнушка» п. группа среднего дошкольного возраста с 3 до 5 лет

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

 

Для родителей:

1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2.Активизировать родителей к совместной деятельности.

3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

 

Продукты проекта

1. –Участия в Международных творческих конкурсах, викторинах и олимпиадах по ОБЖ 

2.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей». 

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

                                                

Для воспитателя:

1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1.Активное участие родителей в жизни детского сада.

2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения

 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству. 
Разработка материала беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

 

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.

Тема недели.

Цель.

Технологии:

1Сентябрь-Октябрь  

Ребенок на улице.

Тема № 1.

Безопасность на дороге

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД, рассказать о светофоре

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

Дидактические игры и упражнения«Собери картинку»«Можно – нельзя»

Конструирование«Наша улица»

Чтение: С. Михалков «Моя улица»;

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевые игры«Путешествие по городу»«Автобус»

Подвижные игры«Воробушки и автомобиль»«Цветные автомобили»

Тема № 2

Я потерялся на улице

Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона

Беседа «Если ты потерялся на улице»

Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке, опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.

Обыгрывание проблемной ситуации

Тема № 3.

Ребенок и общественный транспорт

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте, на дороге рядом с транспортом, развивать внимание, усидчивость, терпение

Беседа «В транспорте»

Рассматривание иллюстраций

Тема № 4

Наш помощник – светофор

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его сигналов (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются). Закреплять знания детей о ПДД: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Беседа:«Как переходить улицу по светофору»

Дидактические игры и упражнения«Сломанный светофор»«Можно – нельзя»

Чтение: С. Михалков «Светофор»;

М. Дружинина «Наш друг светофор».

С/р игра«Улица»

Игровая ситуация«Улица»

Подвижные игры:«Светофор»«Стоп!»

Аппликация «Светофор»

 

Тема № 5

Самокат и велосипед на улице

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам поведения в таких ситуациях)

Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)»

Обсуждение проблемной ситуации

Рассматривание иллюстраций

Настольные игры

Беседа

2 Ноябрь-Декабрь

Ребёнок и лес.

Тема№1.

Правила поведения в лесу

Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, учить находить выход из сложных ситуаций

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»

Беседа«Машенька заблудилась»

Тема№2

Будем беречь природу!

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе (костер, а какие способствуют её восстановлению

Дидактические экологические игры

Беседа «Будем беречь и охранять природу»

Тема№3

Съедобные и ядовитые грибы

Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия.

Настольные игры

Словарная игра «Съедобное - несъедобное»

Беседа«Съедобные и несъедобные грибы»

Дидактическая игра«Источники опасности в лесу»

Тема№4

Врачи – наши друзья

Объяснить детям необходимость своевременного обращения к врачу, научить не бояться посещений врача, особенно зубного

Познакомить детей с номером телефона «03». Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес)

Эксперимент

Беседа

Дидактические игры

Чтение «Доктор Айболит» К. Чуковского

С/и «На приеме у врача»

Беседа за круглым столом

С/и «Больница»

Занятие-игра

Тема№5

Я здоровье берегу - я здоровым быть хочу

Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах, учить детей заботиться и своем здоровье

Занятие – игра

Чтение: К. Чуковский «Айболит»

Беседа

3 Январь-Февраль.

Опасное вокруг нас.

Тема№1

Ребенок и его старшие приятели

Научить ребенка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию

Разрешение проблемной ситуации

Беседа

Тема№2

Осторожно, злая собака!

.

Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Беседа«Животные – это не игрушка»

Обыгрывание игровых ситуаций

Тема№3

Бытовые опасности

Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них, выходить одним на балкон.

Беседа

Дидактические игры«Можно – нельзя

Тема№4

Опасные предметы

Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними.

Беседа:«Колючие опасности»«Правила безопасности при работе с ножницами»

Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр.

Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать с опасными предметами.

Дидактические игры«Можно – нельзя»«Отбери опасные предметы

Тема№5

Не играй с огнем!

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой»

Беседа «Спички детям не игрушка»

4 Март-Апрель

Один дома. Незнакомцы.

Тема№1

 «Звонят! Откройте дверь!»

Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек и как вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь приоткрыта или сломан замок.

Беседа,

чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка»«Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)

Тема№2

Чужая машина

Дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая.

Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины»

«Знакомые и незнакомые люди»

Тема№3

Не разговаривай с незнакомцами!

Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать«нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь

Беседы«Знакомые и незнакомые люди»«Опасность непослушания»

Тема№4

 «У меня зазвонил телефон…»

Дать знания о том, как себя вести, если ребёнок один в квартире и по телефону позвонил незнакомый человек.

Занятие – игра

Беседа «У меня зазвонил телефон…»

Сюжетные игры

Тема№5

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности

Познавательная беседа «Арка в доме»«Опасности во дворе»

Взаимодействие с родителями

1.Оформление папок – передвижек, памяток.

- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Консультация  для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

2.Заключительная диагностическая беседа.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Страна безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 3 до 5 лет  у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д.. Дети так же приняли участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах викторинах:

-

-

-

-

-

-

    Продукт данного проекта – выставка творческих работ «Безопасность глазами детей»

    Обучающий комплекс мультфильмов.

     Для родителей были оформлены папки– передвижки, памятки, консультации по безопасности: папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?», памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору, памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.

    Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.




Познавательное развитие

1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.

2. Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев

3. Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
4.  Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

5. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной  безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

7. Викторина «Осторожно, огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Речевое развитие

1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2. Моделирование ситуации «Один дома».
Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).

4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ; развивать логическое мышление, внимание, память.

5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

6. Чтение  сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

7. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя

8. Ситуация «Что делать если…».

Цель:  закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

9. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры 

«Пешеходы»

Информационная часть.  Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;  накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных

«Мы — пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело,  формировать бережное отношение  к игрушкам (машинам).

4. Дидактические игры

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
                                                    «Чем пожар я потушу»
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об  основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Художественно – эстетическое развитие

1.Выполнение творческих работ на  Международный творческий конкурс  «Страна безопасности»

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

2.Раскрашивание  раскрасок «Специальные машины»

3.Аппликация «Светофор»

4.Пение и слушание песен

- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.

- «Отважный пожарный»

5. Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»

Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.

Физическое развитие

1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.

2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группы "Основы безопасности"

Деятельность человека неразрывно связана с окружающей средой, которая, в свою очередь, таит в себе большое количество опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признана во всем мире и считае...

Проект мини-музея в старшей группе "Основы безопасности жизнедеятельности"

Проект мини-музея в старшей группе "Основы безопасности жизнедеятельности"...

Фотоотчет о тематическом дне в средней группе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Охрана жизни и здоровья детей – одна из первостепеннейших задач детского сада и семьи. Взрослым важно учить детей правилам безопасного поведения дома, на улице, в природе, воспитывать у них чувс...

Конспект занятия по обучению детей средней группы основам безопасности дорожного движения «В стране правил дорожного движения»

Актуальность:-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения м...

Долгосрочный проект в средней группе "Основы безопасности"

 Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность со...

Долгосрочный проект в средней группе «Основы безопасности»

 Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность со...

Долгосрочный проект в средней группе «Основы безопасности» Составил воспитатель: Малимон Н.С

Сроки проведения: июль- сентябрь 2024г.Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности остаётся крайне актуальным, поскольку общество требует от индивидов способности к социальной адаптации...