Семинар для педагогов "Использование технологии ''Говорящие стены'' в работе с детьми раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Маматуллина Лилия Рахимчановна

матуриал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии ''Говорящие стены''
в работе с детьми раннего возраста

Автор: Маматуллина Л.Р., воспитатель

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно  модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашем детском саду была внедрена  технология «Говорящая стена».

   Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы применяем  интересные  модели  по воспитанию и интеллектуальному развитию детей раннего возраста, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему мы решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. 

C:\Users\User\Desktop\Фото стен\IMG_20201022_152430.jpg

 Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

Говорящая  стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.

Говорящая стена (интерактивная)- это:

  • центр познавательного развития,
  • социально - коммуникативный центр,
  • центр художественно - эстетического развития.

Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

  • создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

E:\Говорящие стены\Фото стен\u-vm0SrSYZw.jpg     

   Работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуальна и исходит от потребностей детей.  Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На непосредственной образовательной деятельности знакомим детей раннего возраста с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы  изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога. При работе со стеной педагог может  делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

       На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок. Говорящая стена может включать много элементов. Центральную часть нашей стены занимает магнитная доска. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, липучки, кармашки,  что увеличит развивающее пространство группы и повысит его вариативность. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды.

C:\Users\User\Desktop\Фото стен\B9uXF7vSB9o.jpg     C:\Users\User\Desktop\Фото стен\RlqLdz2goT0.jpg

Все элементы стены сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве или пересадить птичек.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе  детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки. Дети раннего возраста активно выполняют такие  задания, как  «Найди такой же», «Собери  фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Кто как кричит».

    «Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен  не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

   Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Литература:

1. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-..., свободный. – Загл. с экрана.

2. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.

3. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. −2017.

4. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.

5. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Технология эколого-педагогической работы с детьми раннего возраста

Успешное внедрение в практику дошкольной педагогики экологического воспитания – может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической работы в детском саду....

Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....

Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста

Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста (реализация образовательной обрасти "Развитие речи")...

Применение игровых технологий в практике работы с детьми раннего возраста

Опыт применения игровых технологий в организации игр-занятий с детьми раннего возраста...

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...