Применение игровых технологий в практике работы с детьми раннего возраста
статья
Опыт применения игровых технологий в организации игр-занятий с детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igrovyh_tehnologiy_v_praktike_raboty_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
О.А. Федосейкина, старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 50 Фрунзенского района СПб
Развитие детей раннего возраста является одним из приоритетных направлений государственной политики развития дошкольного образования. В перспективах её развития определено, что « в ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особому направлению развития системы дошкольного образования. Указ президента от 29.05.2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование. Вопросы развития детей раннего возраста обозначены в рамках реализации концепции плана мероприятий «Десятилетия детства», демографической политике Российской Федерации, региональных проектах. Таким образом, система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) становится самостоятельным элементом современной модели образования.
Развитие ребенка в раннем детстве - это процесс постепенного становления, успех которого зависит от его взаимодействия с другими людьми, в процессе которого у ребенка формируются перцептивные, моторные, когнитивные, речевые, социоэмоциональные и саморегуляционные навыки. В работах ряда исследователей (Л.С. Выгодский, Н.М. Аксарина, А.В. Запорожец и др.) отмечается, что ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определены целевые ориентиры развития детей раннего возраста, подчеркивается необходимость введения разнообразных форм поддержки раннего развития детей. Педагоги групп раннего возраста должны не только планировать и реализовывать образовательную работу в группе на основе ФГОС ДО и образовательной программы, организуя разнообразные виды деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития, но и умело взаимодействовать с родителями воспитанников.
В дошкольной образовательной организации общение воспитателя с детьми основывается на принципе сотрудничества и происходит в различных видах деятельности, предусмотренными в ФГОС ДО, и «… в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Вернуть игровую деятельность и развивающие игровые занятия в работу воспитателя - вот главная задача ФГОС ДО. Именно реализация права ребенка на игру, позволяет ему полноценно прожить этап дошкольного детства. А. Асмолов сказал: «Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, счете и письме войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром».
Используемые в нашей работе с детьми раннего возраста игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка. Они ориентированы на личность ребенка, на развитие его способностей.
Применение игровых технологий в практике работы позволяет воспитателю установить эмоциональную связь с ребёнком, создать атмосферу доверия и доброжелательности. Непременное участие взрослого в игре или игровой ситуации «заражает» малышей интересом, мотивирует к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность, любознательность, подталкивает отвечать на вопросы и задавать их, поощряет находить ответы на них.
Игры-занятия с детьми раннего возраста позволяют выстроить образовательный процесс так, чтобы усвоение или закрепление какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Инновационность применения данной технологии заключается в интеграции отдельных игр и игровых элементов (заданий) так, чтобы обучение было интересным, занимательным, но не носило развлекательного характера. При организации игр-занятий с детьми раннего возраста нами используются следующие виды игр:
- совместные игры с несколькими партнерами (помогают детям пережить чувство общности, воспитывают умение вступать в эмоциональное и практическое взаимодействие с группой сверстников, например - «Паровозик»);
- игры в парах (способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формирования потребности в общении, например - «Прогулка в парах», «Ай-да»);
- пальчиковые игры (развивают моторику рук, учат действовать по образцу, подражанию, способствуют развитию речи);
- хороводные игры (построенные на основе сочетания текста и простых повторяющихся движений, закрепляют умение действовать в соответствии со словами, например - «Каравай», «Раздувайся пузырь»);
- игры с предметами (закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма и т.д.);
- игры с правилами (помогают развивать у малышей умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, например - «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль»);
- словесные игры, игры на звукоподражание (эффективны для развития речи детей, мышления, например - «Кто как кричит», «Эхо»);
- настольные игры (способствуют успешно развивать речевые навыки, логику, внимание, математические способности, например- «Парные картинки», «Мамы и их детеныши»);
- дидактические игры (позволяют в занимательной форме решать обучающие задачи, развивают память, внимание, речь, мышление, усваивать сенсорные эталоны, например - «Подбери к чашке блюдце», «Найди такой же по цвету (форме, величине)»);
- игры и игрушки на развитие мелкой моторики (способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, формированию произвольности и усидчивости, например - «Мозаика», тактильные пособия, шнуровки, игры с крупной фасолью, горохом);
- игры с использованием информационных компьютерных технологий (использование интерактивного оборудования позволяет наиболее и успешно реализовывать развитие способностей ребенка, развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, например «Четвертый лишний», «Собери бусы»).
Все игры и игровые задания, используемые на одном занятии, для детей объединены общим сюжетом, персонажем. Игра-занятие построено в логике, где игры и упражнения включаются последовательно, и состоит из трех частей:
1 часть - организационная: направлена на привлечение внимания детей и включение их в игровую ситуацию, мотивирование детей на дальнейшую деятельность;
2 часть - основная: направлена на освоение или закрепление материала в ходе выполнения игровых упражнений и развивающих (дидактических и др.) игр, актуализацию имеющегося опыта у детей;
3 часть - заключительная: выход из игровой ситуации, переключение детей на другую деятельность.
Динамичная смена игровых заданий позволяет воспитателю:
- развить познавательные способности детей, активизировать любознательность;
- развить память, мышление, внимание, речь, волю;
- создать условия для самореализации каждого ребенка, проявления самостоятельности;
- удерживать внимание малышей;
- стимулировать детей к активному взаимодействию со взрослым и другими детьми.
Опыт применения в педагогической практике игровых технологий позволяет положительно влиять на качество образовательного процесса, повысить эффективность развития детей раннего возраста.
Данные технологии доступны для педагогов и могут быть применены на практике в любом дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
«Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»
Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому»....
Семинар – практикум «Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»
Семинар – практикум«Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ» Цель: сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление не...
Буклет «Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»
laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...
Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста
Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста (реализация образовательной обрасти "Развитие речи")...
Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...
Игровые технологии в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического взаимодействия по освоению опыта в применении инновационных технологий и форм работы с младшими дошколь...