«Использование инновационной технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
План-проект
«Говорящая стена (ковролинограф)»
на основе метода
В. В. Воскобовича для младших дошкольников
ПЛАН
по самообразованию воспитателя
на 2021 -2022 г. г.
Подготовила: Воспитатель Маматуллина Л.Р.
Тема: «Использование инновационной технологии ковралинография –
«говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В.
для речевой активности детей дошкольного возраста»
Направление: социально-личностное
Группа: вторая младшая
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Окончание работы: май 2022 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности дошкольников. Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством внедрения инновационной технологии «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения ГМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с педагогами, с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- Расширить современную предметно- пространственную среду в группе;
- Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- У меня, после проделанной работы повысятся основы педагогического мастерства,профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста:
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
- А так же я пополню свою копилку профессиональных достижений, созданием портфолио воспитателя младшей группы.
- Создам развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме самообразования.
- Организую психологически комфортную образовательную среду для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
- разработаю учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, консультации для родителей и воспитателей,
У детей сформируются:
- интерес к деятельности с ковролинографом – «говорящей стеной»; - речевая активность и речевая творческая самостоятельность;
- осмысление подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми; - заинтересованность слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, сопровождая рассказ показом на ковролинографе –«говорящей стене»;
- с помощью взрослого, использовать фигурки театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок
У родителей воспитанников:
- сближение с детьми и педагогами.
- интерес к событиям, происходящим в детском саду.
- создание в семье благоприятных условий для познавательно-речевого развития детей.
Основные вопросы:
- история и сущность технологии ковролинография – «говорящая стена»;
- актуальность применения ковролинографии – «говорящей стены» в ДОУ;
- цели и задачи речевой активности, путем внедрения технологии ковролинография – «говорящая стена» для детей дошкольного возраста;
- методика организации технологии ковралинографии – «говорящей стены» детей дошкольного возраста;
- этапы работы;
- прогнозируемые результаты;
- группы умений, формируемые технологией ковролинография – «говорящая стена» при развитии речи дошкольников;
- роль родителей в развитии речи детей;
- практическая реализация технологии ковралинография – «говорящая стена»;
- дальнейшее развитие технологии ковралинография – «говорящая стена» .
Актуальность.
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В настоящее время в условиях современного детского сада методика воспитания переживает сложный период, связанный с изменением целей и введение ФГОС ДО, который строится на компетентном подходе. Все эти обстоятельства побуждают современного педагога к выбору новых, интересных методик и ставит цели и задачи, решая которые, в первую очередь даёт возможность детям проживать все периоды дошкольного детства интересно и полезно.
Современные педагогические технологии — это разработка и апробация инновационных практико-ориентированных образовательных программ, полагающих повышение результативности образования и достижение положительных результатов в обучении и воспитания детей с разными потенциальными возможностями и образовательными потребностями. Исследование инновационных средств и форм работы с детьми – этот факт не только закономерный, но и необходимый. В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Одним из таких средств обучения в настоящее время является многофункциональный ковролинограф – «говорящая стена», основанный на технологии В. В. Воскобовича. Ковролинограф – «говорящая стена» обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от всеми известного фланелеграфа, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, усовершенствуемыми техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, новые элементы ковролинографа – «говорящая стена», обеспечивают разнообразие и наглядность на занятиях. Немаловажным является теория о том, что, ковролинограф – «говорящая стена» позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Ковралинограф – «говорящая стена» - универсальное средство речевого и познавательного развития и естественно обогащения словарного запаса детей.
Ковролинограф – «говорящая стена» - представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ,которые хотела бы отметить:
-Современные материалы (ковролин и липучка) и др.
- Прочность прикрепления - эти материалы имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
- Разнообразие используемого материала. В ковролинографииособое место занимают различные материалы: мягкие, гладкие, шероховатые и другие для развития осязания ребенка,понимания различий и употребления в речи слов с осознанным содержанием:например: мягкая трава, гладкая дорожка и др.
- Взаимосвязь с другими видами деятельности. Этот методпредполагает интеграцию различных областей: «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с окружающим миром, «Коммуникация» (обогащение словаря, развитие связной речи и др.)
- Изготовление и использование в условиях семьи. Все используемые материалы легко доступны для применения их в домашних условиях, что обеспечивает взаимодействие с семьей.
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает занятие с ребенком, имеющего нарушение речи, в дошкольном учреждении более продуктивным.
В тоже время, комплекс игр на ковролинографе – «говорящая стена» дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию речи детей всех возрастов.
В контексте сформулированных, таким образом, положительных качеств и характеристик ковролинографа – «говорящая стена» в коррекционно-развивающей работе, можно считать, что использование современной педагогической технологии в педагогическом процессе является перспективным направлением для коррекции, развития речи детей.
План работы по самообразованию во 2 мл.группе на тему: «Использование инновационной технологии ковралинография - «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей младшего дошкольного возраста». (2021- 2022 уч. год)
№ | Сроки | Мероприятия | Цель | Участники | ||
1 | сентябрь | «Ковролинограф в работе с детьми младшего возраста» | Изучение темы, подбор литературы. | Воспитатель, родители | ||
2 | октябрь | Д. игра «Чьи детки» | Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении | Воспитатель и дети | ||
3 | октябрь | Д. игра «Заюшкин урожай» | Расширять и закреплять представления детей об овощах. | Воспитатель, родители и дети | ||
4 | ноябрь | Д. игра «Волшебное дерево» | Дать детям целостное представление о предмете (форма, цвет, величина, а также формировать представления о временах года | Воспитатель, родители, дети | ||
5 | ноябрь | Д. игра «Собери яблочки (листочки)». (игра проводится с пособием «Волшебное дерево») | Повторить признаки разных времен года, закрепить понятие «один – много» | Воспитатель, родители и дети | ||
6 | декабрь | Д. игра «Дикие животные» | Учить детей называть диких животных; развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. | Воспитатель родители и дети | ||
7 | декабрь | Д. игра «Улица» | Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы | Воспитатель и дети | ||
8 | январь | Д. игра «На чем катаются дети» | Активизировать в речи предлога НА. | Воспитатель родители и дети | ||
9 | январь | Д. игра «Где дикие, где домашние» | Закреплять знания детей о диких и домашних животных. способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям. | Воспитатель родители и дети | ||
10 | февраль | Д. игра. «Кто в домике живет?» | Обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире (животные). Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». | Воспитатель и дети | ||
11 | февраль | Театр «Репка» | Развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость. | Воспитатель и дети | ||
12 | март | Консультация для педагогов на тему: «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста». | Воспитатель, педагоги | |||
13 | март | Игра «Подбери цветочек».( игра проводится с пособием «Сказочный домик») | Закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику рук | Воспитатель и дети | ||
14 | апрель | Д. игра. «Лучики для солнышка» | Закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление. | Воспитатель, родители и дети | ||
15 | апрель | апрель Театр «Теремок» | развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость. | Воспитатель, родители и дети | ||
16 | май | Д. игра. «Что происходит в природе?» | Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. | Воспитатель, дети | ||
17 | май | Д. игра. «Профессии» | упражнять детей в назывании и различии профессий. Совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями | Воспитатель, дети | ||
18 | Презентация | «Использование ковролинографа в работе с детьми». | Воспитатель, дети, родители |
Список литературы.
- Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Шипицына Л. М. и др.Издательство: Детство-Пресс,2010/
- Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
- Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, 2000
- Воскобович В. В., Харько Г. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Книга 1 МЕТОДИКА. - СПб.: 2003
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – Система работы во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 3.
- Едакова, И. Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
- Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - М.: ТЦ Сфера, 2015
- Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. – (Развиваем речь)
- Речь и речевое общение детей/ Арушанова А. Г.. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика Синтез, 1999 /
- Сальникова Т. П.Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2008
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» - СПб.: 2007
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. М.: Гном- пресс,1999 10.
- Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы. М.: Гном- пресс,2000 11.
- Шорыгина Т. А. Птицы, какие они? Путешествие в мир природы. М.: Гном- пресс,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационной технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: 1 квалификационной категорииПавлова Ж.В. ...
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей посредством внедрения...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы развития речевой активности детей дошкольного возраста с применением современных образовательных технологий....
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий"..
laquo;Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста». Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловл...
Педагогический совет «Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: традиционные методы и инновационные подходы»
Известно, что речь – необходимый компонент общения. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потр...