Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий"..
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сабурова Елена Александровна

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

   Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prakt._storit-g.docx104.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад 177 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Семинар-практикум

«Развитие речевой активности детей

дошкольного возраста

посредством инновационных технологий»

Как привязать к себе читателя? | Агентство копирайтинга – АПТекст

Выполнила воспитатель:

Сабурова Е.А

Владивосток

2020 г.

Семинар-практикум

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий»

Тема: «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

   Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

   В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «Сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, интересна тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

   Слово «Сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «Сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых. На основе техники «Сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй»). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений.

Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет.   Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки.

Цель «Сторителлинг»: – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2. Уточнять использование грамматических форм речи.

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности.

   Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

   Как у каждой игры у «Сторителлинг» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».

В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить

начало сказок.

• Однажды, много лет назад…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Когда-то давным-давно…

• Жили-были…

• Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил или что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

• Появляется решение поставленной проблемы.

• Короткий вывод (итог рассказа).

   «Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями.

Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством Сторителлинг.

   Для этого детям предлагается превратиться в «ученых» и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы.

У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «фантазерами», и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном. Техника «Сторителлинг» широко применяется в речевой коррекции.

   «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи - фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ. Если увеличить количество кубиков в наборе до 14, то можно

использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «Сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

 Повышение интереса к заданию и как следствие повышение

концентрации внимания;

 Расширение запаса знаний об окружающем мире;

Развитие всех речевых компонентов;

Развитие высших психических функций;

 Развитие коммуникативных навыков детей.

«Сторителлинг» может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. «Сторителлинг» – это замечательный метод преподавания любого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность ...

Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе

Материал носит информационный характер по организации библиотеки в группе дошкольного учреждения...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...