Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий
статья по развитию речи

В статье рассматриваются вопросы развития речевой активности детей дошкольного возраста с применением современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevoy_aktivnosti_saveleva_a.s.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Конфуций

Савельева Алла Сергеевна

воспитатель

МБДОУ-детский сад № 276

г. Екатеринбург

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития речевой активности детей дошкольного возраста с применением современных образовательных технологий.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, современные образовательные технологии, развитие речи.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком на данном этапе является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых, например, в построении монолога, который создается по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит дошкольника к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Речевое развитие рассматривается нами в контексте взаимодействия педагога и ребенка, овладевающего родным языком.

Главная цель речевого развития детей состоит в том, чтобы каждый ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Предлагаемая нами система речевой работы с использованием современных образовательных технологий.

Мы в МБДОУ № 276 используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Являемся инновационной площадкой «Мобильное электронное образование».

Работаем с интерактивной доской «Калибри» и игровым центром «Сова».

Суть интерактивного обучения-вовлечение детей в процесс познания. Интерактивные технологии направлены на формирование у ребенка новых качеств и умений:

-активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка;

-происходит развитие речи, познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.

Работаем со множеством различных интерактивных игр, уроков, занятий, тестов, викторин на развитие речи детей.

А также наш детский сад работает с детской мультстудией, которая является инновационным элементом образовательной среды.

Мультипликация — это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых.

В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

– речевого развития детей (осмысленное восприятие произведений детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; развитие связной речи в ходе озвучивания мультфильма (грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

– познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);

– художественно-эстетического развития (развивается самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);

– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

– физического развитие (развитие мелкой моторики рук, зрительномоторных координаций).

Таким образом мультипликация выступает действительно универсальным и всеобъемлющим средством как для повышения речевой активности, так и для развития личности ребенка в целом. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Мир мультфильма оживает не только в картинках, но и в озвучивании мультфильма, где развивается не только художественно-эстетическое развитие, но и развитие речи.

Мы с ребятами поставили уже несколько интересных спектаклей («Три поросенка», «Репка», «Колобок»), а также такие используем песочную и плоскостную анимацию.

Влияние современных образовательных технологий на развитие речи детей неоспоримо. ИКТ — один из самых эффективных способов развитие речи и проявление их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко, проявляется принцип обучения: учить играя. Воспитанники стали проявлять речевую активность, у них расширился словарный запас.

Список литературы:

  1. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе / Г. И. Панфиленко (и др).// Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. Науч. Конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).- Чита: Издательство Молодой ученый , 2012.
  2. Ажищева, Т.А. Создание мультфильмов с детьми в дошкольной образовательной организации - 2015 / Т.А. Ажищева.// Активизация познавательной деятельности как основа формирования правильной речи детей с нарушениями речи - 2020
  3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций./ авт.-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева.-СПб.:ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Смешарики в гостях у детей» для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, моделирования

Цель: развивать умения использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов;  существительные, обозначающие названия частей.Задачи:1. Образовательные- развивать связную монологичес...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии

https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...

«Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка разви...