Педагогический совет «Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: традиционные методы и инновационные подходы»
методическая разработка

Веселова Юлия Николаевна

Известно, что речь – необходимый компонент общения.   Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. В дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена основная образовательная область -«Речевое развитие». В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_po_razvitiyu_rechi.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стимулирование речевой активности детей

дошкольного возраста в разных видах деятельности:

традиционные методы и инновационные подходы»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

  1. Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы с вами знаем, что профессия педагога трудная и сложная.  Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почемучек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго!  Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Я начну, а вы, поймав мяч, продолжите фразу:

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если педагог – это фильм, то название этого фильма …

Если педагог — это праздник, то какой?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если педагог – это время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – песня, то какая?

Если педагог – это книга, то это…

Если педагог – это танец, то какой?

Если педагог – это водная стихия, то какая?

Если педагог – число, то какое?

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета?

Игра «Ассоциации» – хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение. Играть могут дети разных возрастных групп, в зависимости от этого задание можно усложнять и облегчать. Развитие ассоциативного мышления крайне важно для дошкольника, ведь оно влияет на общие интеллектуальные способности. Играть в ассоциации несложно и увлекательно.

  1. Прежде чем приступить к основной теме нашего педагогического совета, предлагаю заслушать _____________ (ФИО педагога) «Анализ анкетирования по патриотическому воспитанию» (аналитическая справка)
  2. Актуальность проблемы речевого развития.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Причины низкого уровня развития речи:

1. Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

2. Недостаточная подготовка к занятию.

При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Основные задачи развития речи по ФОП от 2 до 7 лет:

  • Формирование словаря: обогащение и активизация
  • Развитие звуковой культуры речи
  • Грамматический строй речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие интереса к художественной литературе
  • Подготовка детей к обучению грамоте

Они решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Поэтому распечатала для вас памятку с задачами по каждой возрастной группе. (раздать)

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на занятиях по развитию речи, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Анализ календарного планирования работы по развитию речи выявил, что не все педагоги в достаточной мере планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Поэтому обязательно просмотреть свои планы и регулярно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

  1. «Речь воспитателя, как пример для подражания детям»

Общее сочинение на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» Каждый из участвующих пишет фразу на узком листе, почему речь воспитателя (как он считает) должна быть образцом – прикрепить на магнитной доске и зачитать в конце пед. совета.

  1. СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!

В настоящее время дошкольным учреждением используются современные педагогические технологии, направленные на развитие речи детей и способствующие развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием не рифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»

«Синквейн» – нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами

  • одна из эффективных и интересных технологий, которая способствует развитию речи;
  • не требует особых условий;
  • органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий;
  • способствует обогащению  словаря;
  • дает возможность педагогу понять уровень усвоения ребенком пройденного материала
  • «Синквейн» воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко.
  • Однако нужно помнить, что необходимо составлять «синквейн» только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
  • Знакомство с этим приёмом следует начинать

в старшем дошкольном возрасте!

Что пишется в каждой строке?

1 строка – Это существительное или местоимение. (Кто? Что?), выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – это два прилагательных (Какой? Какая? Какое? Какие?), выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола (Что делает? Что делают?), описывающие действия в рамках темы.

4 строка – Это предложение, в котором выражается личное мнение к предмету разговора.

5 строка – Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) - ассоциация с первым словом

Составлять cинквейн очень просто и интересно.

И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Существует модель составления синквейна и обозначения (слайд). Пример с ежиком.

Существуют разные способы работы с синквейном.

  • Составление нового синквейна.
  •  Составление краткого рассказа по готовому   синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке.
  • Составление синквейна – загадки. 

Примеры на слайде (солнышко), синквейн-загадка

Предлагаю самостоятельно составить синквейн на слово ПЕДСОВЕТ/весна

  1. Продолжением нашей сегодняшней работы, будут выступления педагогов.
  • _____________ (ФИО педагога) «Нейрогимнастика, как средство комплексного развития детей дошкольного возраста»
  • _____________ (ФИО учителя-логопеда) «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

«Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников» - зачитать сочинения.

Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. Именно поэтому к речи педагога ДО, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Таким образом, понимаем: очень важную роль в развитии речи детей играет и культура речи педагога. Сотрудники задают образцы правильной литературной речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если она отчетлива, выдержана в определенном темпе и громкости, выразительна, правильно оформлена грамматически, с точным использованием словесных обозначений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с задержкой речевого развития у детей. Мы отмечаем, что дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать воспитатель и специалисты – логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и обязательно родители

Проект решения педсовета

  1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей: (пополнить группы дидактическими играми по развитию речи)
  2. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников всем воспитателям постоянно.
  3. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей всем воспитателям постоянно
  4. Продумывать при планировании более интересные формы работы с дошкольниками по развитию речи (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).
  5. Обновлять уголок для родителей по речевому развитию всем воспитателям постоянно.
  6. Рекомендации к воспитателям:

-воспитателю необходимо использовать разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос

-в занятии по развитию речи быть особенно требовательным к самому себе: не допускать грамматических ошибок словоупотребления.

Приложение 1

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

 

  • Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Приложение 2

Памятка для воспитателей

3 метода ознакомления детей с литературой: (словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

  • Чтение произведение
  • Вопросы к детям по содержанию произведений
  • Пересказ произведения
  • Заучивание наизусть
  • Выразительное чтение
  • Беседа по произведению
  • Прослушивание грамзаписи

Практический

  • Элементы инсценировки
  • Игры-драматизации
  • Дидактические игры
  • Театрализованные игры
  • Использование разных видов театра
  • Игровая деятельность

Наглядный

  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек
  • Элементы инсценировки
  • Движение пальцами, руками
  • Схемы
  • Алгоритмы
  • Просмотр видеофильмов, диафильмов
  • Оформление выставки

Приложение 3

Основные правила культуры речи:

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Выступление на педагогическом совете "Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС ДО"

Тема: «Стимулирование познавательной активности дошкольников  при реализации ФГОС»СЛАЙД:«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему про...

Выступление на педагогическом совете «Стимулирование речи детей раннего возраста»

Выступление на педагогическом совете «Стимулирование речи детей раннего возраста»...

Материал для педагогического совета "Стимулирование речи детей раннего возраста"

Цель представленного материала: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речево...

Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....