План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
проект (младшая группа)

Дибирова Кумсият Зияутдиновна

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.

Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu_dibirovoy_k.z.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 62 "Журавушка"» г. Нижневартовска

План по самообразованию

«Формирование культурно - гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста».

(на 2021 – 2022 уч. г.)

                                                                                           

Работу выполнила:

Дибирова Кумсият Зияутдиновна

Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.

Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель: создать условия для повышения профессионального роста и обновления собственных знаний о формировании простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.

Задачи:

1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;

5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

7. консультировать родителей по данной теме;

Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание) :

- расширение кругозора;

- рост профессиональной культуры;

- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;

-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.

- повышение педагогической и психологической компетенции;

- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;

- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.

Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.

Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.

Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.

Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.

Методы деятельности:

• личный пример работников детского сада, родителей;

• обеспечение чистоты среды;

• культура общения;

• использование художественной литературы.

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков.

Месяц

Проводимые мероприятия

Сентябрь

Диагностика культурно-гигиенических навыков;

Цель: выявить знания и умения детей;

• Разучить «Три золотых правила мытья рук» :

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цельрасширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.

• Учить детей пользоваться горшком;

• Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;

• Есть аккуратно, пользоваться ложкой;

• Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;

• Практическая деятельность «Учимся умываться».

Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

• Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».

Октябрь

• Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;

• Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;

• Игровое упражнение «Мыльные перчатки».

Цель: продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков», хорошо смывать, насухо вытирать ручки.

• Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем;

• Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;

• Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

• Беседа«Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;

• Рекомендации родителям«Одежда детей в осенний период».

Ноябрь

• Чтение: потешки «Водичка, водичка».

Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).

• Игровая ситуация«Купаться любят все…»

Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;

• Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;

• Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;

• Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;

• Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);

• Наглядная информация для родителей на тему«Как приучить ребёнка быть аккуратным»;

• Экспериментирование«Свойства воды».

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется);

Декабрь

• Продолжать учить детей вешать полотенце на место;

• Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;

• Беседа«Берегите воду».

Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

• Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;

• Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;

• Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;

• Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

• Просмотр м/ф «Мойдодыр»;

• Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»

Январь

• Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;

• Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;

• Чтение: потешки «Чистая водичка»;

• Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;

• Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было.

• Игровая ситуация «Кукла Катя умывается»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;

Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»

Февраль

• Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;

• Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;

• Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;

• Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;

• Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;

• Учить пользоваться расчёской;

• Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;

• Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;

• Сюжетно-ролевая игра «Семья» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

• Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций к сказке.

• Просмотр м / ф «Федорино горе».

• Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста.

Март

• Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,

• Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;

• «Мое полотенце».

Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем /

• Формировать умение садиться за стол спокойно;

• Учить правильно, нести стульчик;

• Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;

• Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;

• Дидактическая игра«Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»

Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

• Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;

• Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).

• Сюжетная игра «День рождения».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.

• Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»

• Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»

Апрель

• Экспериментирование «Вот какая пена».

Цельдать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.

• Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.

• Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;

• Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;

• Прививать привычку убирать за собой игрушки;

• Обращать внимание на свой внешний вид;

• Закреплять навыки вежливой культуры за столом;

• Продолжать учить складывать одежду;

• Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»

• Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

• Практическое упражнение «Носовой платок»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.

Май

• Беседа«Чистота - та же красота»

Цель: закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

• Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».

Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным

• Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»

• Игровая ситуация «Купание куклы Маши»

• Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

• Игровая ситуация«Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

• Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

• Сюжетно - ролевые игры«Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

• Упражнение «Самые аккуратные».

Цель: воспитывать опрятность.

Ожидаемый результат у детей:

• формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;

• овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;

• дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

• проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;

• правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);

• пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;

• правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.

Предполагаемый результат для родителей:

• повышение знаний для успешного развития детей;

• получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;

• укрепление связей между ДОУ и семьей.

Список используемой литературы:

1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и Л. М. Гурович-СПб. : Детство-Пресс, 2010-224 с.

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. : Просвещение, 1991.

3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.

4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/ с: пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.

5. Вершинин В. Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста : практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.

7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007

8. Иванова Н. П. Белова И. Н., Косухина Н. А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников» - Ульяновск, ИПКПРО-2004г.

9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.

10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56

11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

12. «Этическое образование дошкольника : индивидуальный подход» Иванова Н. П., Белова И. Н., Богова Л. И, Касухина Н. А., Сергеева А. П. Ульяновск 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год

Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Тема самообразования: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Особенно актуальна она сейчас, при создавшейся эпидемиологической ситуации в стране. Известно, чт...

План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...