План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
проект (младшая группа)
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu_dibirovoy_k.z.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 62 "Журавушка"» г. Нижневартовска
План по самообразованию
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста».
(на 2021 – 2022 уч. г.)
Работу выполнила:
Дибирова Кумсият Зияутдиновна
Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: создать условия для повышения профессионального роста и обновления собственных знаний о формировании простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание) :
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.
Методы деятельности:
• личный пример работников детского сада, родителей;
• обеспечение чистоты среды;
• культура общения;
• использование художественной литературы.
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков.
Месяц | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Диагностика культурно-гигиенических навыков; Цель: выявить знания и умения детей; • Разучить «Три золотых правила мытья рук» : а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная. • Учить детей пользоваться горшком; • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться; • Есть аккуратно, пользоваться ложкой; • Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик; • Практическая деятельность «Учимся умываться». Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем; • Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста». |
Октябрь | • Чтение А. Барто «Девочка чумазая»; • Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»; • Игровое упражнение «Мыльные перчатки». Цель: продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков», хорошо смывать, насухо вытирать ручки. • Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем; • Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой; • Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; • Беседа: «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней; • Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период». |
Ноябрь | • Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза). • Игровая ситуация: «Купаться любят все…» Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению; • Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания; • Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем; • Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место; • Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи); • Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»; • Экспериментирование: «Свойства воды». Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется); |
Декабрь | • Продолжать учить детей вешать полотенце на место; • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания; • Беседа: «Берегите воду». Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. • Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками; • Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду; • Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место; • Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. • Просмотр м/ф «Мойдодыр»; • Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну» |
Январь | • Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»; • Экспериментирование «Вода теплая и холодная» Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная; • Чтение: потешки «Чистая водичка»; • Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; • Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было. • Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно; Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей» |
Февраль | • Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»; • Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой; • Прививать у детей привычку мыть руки после туалета; • Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно; • Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой; • Учить пользоваться расчёской; • Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место; • Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик; • Сюжетно-ролевая игра «Семья» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». • Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций к сказке. • Просмотр м / ф «Федорино горе». • Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста. |
Март | • Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица», • Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом; • «Мое полотенце». Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем / • Формировать умение садиться за стол спокойно; • Учить правильно, нести стульчик; • Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской; • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими; • Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. • Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; • Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года). • Сюжетная игра «День рождения». Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. • Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» • Консультация для родителей «Как повысить иммунитет» |
Апрель | • Экспериментирование «Вот какая пена». Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри. • Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики. • Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом; • Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь; • Прививать привычку убирать за собой игрушки; • Обращать внимание на свой внешний вид; • Закреплять навыки вежливой культуры за столом; • Продолжать учить складывать одежду; • Игровая ситуация «К нам пришла замарашка» • Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». • Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым. |
Май | • Беседа: «Чистота - та же красота» Цель: закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. • Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки». Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным • Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса» • Игровая ситуация «Купание куклы Маши» • Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» • Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. • Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». • Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» • Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность. |
Ожидаемый результат у детей:
• формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
• овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
• дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
• проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
• правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
• пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
• правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
• повышение знаний для успешного развития детей;
• получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
• укрепление связей между ДОУ и семьей.
Список используемой литературы:
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и Л. М. Гурович-СПб. : Детство-Пресс, 2010-224 с.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. : Просвещение, 1991.
3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/ с: пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
5. Вершинин В. Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста : практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
8. Иванова Н. П. Белова И. Н., Косухина Н. А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников» - Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
12. «Этическое образование дошкольника : индивидуальный подход» Иванова Н. П., Белова И. Н., Богова Л. И, Касухина Н. А., Сергеева А. П. Ульяновск 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Материал предназначен для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста...
План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год
Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию на тему "Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Годовой план работы...
Тема самообразования: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Особенно актуальна она сейчас, при создавшейся эпидемиологической ситуации в стране. Известно, чт...
План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...