Тема самообразования: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samooobrazovanie_avtosohranennyy.docx | 44.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель МБДОУ детский сад «Алёнушка» с. Шуурмак
МР «Тес- Хемский кожуун РТ» Кунгаалай Рина Даш- ооловна
Тема: «Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Особенно актуальна она сейчас, при создавшейся эпидемиологической ситуации в стране. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Приучая детей к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей надо приучить выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей как физического, так и психического.
Цель: создать условия для повышения профессионального роста и обновления собственных знаний о формировании простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность детей.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание):
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально –коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.
Художественно –эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.
Методы деятельности:
• личный пример работников детского сада, родителей;
• обеспечение чистоты среды;
• культура общения;
• использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно- гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста.
№ | Месяц | Вид деятельности | Цель |
1 | Сентябрь | Диагностика культурно-гигиенических навыков; Разучить «Три золотых правила мытья рук»: а) перед едой б) после туалета в) после прогулки | Цель: выявить знания и умения детей по соблюдению правил личной гигиены. |
Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная. Находить своё полотенце и уметь им пользоваться; Есть аккуратно, пользоваться ложкой; Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик; | |||
Практическая деятельность «Учимся умываться». | Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем; | ||
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» | |||
2 | Октябрь | Чтение А. Барто «Девочка чумазая»; Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»; Игровое упражнение «Мыльные перчатки». |
|
Беседа: «Доброе утро, расчёска!» | Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней; | ||
Рекомендации родителям: «Как одеть ребёнка осенью». | |||
3 | Ноябрь | Чтение: потешки «Водичка, водичка». | Цель: Выучить с детьми потешку, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза). |
•Игровая ситуация: «Купаться любят все…» | Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению; Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания; Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем; Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место; Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи); |
•Игровая ситуация: «Купаться любят все…» | Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению; Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания; Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем; Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место; Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи); | ||||
Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка к аккуратности»; | |||||
Экспериментирование: «Свойства воды». | Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется); | ||||
4 | Декабрь | • Продолжать учить детей вешать полотенце на место; • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания; | |||
Беседа: «Берегите воду». | Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. • Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками; Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду; Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место; | ||||
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Просмотр м/ф «Мойдодыр»; Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну» | Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
| ||||
5 | Январь | Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»; Экспериментирование «Вода теплая и холодная» | Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная; | ||
•Чтение: потешки «Чистая водичка»; • Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; • Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». | Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было. | ||||
Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» | Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно; | ||||
Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей» | |||||
6 | Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»; | Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой; • Прививать у детей привычку мыть руки после туалета; • Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно; • Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой; • Учить пользоваться расчёской; • Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место; • Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик; | ||
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». • Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций к сказке. • Просмотр м / ф «Федорино горе». • Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста | |||||
7 | Март | Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица», | Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом; | ||
«Мое полотенце». | Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем Формировать умение садиться за стол спокойно; Учить правильно, нести стульчик; Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской; Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими; | ||||
Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» | Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. | ||||
Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; • Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года). | |||||
Сюжетная игра «День рождения».
| Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. | ||||
Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» | |||||
Консультация для родителей «Как повысить иммунитет ребёнку» | |||||
8 | Апрель | Экспериментирование «Вот какая пена». | Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри. | ||
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» | Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики. • Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом; • Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь; • Прививать привычку убирать за собой игрушки; • Обращать внимание на свой внешний вид; • Закреплять навыки вежливой культуры за столом; • Продолжать учить складывать одежду; | ||||
Игровая ситуация «К нам пришла замарашка» Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». | |||||
Практическое упражнение «Носовой платок» | Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым. | ||||
9 | Май | Беседа: «Чистота - та же красота» | Цель: закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе | ||
| Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки». Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса» Игровая ситуация «Купание куклы Маши» Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» | Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным
| |||
Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». | Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. | ||||
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» Упражнение «Самые аккуратные». | Цель: воспитывать опрятность. |
Ожидаемый результат у детей:
• формирование у детей таких положительных качеств и привычек,как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
• овладение детьми культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
• дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
• проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
• правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
•пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
•правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
• повышение знаний для успешного развития детей;
• получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
• укрепление связей между ДОУ и семьей.
Список используемой литературы:
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
5. Вершинин В. Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
8. Иванова Н. П. Белова И. Н., Косухина Н. А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников» - Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
12. «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н. П., Белова И. Н., Богова Л. И, Касухина Н. А., Сергеева А. П. Ульяновск 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и раздеваться» включает в себя:1....
Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»
Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем» включает в себя:1....
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный, игровой.Сроки реализации проекта: ...
План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год
Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...
Самообразование по теме «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
1 младшая группа...
План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, п...
План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...