Программа по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Дьякова Наталья Григороьевна

Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Программа по самообразованию

«Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста»

Разработала:

воспитатель

Дьякова Наталья Григорьевна

Пояснительная записка

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.

Срок освоения программы: 1 уч. год.

Нормативные документы для разработки программы:

  1. Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 N 31от 08.11.2022 N 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  7. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 3 «Ласточка»
  8. Рабочая программа воспитателя группы детей раннего возраста Дьяковой Н.Г.

Актуальность темы по самообразованию

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.

Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.

Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.

Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.  

Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.

Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.

Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

Цель и задачи

Цель:

Совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
  2. Создать условия для формирования КГН у воспитанников, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Обеспечить психологически комфортное образовательное пространство для детей посредством поддержки эмоционального благополучия и индивидуального сопровождения.
  4. Разработать и внедрить в практику работы учебно-методический комплект, способствующий формированию культурно-гигиенических навыков детей.
  5. Провести мониторинг сформированности культурно-гигиенических навыков детей (вводную и итоговую диагностику).
  6. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по данной теме.
  7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования у малышей навыков элементарной гигиены и самообслуживания.
  8. Обобщить и представить накопленный педагогический опыт коллегам и родителям.

Предполагаемые результаты

Для детей:

1. У ребенка сформировано элементарное умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом.

2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение различных предметно-практических действий по самообслуживанию: умеет пользоваться индивидуальными предметами гигиены, одеваться, обуваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

3. Ребенок обладает элементарными начальными знаниями о себе, знает значение гигиенических процедур и правил для здорового образа жизни.

4. Знает разнообразные народные игры с речевым сопровождением, песенки, потешки, стишки, прибаутки, которые касаются формирования КГН.

5. Сформированы элементарные игровые действия на основе обыгрывания произведений русского народного фольклора.

6. Развито желание в соблюдении правил личной гигиены.

Для воспитателя:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
  2. Разработан учебно-методический комплект: картотеки потешек и прибауток на различные виды культурно-гигиенических действий, обучающие игры и упражнения, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для родителей:

  1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у своих детей культурно-гигиенических навыков.
  2. Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
  3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
  4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада.

Направления деятельности по самообразованию и формы отчета

Направления

Формы отчета

1. Изучение научной и методической литературы по теме.

2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности.

3. Разработка проектов по формированию КГН.

4. Проведение вводной и итоговой диагностики.

5.  Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

7. Взаимодействие с коллегами.

8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

  1. Открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы.
  2. Публикации.
  3. Презентации.
  4. Выступления на педсоветах.

План деятельности по теме самообразования

  1. Изучение методической литературы

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

Педагогический продукт

1.

Изучить методические пособия и публикации по формированию у детей культурно-гигиенических навыков


  1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: Сфера, 2009.
  3. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПб: Акцидент, 2008.
  4. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинф, 2018.
  5. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей. – М.: Карапуз, 2016.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М: Просвещение, 1997.

Сентябрь-октябрь

Выбраны методические пособия для работы по теме самообразования

2.

Выбрать из пособий методический и практический материал для образовательных и досуговых мероприятий.

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2.  Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. - М.: Сфера, 2010.
  4. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  5. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010.
  6. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.

Сентябрь-октябрь

Конспекты образовательных

 и досуговых мероприятий.  

3.

Составить картотеки по формированию КГН на основании методических пособий.

  1. Павлова Л.Н.: Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет.: Гном, 2005.
  2. Ветрова В. Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.
  4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
  5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Игровой комплект. М.: Айрис-Пресс, 2007.
  6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.

Ноябрь

март

Картотеки и игры

по формированию КГН

  1. Методическая работа по самообразованию

1.

Пройти обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме;

-  обучение на онлайн-вебинарах,

- изучение опыта других педагогов по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

В течение

года

Дипломы и сертификаты.

2

Разработать учебно-методический комплект

  1. Составить картотеку «Потешки на умывание»: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Мою ручки до локтей», «Тот, кто будет куп-куп», «Ай, лады, лады, лады», «Руки чисто мою», «Зайка начал умываться» и др.

Октябрь

Картотека «Потешки на умывание».

  1. Составить картотеку «Потешки на расчесывание»: «Расти коса до пояса», «Уж я косу заплету», «Чешу, чешу волосоньки» и др.
  2. Разработать дидактические игры и игровые упражнения «Что нужно надеть?», «Найди матрёшке шарфик», «Подбери туфельку», «Покажи такое же», «Чистим зубки», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Покормим куклу Машу» и др.

Ноябрь

 

Картотека «Потешки на расчесывание».

Составить картотеку «Потешки про ЗОЖ»: «Малыши-крепыши», «Большие ноги шагали по дороге», «Не боимся мы воды», «Этот пальчик хочет спать», «Руки надо с мылом мыть» и др.

Декабрь

Картотека «Потешки про ЗОЖ».

Составить картотеку «Потешки на одевание»: «Кто в обновку нарядится?», «Вот они, сапожки», «Завяжи потуже шарф», «Валенки, валенки» и др.

Январь

Картотека «Потешки на одевание».

Составить картотеку «Потешки при кормлении»: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку», «На моей тарелочке», «Бери ложку, бери хлеб», «Кастрюля-хитрюля», «Каша манная варилась» и др.

Февраль

Картотека «Потешки при кормлении».

Разработать сенсорные игры «Перевяжи ножку кукле», «Зашнуруй сапожок», «Разноцветные пуговки», «Веселые замочки» и др.

Март

Сенсорные игры.

  1. Разработать сценарий краткосрочной образовательной практики «Чистые игрушки».
  2. Разработать игровой алгоритм «Как мы одеваемся зимой», «Что мы возьмём на прогулку», «Идём в гости».

Апрель

Сценарий КОП «Чистые игрушки».

Конспекты игровых ситуаций.

3

Обогатить развивающую предметно-пространственную среду

 

  1. Оформить в группе развивающие зоны, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: «Парикмахерская», «Уголок ряжения», «Поликлиника», «Кукольное кафе».
  2. Оснастить пространство группы оборудованием и атрибутами к различным играм по формированию культурно-гигиенических навыков.
  3. Внести пособия и предметы, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по методической теме: специальные картинки, книги, альбомы и другой иллюстративный и демонстрационный материал.

Сентябрь – декабрь

Обновлять в течение года

Оформлены Игровые Центры, в которых разнообразные предметы,

оборудование и пособия по теме.

  1. Работа с детьми

1

Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду

  1. Применять такие педагогические приемы как поощрение, подбадривание, похвала, позволяющие ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
  2. Соблюдать   принцип индивидуализации в воспитании, обучении и развитии ребенка раннего возраста.
  3. Учитывать важнейшие для полноценного психического развития малыша моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям, развитие инициативности и любознательности.

Постоянно

Создана психологически безопасная и комфортная для ребенка образовательная среда.

2

Мониторинг деятельности

  1. Провести диагностические наблюдения по сформированности культурно-гигиенических навыков.
  2. Проанализировать полученные данные.
  3.  Соотнести полученные результаты с планируемыми результатами.

Октябрь  

Май

Результаты диагностики.

Аналитическая справка по результатам диагностики.

3.

Методы взаимодействия с детьми

- игровые упражнения, приемы и игровые обучающие ситуации;

- практический показ;

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены;

- сочетание словесного и наглядного методов, используя специальные наборы материалов, разнообразные сюжетные картинки, символы;

- сюжетно-ролевые игры;

- поощрение, похвала.

В течение года

Организовано методически грамотное взаимодействие

 с детьми.

4.

Применяемые технологии

1.Здоровьесберегающие. Цель - создаю условия для сохранения и укрепления физического здоровья детей.

2.Личностно-ориентированные. Цель - создаю комфортные условия для развития и саморазвития личности дошкольников.

3.Игровые технологии. Цель - формирую посредством игры культурно-гигиенические навыки.  

В течение года

Применены технологии ЗОЖ, разработаны картотеки.

  1. Работа с родителями

1

Разработка консультаций и рекомендаций для родителей

  1. «Роль потешек и прибауток в формировании культурно-гигиенических навыков у ребенка».
  2. «Как формировать у ребенка навыки личной гигиены».
  3. «Развивающие игры, способствующие самостоятельности детей раннего возраста».

Ноябрь

Январь

Апрель

Консультации

2

Разработка буклетов папок-передвижек:

  1. «Соблюдаем режим дня».

  1. «Игры-шнуровки для развития мелкой моторики детей».
  2. «Как научить малыша одеваться самостоятельно».
  3.  «Знакомимся с пуговицами».

Декабрь  

Февраль

 

Март

Апрель

Буклеты и папки-передвижки

3

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

  1. Провести совместно с родителями и для родителей:

- открытые образовательные мероприятия (НОД); «Фольклорные игры для малышей», «Учимся одеваться»;

-  развлечения: «У бабушки Матрёны», «Мамины помощники»;

- мастер-класс «Методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей».

  1. Организовать дистанционную форму сотрудничества с родителями через социальные сети и мессенджеры (в ВКонтакте, Сферум).

3. Создать электронную библиотеку для родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.  

В течение года,

по плану работы с родителями

Сценарии и конспекты образовательных

 и досуговых мероприятий с участием родителей

  1. Взаимодействие с педагогами

1

Взаимодействие с педагогами

  1. Провести совместные с педагогами и специалистами ДОУ мероприятия и развлечения, способствующие развитию самостоятельности детей и формированию КГН:

- драматизация произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»;

- развлечение «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

  1. Провести мастер-класс «Эффективные формы взаимодействия с родителями по формированию у детей культурно-гигиенических навыков».

В течение года,

по плану работы с коллегами

Сценарии мероприятий.

Сценарий

мастер-класса.

  1. Обобщение результатов по теме самообразования

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

  1. Анализ и оценка деятельности.
  2.  Подготовка отчетов.
  3. Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

4. Представление опыта работы в форме:

- презентации «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»;

- выступлений «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию культурно-гигиенических навыков у воспитанников», «Дидактические игры для детей по обучению правилам личной гигиены»;

- публикации «Эффективные методы обучения детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам»,

- оформления методической папки «Формы и методы работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков».  

Апрель –

май

Отчет по теме самообразования.

Аналитическая справка по мониторингу КГН.

Презентация.

Тексты выступлений.

Публикация.

Методическая папка.

Литература

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2.  Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.
  3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
  4.  Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5.  Ветрова В. Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
  6. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПб: Акцидент, 2008.
  7.  Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера,                    2010.
  8.  Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  9.  Картушина М.Ю. Забавы для малышей. - М.: Сфера, 2010.
  10.  Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Игровой комплект. М.: Айрис-Пресс, 2007.
  11. Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: Сфера, 2009.
  12.  Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
  13. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинф, 2018.
  14.  Павлова Л.Н.: Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет.: Гном, 2005.
  15.  Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.    
  16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М: Просвещение, 1997.
  17.  Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012.
  18.  Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
  19. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей. – М.: Карапуз, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Составила: Воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР «Детский сад№239»План по самообразованию«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»  Ак...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...