Программа по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста»
Разработала:
воспитатель
Дьякова Наталья Григорьевна
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Срок освоения программы: 1 уч. год.
Нормативные документы для разработки программы:
- Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 N 31, от 08.11.2022 N 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 3 «Ласточка»
- Рабочая программа воспитателя группы детей раннего возраста Дьяковой Н.Г.
Актуальность темы по самообразованию
Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.
Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.
Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.
Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.
Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.
Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Цель и задачи
Цель: | Совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков. |
Задачи: |
|
Предполагаемые результаты
Для детей: | 1. У ребенка сформировано элементарное умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом. 2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение различных предметно-практических действий по самообслуживанию: умеет пользоваться индивидуальными предметами гигиены, одеваться, обуваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. 3. Ребенок обладает элементарными начальными знаниями о себе, знает значение гигиенических процедур и правил для здорового образа жизни. 4. Знает разнообразные народные игры с речевым сопровождением, песенки, потешки, стишки, прибаутки, которые касаются формирования КГН. 5. Сформированы элементарные игровые действия на основе обыгрывания произведений русского народного фольклора. 6. Развито желание в соблюдении правил личной гигиены. |
Для воспитателя: |
|
Для родителей: |
|
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления | Формы отчета |
1. Изучение научной и методической литературы по теме. 2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности. 3. Разработка проектов по формированию КГН. 4. Проведение вводной и итоговой диагностики. 5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования. 6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. 7. Взаимодействие с коллегами. 8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования. |
|
План деятельности по теме самообразования
- Изучение методической литературы
Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки выполнения | Педагогический продукт | |
1. | Изучить методические пособия и публикации по формированию у детей культурно-гигиенических навыков |
| Сентябрь-октябрь | Выбраны методические пособия для работы по теме самообразования |
2. | Выбрать из пособий методический и практический материал для образовательных и досуговых мероприятий. |
| Сентябрь-октябрь | Конспекты образовательных и досуговых мероприятий. |
3. | Составить картотеки по формированию КГН на основании методических пособий. |
| Ноябрь март | Картотеки и игры по формированию КГН |
| ||||
1. | Пройти обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме; - обучение на онлайн-вебинарах, - изучение опыта других педагогов по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. | В течение года | Дипломы и сертификаты. |
2 | Разработать учебно-методический комплект |
| Октябрь | Картотека «Потешки на умывание». |
| Ноябрь
| Картотека «Потешки на расчесывание». | ||
Составить картотеку «Потешки про ЗОЖ»: «Малыши-крепыши», «Большие ноги шагали по дороге», «Не боимся мы воды», «Этот пальчик хочет спать», «Руки надо с мылом мыть» и др. | Декабрь | Картотека «Потешки про ЗОЖ». | ||
Составить картотеку «Потешки на одевание»: «Кто в обновку нарядится?», «Вот они, сапожки», «Завяжи потуже шарф», «Валенки, валенки» и др. | Январь | Картотека «Потешки на одевание». | ||
Составить картотеку «Потешки при кормлении»: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку», «На моей тарелочке», «Бери ложку, бери хлеб», «Кастрюля-хитрюля», «Каша манная варилась» и др. | Февраль | Картотека «Потешки при кормлении». | ||
Разработать сенсорные игры «Перевяжи ножку кукле», «Зашнуруй сапожок», «Разноцветные пуговки», «Веселые замочки» и др. | Март | Сенсорные игры. | ||
| Апрель | Сценарий КОП «Чистые игрушки». Конспекты игровых ситуаций. | ||
3 | Обогатить развивающую предметно-пространственную среду
|
| Сентябрь – декабрь Обновлять в течение года | Оформлены Игровые Центры, в которых разнообразные предметы, оборудование и пособия по теме. |
| ||||
1 | Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду |
| Постоянно | Создана психологически безопасная и комфортная для ребенка образовательная среда. |
2 | Мониторинг деятельности |
| Октябрь Май | Результаты диагностики. Аналитическая справка по результатам диагностики. |
3. | Методы взаимодействия с детьми | - игровые упражнения, приемы и игровые обучающие ситуации; - практический показ; - упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; - систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены; - сочетание словесного и наглядного методов, используя специальные наборы материалов, разнообразные сюжетные картинки, символы; - сюжетно-ролевые игры; - поощрение, похвала. | В течение года | Организовано методически грамотное взаимодействие с детьми. |
4. | Применяемые технологии | 1.Здоровьесберегающие. Цель - создаю условия для сохранения и укрепления физического здоровья детей. 2.Личностно-ориентированные. Цель - создаю комфортные условия для развития и саморазвития личности дошкольников. 3.Игровые технологии. Цель - формирую посредством игры культурно-гигиенические навыки. | В течение года | Применены технологии ЗОЖ, разработаны картотеки. |
| ||||
1 | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей |
| Ноябрь Январь Апрель | Консультации |
2 | Разработка буклетов папок-передвижек: |
| Декабрь Февраль
Март Апрель | Буклеты и папки-передвижки |
3 | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования |
- открытые образовательные мероприятия (НОД); «Фольклорные игры для малышей», «Учимся одеваться»; - развлечения: «У бабушки Матрёны», «Мамины помощники»; - мастер-класс «Методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей».
3. Создать электронную библиотеку для родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. | В течение года, по плану работы с родителями | Сценарии и конспекты образовательных и досуговых мероприятий с участием родителей |
| ||||
1 | Взаимодействие с педагогами |
- драматизация произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; - развлечение «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
| В течение года, по плану работы с коллегами | Сценарии мероприятий. Сценарий мастер-класса. |
| ||||
Описание и обобщение деятельности по теме самообразования |
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. 4. Представление опыта работы в форме: - презентации «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»; - выступлений «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию культурно-гигиенических навыков у воспитанников», «Дидактические игры для детей по обучению правилам личной гигиены»; - публикации «Эффективные методы обучения детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам», - оформления методической папки «Формы и методы работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков». | Апрель – май | Отчет по теме самообразования. Аналитическая справка по мониторингу КГН. Презентация. Тексты выступлений. Публикация. Методическая папка. |
Литература
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.
- Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ветрова В. Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
- Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПб: Акцидент, 2008.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010.
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей. - М.: Сфера, 2010.
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Игровой комплект. М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: Сфера, 2009.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинф, 2018.
- Павлова Л.Н.: Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет.: Гном, 2005.
- Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М: Просвещение, 1997.
- Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
- Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей. – М.: Карапуз, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Составила: Воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР «Детский сад№239»План по самообразованию«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста» Ак...
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...