Программа саморазвития «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Здоровый малыш».
рабочая программа (младшая группа)
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_programma_elina.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Урайский специализированный «Дом ребенка»
Программа саморазвития
воспитателя
Елиной Зинаиды Ивановны
«Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
«Здоровый малыш».
на 2020-2021 годы
Автор программы:
Воспитатель
Елина З.И.
СОДЕРЖАНИЕ
- Анализ ситуации.
- Цель, задачи программы.
- Новизна.
- Планируемые результаты.
- Виды интеграции образовательной области "Здоровье".
- Формы образовательной деятельности.
- Система работы.
- Этапы реализации.
- Диагностический инструментарий
- Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
- Список используемых источников.
- Перспективный план воспитание культурно-гигиенических навыков 2020-2021 года.
1.Анализ ситуации.
Данная программа «Здоровый малыш» рассчитана для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Формирование гигиенических навыков и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста. При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Актуальность программы «Здоровый малыш»
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена». Перед детским домом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Детям с ранних лет прививают гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.). Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развита тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.
Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями с трудом и большой задержкой усваивает культурно-гигиенические умения и навыки. Коррекционная работа включает многократные тренировки по их усвоению. Очень важна последовательность в обучении. Например, ребенку легче сначала научиться мыть руки, намыливая их до появления пены, а на следующем этапе - умывать лицо. В период обучения тем или иным умениям исключают любые неприятные ощущения, которые могут вызвать стойкое нежелание делать что-либо.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Следовательно, если я создам и реализую проект, то это: будет способствовать развитию навыков самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.
Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
2.Цель, задачи
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать воспитателей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
- Формирование у дошкольников основы здорового образа.
3.Новизна программы:
Педагогический коллектив нашего «Дома ребенка» работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, и для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников я разработала программу «Здоровый малыш». Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у наших детей во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в «Доме ребенка» создание условий для осуществления педагогического процесса.
Ведущими целями программы являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В данной программе в раздел «здоровье» включена работа по привитию культурно-гигиенических навыков и обучению самообслуживанию.
Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. В связи с контингентом воспитанников, с их диагнозами, возникла проблема в использовании оздоровительных технологий по культурно-гигиеническим навыкам в режиме дня через все виды деятельности детей, используя проблемный и игровой метод.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: воспитатели, дети.
Возраст детей. Образовательная программа «Здоровый малыш» рассчитана на детей дошкольного возраста 2-4 лет (разновозрастной группы) с ограниченными возможностями здоровья. Формирование почти всех навыков осуществляется в течение всего года постоянно и практически одновременно.
4.Планируемые результаты
Предполагаемый результат прораммы для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях «Дома ребенка»:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
- пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой).
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками, вилкой; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Сроки реализации программы «Здоровый малыш».
Программа реализуется в течение одного года.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Здоровье»
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Задачи:– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
5. Виды интеграции образовательной области "Здоровье"
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека) «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека) | «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье») «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье») |
Перечень программ и технологий |
Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" /под ред.В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп.-Мозаика-Синтез, 2006 |
Перечень пособий | Безруких М.М. «Разговор о правильном питании» - М.: Олма-пресс, 2000 Яковлева Т.С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М.:Школьная пресса, 2006 Моргунува О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - «Воронеж» 2007 Ковалько В.Н. «Азбука физкультминуток для дошкольников» - «Вако» 2006г Козырева О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников» - «Просвещение» 2007 |
6.Формы образовательной деятельности
·Игра ·Ситуативный разговор ·Беседа ·Рассказ ·Чтение ·Интегративная деятельность ·Проблемная ситуация ·Проектная деятельность | ·Во всех видах самостоятельной деятельности детей |
.
6. СИСТЕМА РАБОТЫ
Паспорт проекта: долгосрочный, игровой
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020-июнь 2021г.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий :
здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
информационно-коммуникативные ( презентации, интернет ресурсы)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений.
7.Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, воспитателями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап – организационный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. | Рассматривают иллюстрации. |
2 этап – основной | |
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему: | Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. |
3 этап - заключительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Описывает и анализирует работу над проектом. | Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. |
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформиро- ванности |
1 |
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
- Навыки опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
- действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;
- неумение выполнять действие - «1».
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
уровень | низкий | средний |
баллы | 0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов |
Перспективный план воспитание культурно-гигиенических навыков 2020-2021 года.
Месяц |
Тема | Программное содержание |
Формы работы |
Октябрь | «Оденем куклу», «В гости Катя к нам пришла» | Учить мыть руки с небольшой помощью взрослого; - Держать ложку в правой руке, тщательно пережёвывать пищу, выражать желание есть самостоятельно; - Знать свои вещи, радоваться чистой одежды; - Отражать в игре процесс умывания. | Фольклор: «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щёчки» (картотека потешек) Подвижные игры: «Зайка серый умывается» Дидактические упражнения: «Умоем куклу», «Мы купаем куклу Таню»; Развитие моторики: «Ножками потопаем» (перспективный план для развития мелкой и общей моторики) Психогимнастика: «Медвежата в берлоге», «Сова» |
Ноябрь | «Чистая водичка, отмоет руки чисто» | - Закрепить умение с небольшой помощью взрослого мыть руки, умываться; - Обращаться за помощью к взрослому в устранении неприятных моментов – грязные руки, неопрятность в одежде; - Учить вешать одежду и ставить обувь на место; - Учить по показу взрослого и частичной его помощи снимать и надевать одежду. | Фольклор: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…», «Ходит котик с веником», «Маша варежку надела» (картотека потешек) Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки», «Зайка серый умывается» Дидактические упражнения: «Кукла хочет спать», «Оля проснулась» Развитие моторики: «Веселые лягушки». |
Декабрь | «Кукла заболела» | - Учить использовать посуду по назначению, закрепить её названия; - Закрепить умение снимать и надевать одежду, складывать её на место; - Побуждать самостоятельно, пользоваться носовым платком и салфеткой | Фольклор: «Ах, как долго мы гуляли», «У хозяйки-белочки» Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки» Дидактические игры: «Накормим куклу Машу»; Общая моторика: «Две подружки» |
Январь | «Кукла идет на прогулку» | - Правильно держать ложку. Есть аккуратно. - Замечать неполадки в одежде - Надевать одежду в определенном порядке. | Фольклор: Папка: «Песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом» Дидактические игры: «У Ванюши день Рождения». Пальчиковая гимнастика: «Три Катюшки» |
Февраль | «Умывалочка» | - Приучать с помощью взрослого, правильно и в нужной последовательности мыть лицо и руки. - Снимать и надевать одежду в нужной последовательности. - Аккуратно выходить из-за стола. | Фольклор: Хлюп, хлюп ручками, полон мыла таз. Дидактические игры: «Вот проснулась кукла Даша» Общая моторика: «Гости». |
Март | «Мыльные перчатки» | - Приучать перед умыванием подворачивать рукава. - Складывать и вешать вещи в свой шкафчик или на стул - Выходить из-за стола после приема пищи. - Приводить в порядок свой внешний вид. | Фольклор: Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая. Ситуационный момент: «Кто рукавчик не засучит, Тот водичку не получит.» Дидактические игры: «В гости к мишке мы пришли» Мелкая моторика: «Подберем одежду для куклы» |
Апрель | « Носики - курносики»; | - Приучать правильно и досуха вытирать руки полотенцем, после умывания - Отражать в игре процесс одевания. - Пользоваться салфеткой самостоятельно. - Своевременно сообщать о своих естественных потребностях. | Фольклор: «Водичка, водичка», «Ах, как долго мы гуляли»; Подвижные игры: «Мы на пухлые ручонки, Надеваем рубашонку»; Дидактические игры: «Оденем мишку на прогулку» Общая моторика: «Мы скачем по дорожке» Мелкая моторика «Лесенка» |
Май | «Я кукла Маринка» | - Закрепить умение снимать и надевать одежду, складывать её на место; - Обращаться за помощью к взрослому в устранении неприятных моментов – грязные руки, неопрятность в одежде; - Закреплять умение перед умыванием подворачивать рукава. - Приучать самостоятельно, пользоваться носовым платком и салфеткой. - Кушать аккуратно. | Фольклор: « Ешь, собачка: ам, ам, ам. Я собачке каши дам!» Подвижные игры: «Зайка серый умывается» Дидактические игры: «Волшебный мешочек» Психогимнастика : Мелкая моторика: «С ветки ягоды снимаю». |
- Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя, медсестра, психолог.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.
Технические условия: магнитофон, телевизор.
Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.
11.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Н.Е. Веракса. М.А. Васильева, Т.С.Комарова примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»– М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».
Приобщение детей с самого раннего возраста к художественной литературе является первоочередной задачей для педагогов общео...
Презентация выступления:«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Занятие представляло собой постановку пьесы в одном действии, трёх картинах по мотивам русской народной сказки «Коло...
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...
методическая разработка : ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая разработка...
Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""
Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Консультация для родителей...
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, ...