«Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

            Емельянова Светлана

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Кафедра дошкольного, дополнительного образования

и воспитания

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема «Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности»

 

ВЫПОЛНИЛА:

Емельянова Светлана Владимировна,

Музыкальный руководитель, МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №47, город Североморск


 РУКОВОДИТЕЛЬ:

Зимина Юлия Николаевна,

старший преподаватель кафедры ДДОиВ

 

 

 

 

 

Мурманск

2021г.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………...3

Основная часть

Система работы детского сада с семьями воспитанников………………4

Взаимодействие с семьями в музыкальной деятельности…………........7

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………….....11

Приложение……………………………………………………………….12

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Семья – это естественная среда развития ребенка, в которой закладывается будущее личности. Когда ребенок поступает в ДОУ, то автоматически создается треугольник: родители, ребенок, педагоги. Родители становятся социальными заказчиками ДОУ, так как взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Актуальность: Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.  Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Задача: Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.

Цель: Формирование активной позиции родителей как участников  музыкально- образовательного процесса.

Участники: Родители и воспитанники групп,  музыкальный руководитель, воспитатели и специалисты МБДОУ.

 

Основная часть

1.1 Система работы нашего детского сада с семьями воспитанников включает в себя пять этапов:

I этап – рекламный. ( см. Приложение 1)

Цель: пропаганда и популяризация дошкольного образования.

Формы, методы и приёмы работы с родителями на Iэтапе: родительское собрание до поступления ребёнка в детский сад, с применением мультимедийной презентации, рекламного буклета, экскурсии по детскому саду; фотовыставки, стенгазеты и различные стенды, размещённые в группах и по коридорам детского сад; приглашение родителей посетить детский сад вместе с ребенком до постоянного посещения, чтобы познакомиться с  условиями группы.

II этап–диагностический. ( см. Приложение 2)

Цель: изучение семьи - выявление уровня осведомленности и образовательных потребностей родителей.

Формы, методы и приёмы работы с родителями на IIэтапе: личные беседы, анкетирование, специальные закрытые ящики с надписью «Почта», в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе ДОО в целом и группы в частности, посещение семьи на дому (патронаж).

III этап – выбор наиболее эффективных форм работы с семьей. ( см. Приложение 3)

IV этап –  внедрение выбранных форм работы с семьёй. ( см. Приложение 4)

Цель: повышение   психолого-педагогической компетенции родителей, привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.

На данных этапах осуществляется выбор и  применение наглядно-информационных, индивидуальных и общих (фронтальных) форм  работы с родителями

 

 

Vэтап  –контрольный. ( см. Приложение 5)

Цель: изучение результатов взаимодействия дошкольной организации с семьей.

 

На V этапе работа педагогов  заключается в сборе и обработке информации  о степени удовлетворённости родителей результатами образовательного процесса за учебный год. Полученные аналитические данные используются воспитателями и специалистами ДОО для корректировки перспективного и календарного планирования работы с родителями в следующем учебном году.

Таким образом, опираясь на систему работы детского сада с родителями я подобрала следующие формы работы необходимые для вовлечения родителей в музыкально – творческую деятельность:

1.2. Взаимодействие   с семьей в музыкальной деятельности  осуществляется в следующих формах:

  • Открытые музыкальные занятия, «День открытых дверей».

Целью является повышение родительской компетентности в  сфере всех видов музыкальной деятельности;  индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; по закреплению навыков и умений, приобретённых в в детском саду.

  • Видео материалы моментов музыкальных занятий и участий в проектах сада, на страничках в соц. сетях, в группе МБДОУ, где родители могут оставлять комментарии, предложения, идеи для развития или организации творческих исполнений и участий в конкурсах с детьми. А так же пройти анкетирование в электронном формате.
  • Мастер-классы, тренинги, занятия-практикумы.

Целью является приобретение родителями практических навыков музыкального развития (здоровьесберегающих технологий: дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, , речевые игры с инструментальным сопровождением и т. д); Знакомство и использование Орф технологии на совместных практикумах с родителями и детьми. С целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра, кроссворды.).

 

  • Музыкальные проекты « Топни ножка моя», «Битва хоров», «Татр – Творчество – Дети»

С целью повысить интерес детей и родителей к пению, хореографии, театральной деятельности; Воспитывать желание принимать участие в конкурсах, играх и развлечениях, выполнять правила поведения на общих мероприятиях.

  • Конечно, самой распространенной формой являются совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние ярмарки», «8 Марта», «Масленичные гуляния», «Папа, мама, я  - спортивная семья»).

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

Подготовка отдельных номеров;

Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

Помощь в оформлении помещения;

Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

  • Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;

Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

Значимости музыкального воспитания детей;

Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

Фотографии занятий, выступлений.

  • Индивидуальные беседы с родителями.
  • Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей,

  • Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте и как это сделать правильно (в каком песенном диапазоне, певческая установка, правильное дыхание и т. д.)  

 

Заключение

Считаю, что если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. А значит:

1) повысится уровень развития музыкальных способностей детей:

2)повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они станут активными участниками педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;

3) возрастёт уровень внимания родителей к жизни ребенка в ДОУ;

4) родители станут более компетентными в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

5) обогатится опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.

 

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию. Организация взаимодействия музыкального руководителя с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 

Список литературы:

1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. - С.52-58.

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4. – С. 66.

3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. – С. 80.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1. С.120.

5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М : Сфера, 2004.

7. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – С. 82.

8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С. 139.

9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2006 С.81.

10. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.- С. 53.

11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.-  С. 29.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

image

 

Приложение 5

 

Мероприятия и план работы с родителями:

Сентябрь

1.Познакомить родителей с возрастными особенностями детей каждой группы и задачами музыкального воспитания на родительских собраниях.

 

2.День открытых дверей «Наш любимый детский сад».

 

3.Консультация «Музыкальное воспитание в семье» (младшие группы)

4.Квест «Экологические тропинки» (старшие группы)

Октябрь

5.Консультация «Учим ребенка слушать музыку» (младшие группы)

 

6.Участие в подготовке и проведении Осенних праздников (изготовление костюмов и атрибутов) (все группы).

7.Конкурсы чтецов (старший возраст)

8.Фестивали чтецоы(младший возраст)

Ноябрь

9.Консультация «Музыкотерапия и ее влияние на человека». (подг. гр.)

 

10. Беседа «Создание условий для воспитания музыкой ребенка дома» (средние группы)

11.Проект «Топни ножка моя» старшие группы)

 

Декабрь

12.Консультация «Родителям о музыкальном воспитании дошкольников». (все группы)

 

13.Участие в подготовке Новогоднего утренника. (все группы)

 

Январь

14.Беседа «Воспитание интереса у детей к музыке». (средние гр.)

 

15.Конкурсы чтецов (старший возраст)

16.Фестивали чтецов(младший возраст)

 

17. «Научите ребенка слушать музыку». Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детям дома

Февраль

18.«В гостях у Масленицы» (совместный досуг)

 

2.Консультация «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка»

19.Папа, мам, я – спортивная семья ( совместный досуг)

20. Консультация «Культура досуга в семье» (средние группы)

21.Олимпиада «Спорт в жизни семьи» (старший возраст)

Март

22. Участие родителей в изготовлении атрибутов и костюмов к празднику «8 Марта» (все группы)

 

23. Консультация "Формирование основ музыкальной культуры"

Апрель

24.Круглый стол «Как воспитать творческую активность у детей» (подготовительные группы)

 

25. Семинар-практикум «Формирование ритмического, динамического и тембрового слуха у детей». (средние группы)

26. Конкурсы чтецов (старший возраст)

27.Фестивали чтецов(младший возраст)

 

Май

1.Беседа о музыкальных способностях детей по результатам итоговой диагностики. (все группы)

 

2. Консультация «Роль пения в обучении детей правильной речи»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАУДПО МО «Институт развития образования» ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема «Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности» ВЫПОЛНИЛА: Емельянова Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель, МБДОУ ЗАТО г. Североморск д /с №47, город Североморск РУКОВОДИТЕЛЬ: Зимина Юлия Николаевна, старший преподаватель кафедры ДДОиВ Мурманск 2021

Слайд 2

Актуальность: Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Задача: Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Цель: Формирование активной позиции родителей как участников музыкально- образовательного процесса. Участники : Родители и воспитанники групп, музыкальный руководитель, воспитатели и специалисты МБДОУ.

Слайд 3

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОО С СЕМЬЁЙ I этап – рекламный II этап – диагностический III этап – выбор наиболее эффективных форм работы с семьёй. Педагогическое просвещение родителей. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе ДОО. V этап – контрольный IV этап – внедрение выбранных форм работы с семьёй

Слайд 4

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Общие (фронтальные): родительские собрания, семейный клуб, рекламные дни, презентация ДОО, практикумы, тренинги. Индивидуальные, подгрупповые: ежедневное непосредственное общение с родителями, беседы, консультации, библиотечка семейного чтения, телефон доверия, тетрадь отзывов и предложений. Наглядно-информационные: газеты, тематические выставки, ширмы- раскладки, папки- передвижки, фотоальбомы, фотостенды, рекламные объявления, информация на сайте ДОО.

Слайд 5

ФОРМЫ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Участие родителей в административно-хозяйственной работе ДОО: в работе Совета ДОО, в работе родительского комитета ДОО, в субботниках по уборке и озеленению участка ДОО. Участие в проведении: досугов, походов, экскурсий, праздников, дней здоровья, творческих мастерских, КВН, тематических вечеров, конкурсов, проектов, акций, театрализованных представлений для детей «Встречи с интересным человеком», «Гость группы». Участие родителей в изготовлении: совместных с детьми поделок, рисунков для выставок в ДОО, семейных газет, семейныхальбомов костюмов для театрально-игровой деятельности детей, других атрибутов для обогащения предметно-пространственной среды группы.

Слайд 7

Взаимодействие с семьей в музыкальной деятельности осуществляется в следующих формах: Открытые музыкальные занятия, «День открытых дверей ». Информирование в социальных сетях. Мастер-классы, тренинги, занятия-практикумы . Музыкальные проекты « Топни ножка моя», «Битва хоров», «Татр – Творчество – Дети » совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации Информационно - аналитический стенд Индивидуальные беседы с родителями . Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье Папки – передвижки.

Слайд 8

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации. Создает оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника

Оглавление Введение…………………………………………………………………………....3Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника…………………………………..5Проект  «Умелые...

«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей».

Художественно-эстетическое развитие— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и созд...

«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей »

Презентация по теме«Интеграция  различных видов художественно-творческой  деятельности детей »...

Педагогический проект «Повышение уровня сотрудничества с родителями дошкольников с ОВЗ путем вовлечения их в различные формы совместной деятельности».

ДОУ компенсирующего вида призваны, помочь родителямдетей с ОВЗ, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, могут научить родителей видеть и понимать «особые» потребности ...

Совместное мероприятие с родителями(Работа по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность- изготовление светофоров) август 2020г.

    Цели:-Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада;  гордости за свою семью;-Формирование у детей представления о ПДД;-Развитие взаимоотношения в...

Конспект проведения различных видов совместной музыкальной деятельности в младшей группе

Тема: «На Лесной полянке»Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость у детей младшего дошкольного возраста, через различные виды музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные: Формировать...