«Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного, дополнительного образования
и воспитания
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема «Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности»
ВЫПОЛНИЛА:
Емельянова Светлана Владимировна,
Музыкальный руководитель, МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №47, город Североморск
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Зимина Юлия Николаевна,
старший преподаватель кафедры ДДОиВ
Мурманск
2021г.
Оглавление
Ведение……………………………………………………………………...3
Основная часть
Система работы детского сада с семьями воспитанников………………4
Взаимодействие с семьями в музыкальной деятельности…………........7
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………….....11
Приложение……………………………………………………………….12
Введение
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Семья – это естественная среда развития ребенка, в которой закладывается будущее личности. Когда ребенок поступает в ДОУ, то автоматически создается треугольник: родители, ребенок, педагоги. Родители становятся социальными заказчиками ДОУ, так как взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Актуальность: Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Задача: Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.
Цель: Формирование активной позиции родителей как участников музыкально- образовательного процесса.
Участники: Родители и воспитанники групп, музыкальный руководитель, воспитатели и специалисты МБДОУ.
Основная часть
1.1 Система работы нашего детского сада с семьями воспитанников включает в себя пять этапов:
I этап – рекламный. ( см. Приложение 1)
Цель: пропаганда и популяризация дошкольного образования.
Формы, методы и приёмы работы с родителями на Iэтапе: родительское собрание до поступления ребёнка в детский сад, с применением мультимедийной презентации, рекламного буклета, экскурсии по детскому саду; фотовыставки, стенгазеты и различные стенды, размещённые в группах и по коридорам детского сад; приглашение родителей посетить детский сад вместе с ребенком до постоянного посещения, чтобы познакомиться с условиями группы.
II этап–диагностический. ( см. Приложение 2)
Цель: изучение семьи - выявление уровня осведомленности и образовательных потребностей родителей.
Формы, методы и приёмы работы с родителями на IIэтапе: личные беседы, анкетирование, специальные закрытые ящики с надписью «Почта», в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе ДОО в целом и группы в частности, посещение семьи на дому (патронаж).
III этап – выбор наиболее эффективных форм работы с семьей. ( см. Приложение 3)
IV этап – внедрение выбранных форм работы с семьёй. ( см. Приложение 4)
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.
На данных этапах осуществляется выбор и применение наглядно-информационных, индивидуальных и общих (фронтальных) форм работы с родителями
Vэтап –контрольный. ( см. Приложение 5)
Цель: изучение результатов взаимодействия дошкольной организации с семьей.
На V этапе работа педагогов заключается в сборе и обработке информации о степени удовлетворённости родителей результатами образовательного процесса за учебный год. Полученные аналитические данные используются воспитателями и специалистами ДОО для корректировки перспективного и календарного планирования работы с родителями в следующем учебном году.
Таким образом, опираясь на систему работы детского сада с родителями я подобрала следующие формы работы необходимые для вовлечения родителей в музыкально – творческую деятельность:
1.2. Взаимодействие с семьей в музыкальной деятельности осуществляется в следующих формах:
- Открытые музыкальные занятия, «День открытых дверей».
Целью является повышение родительской компетентности в сфере всех видов музыкальной деятельности; индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; по закреплению навыков и умений, приобретённых в в детском саду.
- Видео материалы моментов музыкальных занятий и участий в проектах сада, на страничках в соц. сетях, в группе МБДОУ, где родители могут оставлять комментарии, предложения, идеи для развития или организации творческих исполнений и участий в конкурсах с детьми. А так же пройти анкетирование в электронном формате.
- Мастер-классы, тренинги, занятия-практикумы.
Целью является приобретение родителями практических навыков музыкального развития (здоровьесберегающих технологий: дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, , речевые игры с инструментальным сопровождением и т. д); Знакомство и использование Орф технологии на совместных практикумах с родителями и детьми. С целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра, кроссворды.).
- Музыкальные проекты « Топни ножка моя», «Битва хоров», «Татр – Творчество – Дети»
С целью повысить интерес детей и родителей к пению, хореографии, театральной деятельности; Воспитывать желание принимать участие в конкурсах, играх и развлечениях, выполнять правила поведения на общих мероприятиях.
- Конечно, самой распространенной формой являются совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние ярмарки», «8 Марта», «Масленичные гуляния», «Папа, мама, я - спортивная семья»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
Подготовка отдельных номеров;
Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
Помощь в оформлении помещения;
Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
- Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
Значимости музыкального воспитания детей;
Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
Фотографии занятий, выступлений.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей,
- Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте и как это сделать правильно (в каком песенном диапазоне, певческая установка, правильное дыхание и т. д.)
Заключение
Считаю, что если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. А значит:
1) повысится уровень развития музыкальных способностей детей:
2)повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они станут активными участниками педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;
3) возрастёт уровень внимания родителей к жизни ребенка в ДОУ;
4) родители станут более компетентными в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
5) обогатится опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию. Организация взаимодействия музыкального руководителя с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. - С.52-58.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4. – С. 66.
3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. – С. 80.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1. С.120.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М : Сфера, 2004.
7. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – С. 82.
8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С. 139.
9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2006 С.81.
10. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.- С. 53.
11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.- С. 29.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Мероприятия и план работы с родителями:
Сентябрь
1.Познакомить родителей с возрастными особенностями детей каждой группы и задачами музыкального воспитания на родительских собраниях.
2.День открытых дверей «Наш любимый детский сад».
3.Консультация «Музыкальное воспитание в семье» (младшие группы)
4.Квест «Экологические тропинки» (старшие группы)
Октябрь
5.Консультация «Учим ребенка слушать музыку» (младшие группы)
6.Участие в подготовке и проведении Осенних праздников (изготовление костюмов и атрибутов) (все группы).
7.Конкурсы чтецов (старший возраст)
8.Фестивали чтецоы(младший возраст)
Ноябрь
9.Консультация «Музыкотерапия и ее влияние на человека». (подг. гр.)
10. Беседа «Создание условий для воспитания музыкой ребенка дома» (средние группы)
11.Проект «Топни ножка моя» старшие группы)
Декабрь
12.Консультация «Родителям о музыкальном воспитании дошкольников». (все группы)
13.Участие в подготовке Новогоднего утренника. (все группы)
Январь
14.Беседа «Воспитание интереса у детей к музыке». (средние гр.)
15.Конкурсы чтецов (старший возраст)
16.Фестивали чтецов(младший возраст)
17. «Научите ребенка слушать музыку». Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детям дома
Февраль
18.«В гостях у Масленицы» (совместный досуг)
2.Консультация «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка»
19.Папа, мам, я – спортивная семья ( совместный досуг)
20. Консультация «Культура досуга в семье» (средние группы)
21.Олимпиада «Спорт в жизни семьи» (старший возраст)
Март
22. Участие родителей в изготовлении атрибутов и костюмов к празднику «8 Марта» (все группы)
23. Консультация "Формирование основ музыкальной культуры"
Апрель
24.Круглый стол «Как воспитать творческую активность у детей» (подготовительные группы)
25. Семинар-практикум «Формирование ритмического, динамического и тембрового слуха у детей». (средние группы)
26. Конкурсы чтецов (старший возраст)
27.Фестивали чтецов(младший возраст)
Май
1.Беседа о музыкальных способностях детей по результатам итоговой диагностики. (все группы)
2. Консультация «Роль пения в обучении детей правильной речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Задача: Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Цель: Формирование активной позиции родителей как участников музыкально- образовательного процесса. Участники : Родители и воспитанники групп, музыкальный руководитель, воспитатели и специалисты МБДОУ.
СИСТЕМА РАБОТЫ ДОО С СЕМЬЁЙ I этап – рекламный II этап – диагностический III этап – выбор наиболее эффективных форм работы с семьёй. Педагогическое просвещение родителей. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе ДОО. V этап – контрольный IV этап – внедрение выбранных форм работы с семьёй
ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Общие (фронтальные): родительские собрания, семейный клуб, рекламные дни, презентация ДОО, практикумы, тренинги. Индивидуальные, подгрупповые: ежедневное непосредственное общение с родителями, беседы, консультации, библиотечка семейного чтения, телефон доверия, тетрадь отзывов и предложений. Наглядно-информационные: газеты, тематические выставки, ширмы- раскладки, папки- передвижки, фотоальбомы, фотостенды, рекламные объявления, информация на сайте ДОО.
ФОРМЫ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Участие родителей в административно-хозяйственной работе ДОО: в работе Совета ДОО, в работе родительского комитета ДОО, в субботниках по уборке и озеленению участка ДОО. Участие в проведении: досугов, походов, экскурсий, праздников, дней здоровья, творческих мастерских, КВН, тематических вечеров, конкурсов, проектов, акций, театрализованных представлений для детей «Встречи с интересным человеком», «Гость группы». Участие родителей в изготовлении: совместных с детьми поделок, рисунков для выставок в ДОО, семейных газет, семейныхальбомов костюмов для театрально-игровой деятельности детей, других атрибутов для обогащения предметно-пространственной среды группы.
Взаимодействие с семьей в музыкальной деятельности осуществляется в следующих формах: Открытые музыкальные занятия, «День открытых дверей ». Информирование в социальных сетях. Мастер-классы, тренинги, занятия-практикумы . Музыкальные проекты « Топни ножка моя», «Битва хоров», «Татр – Творчество – Дети » совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации Информационно - аналитический стенд Индивидуальные беседы с родителями . Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье Папки – передвижки.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации. Создает оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение уровня сотруднчества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные формы совместной деятельности"
Публикация обощённого опыта по работе с родителями в детском саду....
Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника
Оглавление Введение…………………………………………………………………………....3Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника…………………………………..5Проект «Умелые...
«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей».
Художественно-эстетическое развитие— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и созд...
«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей »
Презентация по теме«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей »...
Педагогический проект «Повышение уровня сотрудничества с родителями дошкольников с ОВЗ путем вовлечения их в различные формы совместной деятельности».
ДОУ компенсирующего вида призваны, помочь родителямдетей с ОВЗ, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, могут научить родителей видеть и понимать «особые» потребности ...
Совместное мероприятие с родителями(Работа по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность- изготовление светофоров) август 2020г.
Цели:-Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; гордости за свою семью;-Формирование у детей представления о ПДД;-Развитие взаимоотношения в...
Конспект проведения различных видов совместной музыкальной деятельности в младшей группе
Тема: «На Лесной полянке»Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость у детей младшего дошкольного возраста, через различные виды музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные: Формировать...